Дельфийский оракул. Деметра. Деянира
ДЕЛЬФИЙСКИЙ ОРАКУЛ
Святилище Аполлона в Фокиде, самое знаменитое прорицалище древности, общегреческий религиозный центр у подножья Парнаса. Древнейший храм возник в середине IX в. до н. э. Согласно мифу, Аполлон сам избрал место своего святилища, после того как убил здесь Пифона, огромного змея, преследовавшего Лето (мать Аполлона). В сокровенную часть храма, где находился оракул, никто не мог входить, кроме жрицы‑ вещательницы (пифии), которая отпивала глоток воды из священного ручья Кассотиды, жевала листья лавра (дерева, посвященного Аполлону) и садилась на золотой треножник на расселиной скалы. Впав в экстатическое состояние, пифия выкрикивала бессвязные слова, которые потом жрецы истолковывали как волю Аполлона.
ДЕМЕТРА
Греческая богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону. Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Благожелательная к людям, Деметра наполняет амбары земледельца запасами. К ней взывают, чтобы зерна вышли полновесными и чтобы удалась пахота. Деметра научила людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Иасионом, и плодом этого брака был Плутос – бог богатства и изобилия. Она также научила Триптолема, сына элевсинского царя, засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зерна пшеницы, которыми он засеял всю землю. В Гомеровском гимне Деметре рассказывается о похищении дочери богини, Персефоны, царем подземного мира Аидом. Богиня долго странствовала в поисках дочери; приняв образ доброй старушки, она пришла в соседний с Афинами Элевсин в дом царя Келея. Ее приветливо встретили, и впервые после потери дочери Деметра развеселилась от забавных шуток служанки Ямбы. Она воспитывала царского сына Демофонта и, желая сделать его бессмертным, натирает мальчика амброзией и закаляла в огне. Но после того как супруга царя случайно увидела эти магические манипуляции, богиня удалилась, открыв свое имя и приказав построить в свою честь храм. Именно в нем и воссела Деметра, горюя по дочери. На земле наступил голод, люди стали умирать, и Зевс приказал вернуть Персефону матери. По решению Зевса две трети года дочь проводит с Деметрой, и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду.
Деметре посвящался праздник Фесмофорий, где ее чествовали вместе с Персефоной; их именовали «двумя богинями» и клялись именем «обеих богинь». Главное священное место Деметры – Элевсин в Аттике, где проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Деметры, ее странствия в поисках дочери, тайную связь между живым и мертвым миром, физическое и духовное очищение. Павсаний описывает храм Деметры Элевсинской в Аркадии, где рядом соседствовали мраморные статуи Деметры, Персефоны и Диониса. В римской мифологии Деметре соответствует Церера.
ДЕЯНИРА
В греческой мифологии дочь Ойнея, царя Калидона, сестра героя Мелеагра и супруга Геракла. Геракл, спустившись в царство мертвых за Кербером, встретил там Мелеагра, который просил его взять в жены Деяниру. Соперником Геракла был речной бог Ахелой. Отломив Ахелою, принявшему облик быка, один рог, Геракл одержал над ним победу и женился на Деянире; от Геракла она родила сыновей Гилла, Ктесиппа, Глена, Онита и дочь Макарию. При переправе Геракла и Деяниры через реку Эвен кентавр Несс посягнул на ехавшую на нем верхом Деяниру. Геракл поразил Несса стрелой, и кентавр, умирая, посоветовал Деянире собрать его кровь – она якобы поможет сохранить любовь Геракла. Узнав, что Геракл собрался жениться на захваченной им в Эхалии Иоле, Деянира пропитала кровью Несса хитон и послала его Гераклу. Однако кровь Несса, погибшего от смазанной желчью лернейской гидры стрелы Геракла, превратилась в яд, от которого Геракл и погиб. По Софоклу, Деянира, узнав о случившемся, закололась мечом.
ДИАНА
Римская богиня растительности, олицетворение луны. Ее отождествляли с Артемидой и Гекатой, отчего она получила эпитет Тривия – «богиня трех дорог», толковавшийся и как знак тройной власти Дианы: на небе, земле и под землей. Диана считалась богиней‑ покровительницей Латинского союза, и с переходом главенства в этом союзе к Риму царем Сервием Туллием был основан на Авентине храм Дианы; годовщина основания храма считалась праздником рабов – servorum dies. Известны святилища Дианы в Кампании и в роще на озере Неми. С храмом Дианы на Авентине связано предание о корове, владельцу которой было предсказано, что тот, кто принесет ее в жертву Диане в этом храме, обеспечит своему городу власть над Италией. Царь Сервий Туллий, узнав об этом предсказании, хитростью завладел коровой, принес ее в жертву и прикрепил ее рога в храме. В римских провинциях под именем Дианы почитались туземные богини – «хозяйки леса», богини‑ матери, подательницы плодородия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|