Семеро против Фив. Серапис (сарапис). Сервий Туллий. Сивиллы (сибиллы)
СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ
В греческой традиции поход против Фив, предшествовавший Троянской войне. Основной причиной похода явилась вражда между сыновьями Эдипа – правившим в Фивах Этеоклом и претендовавшим на престол Полиником. Изгнанный Этеоклом из Фив Полиник получил убежище у аргосского царя Адраста, женился на его дочери Аргии и убедил своего тестя возглавить объединенное войско, состоявшее из семи отрядов под командованием семи полководцев (по числу ворот в Фивах). У всех античных авторов участниками похода называются Полиник, Тидей (второй зять Адраста), Амфиарай, Капаней и Парфенопей; обычно вместе с ними упоминается также Гиппомедонт и Этеокл‑ аргосец. По Эсхилу, семеро вождей поклялись разорить до основания город Кадма, совершили жертвоприношения Аресу и Фебу‑ Аполлону, а затем бросили жребий, кому из них к каким воротам вести войско. В ходе осады Полиник убил Этеокла; фиванский царевич Менекей принес себя в жертву родному городу (узнав из пророчества, что таким образом он спасет Фивы от разорения), а все вожди, пришедшие под Фивы со своими войсками, пали у стен города. В следующем поколении детям павших вождей (эпигонам) удалось взять и разорить город. Это событие, согласно преданию, произошло незадолго до начала Троянской войны.
СЕРАПИС (САРАПИС)
Бог эллинистического мира. Культ Сараписа был введен основателем династии Птолемеев в Египте Птолемеем I Сотером (правил в 305–283 г. до н. э. ). В образе и имени Сераписа (первоначально имя произносилось Осарапис) соединились египетские боги Осирис и Апис. Подобно Апису и Осирису, Серапис являлся богом плодородия, был связан с загробным культом, считался богом мертвых, повелителем стихий и явлений природы, владыкой наводнений и богом солнца. Греки отождествляли Сераписа с Посейдоном, Аидом, Аполлоном и даже с Зевсом.
СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ
В римской традиции предпоследний царь Рима. По Ливию, Сервий Туллий построил Сервиеву стену и установил законы о разделении граждан в соответствии с имущественным цензом.
СИВИЛЛЫ (СИБИЛЛЫ)
В греческой мифологии пророчицы, в священном экстазе предрекавшие будущее. Свои предсказания сивиллы давали в стихотворной форме – гекзаметром. Павсаний возводит историю Сивилл к некой Герофиле: «Тут есть скала, высоко поднимающаяся над землей. Дельфийцы говорят, что, стоя на ней, пела свои пророчества женщина по имени Герофила, а по прозванию Сивилла… Она, по моим расследованиям, восходила наравне с другими к самым древним временам. Эллины говорят, что она была дочерью Зевса и Ламии… что из женщин она первой стала петь свои предсказания и ливийцами была… названа Сивиллой». Позднее традиция стала насчитывать от двух до десяти сивилл, каждую из которых называли по месту обитания. Наиболее известны и по сей день дельфийская и кумская сивиллы. Сивиллы предсказали гибель Трои и извержение Везувия, одна из них покровительствовала герою Энею и предрекла великое будущее основанному им Риму. Кумская сивилла, по свидетельству Дионисия Галикарнасского, предложила царю Тарквинию Приску купить у нее т. н. «сивиллины книги» (всего их было девять). Царь отказался, и тогда она сожгла три, а чуть погодя – еще три. Наконец царь внял советам мудрецов и купил последние три книги. Известны следующие сивиллы: – Персидская; – Ливийская; – Дельфийская; – Эритрейская; – Киммерийская; – Самосская; – Кумская; – Гелесспонтская; – Фригийская; – Тибуринская; – Эпирская; – Египетская. Овидий в «Метаморфозах» излагает миф о кумской сивилле, в которую влюбился бог Аполлон. Сивилла в ответ на восклицание Энея, назвавшего ее богиней, ответила:
Я не богиня, о нет; священного ладана честью Смертных не мни почитать. Чтобы ты не блуждал в неизвестном, Ведай, что вечный мне свет предлагался, скончания чуждый, Если бы девственность я подарила влюбленному Фебу. Был он надеждою полн, обольстить уповал он дарами Сердце мое, – «Выбирай, о кумская дева, что хочешь! – Молвил, – получишь ты все! » – и, пыли набравши пригоршню, На бугорок показав, попросила я, глупая, столько Встретить рождения дней, сколь много в той пыли пылинок. Я упустила одно: чтоб юной всегда оставаться! А между тем предлагал он и годы, и вечную юность, Если откроюсь любви. Но Фебов я дар отвергаю, В девах навек остаюсь; однако ж счастливейший возраст Прочь убежал, и пришла, трясущейся поступью, старость Хилая, – долго ее мне терпеть; уж семь я столетий Пережила; и еще, чтоб сравниться с той пылью, трехсот я Жатв дождаться должна и сборов трехсот виноградных. Время придет, и меня, столь телом обильную, малой Долгие сделают дни; сожмутся от старости члены, Станет ничтожен их вес; никто не поверит, что прежде Нежно пылали ко мне, что я нравилась богу. Пожалуй, Феб не узнает и сам – и от прежней любви отречется. Вот до чего изменюсь! Видна я не буду, но голос Будут один узнавать, – ибо голос мне судьбы оставят.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|