Кекроп. Кентавры. Кербер (цербер). Керкопы
КЕКРОП
В греческой традиции афинский царь‑ автохтон (рожденный землей), получеловек‑ полузмей. Став первым царем Аттики, Кекроп назвал страну по своему имени: Кекропия. При нем произошел спор между Посейдоном и Афиной за обладание Аттикой; состязаясь в дарах жителям Аттики, Посейдон выбил источник воды, а Афина посадила оливу.
КЕНТАВРЫ
В греческой мифологии полулюди‑ полукони, обитающие в горах и лесных чащах. Кентавры – существа дикие, отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Пиндар в «Пифийских гимнах» излагает миф о рождении кентавров:
И в просторах великой опочивальни Он (Иксион) дерзнул на Диеву жену. Но всякая мера – по мерщику! Непутное ложе В гущу горя ввергло наложника: Он спал с тучей, Он ловил сладкую ложь, Незрячий! Видом она была, как небесная Кронова дочь, А восставила ее в хитрость ему Зевсова ладонь – Красную пагубу! И четыре спицы гибельно захлестнули его в узлы, И рукам и ногам его не уйти от пут, И что сказано ему – то сказано всем. Не стояли Хариты вокруг, Когда был рожден ему сын – не сын, Единственный от единственной, Не в чести меж людей, ни в уставах богов, И вскормившая назвала его Кентавром. Он смешался с магнесийскими кобылицами У круч Пелиона, И от них рождено чудное полчище, Схожее с обоими, – Снизу как мать, сверху как отец.
Кентавры воспитывали героев (Ясона, Ахилла) – и сражались с ними. Они смертны, бессмертен лишь наставник Ахилла Хирон. Но и он, страдая от раны, нанесенной Гераклом, жаждет смерти и потому отказывается от бессмертия в обмен на освобождение Прометея. Вот что сказано у Аполлодора: «Четвертым из подвигов Эврисфей назначил принести живым Эриманфского вепря. Этот зверь опустошал окрестности города Псофиды… Проходя через Фролою, Геракл был радушно принят кентавром Фолом… Когда Геракл попросил вина, Фол ответил, что боится открыть общую, принадлежавшую всем кентаврам бочку. Тогда Геракл посоветовал ему быть смелее и сам открыл эту бочку. Вскоре привлеченные запахом вина кентавры сбежались к пещере Фола, схватив кто огромный камень, кто целую сосну». Геракл прогнал кентавров, и они тогда бросились к Хирону, а Геракл погнался за ними. «Целясь из лука в кентавров, столпившихся вокруг Хирона, Геракл выпустил стрелу, но она, пронзив плечо кентавра Элата, засела в колене Хирона. Глубоко огорченный этим, Геракл подбежал и, вытащив стрелу, приложил к ране лекарство… Но рана была неизлечимой, и кентавр удалился в пещеру, желая там умереть. Однако умереть он не мог, так как был бессмертен; тогда Прометей предложил себя Зевсу в обмен, тот сделал его бессмертным, а Хирон скончался».
Наиболее известный мифический сюжет, связанный с кентаврами, – так называемая кентавромахия, или битва кентавров с лапифами. Эта битва разгорелась из‑ за того, что кентавры попытались похитить себе жен у своих соседей‑ лапифов. Подробный рассказ об этом сражении, завершившемся победой лапифов, можно найти в «Метаморфозах» Овидия.
КЕРБЕР (ЦЕРБЕР)
В греческой мифологии чудовищный пес, страж аида. Это трехглавое чудовище со змеиным хвостом; его туловище усеяно головами змей. Кербер – одно из порождений Эхидны и Тифона (другие – лернейская гидра и немейский лев). Совершая свой двенадцатый подвиг, Геракл связал Кербера и вывел его из аида, но затем вернул обратно. По рассказу Овидия, Медея, чтобы покончить с Тезеем, варила аконит – цветок, выросший из пены Кербера:
Чтобы его извести, аконит заварила Медея, –
Ею он был привезен когда‑ то со скифских прибрежий. Произвели же его, как о том говорится в преданье, Зубы Ехиднина пса. Пещера с отверстием черным Есть при дороге крутой, по которой тиринфянин храбрый Цербера‑ пса, что идти упирался, глаза от сверкавших Солнца лучей отвратив, на цепи адамантовой к свету Вывел. А тот, разъярясь, возбуждаемый бешеной злобой, Громким лаем тройным одновременно воздух наполнил И по зеленым лугам разбросал белесую пену. Пена пустила ростки, говорят, и, влагу впивая Из плодоносной земли, получила зловредную силу. Этот живучий цветок, растущий на твердых утесах, Жители сел аконитом зовут.
КЕРКОПЫ
В греческой мифологии братья, за постоянную ложь превращенные Зевсом в обезьян. Овидий в «Метаморфозах» говорит:
Древле родитель богов, рассердясь на обманы керкопов, На нарушение клятв, на коварные их преступленья, Этих людей превратил в животных уродливых, – чтобы Были несхожи они с человеком, но вместе и схожи. Члены он их сократил; опустил и приплюснул им ноздри; Избороздил им лицо, стариковские придал морщины И, целиком все тело покрыв им рыжею шерстью, В этих местах поселил; предварительно речи способность Отнял у их языков, уродившихся для вероломства: Жалобы лишь выражать дозволил им хрипом скрипящим.
По другой версии мифа, изложенной Аполлодором, керкопы – уродливые существа, разбойники, убивавшие путников. Их победил Геракл.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|