Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Скилла (сцилла). Спарты. Стимфалийские птицы. Стриги (стринги)




СКИЛЛА (СЦИЛЛА)

 

В греческой мифологии морское чудовище. Оно обитало в пещере с одной стороны узкого пролива (с другой жила Харибда). У Скиллы было шесть собачьих голов, зубы в три ряда в каждой пасти и двенадцать ног. Впрочем, Овидий утверждает, что облик Скиллы был иным:

 

Скилла тут справа, а там беспокойная, слева, Харибда

Буйствуют: эта корабль пожрет, захватив, и извергнет;

Той же свирепые псы опоясали черное лоно, –

Девье при этом лицо у нее. Коль поэтов наследье

Все целиком не обман, то когда‑ то была она девой.

Много просило ее женихов; и, всех отвергая,

К нимфам морским – ибо нимфам была она очень любезна –

Шла и рассказы вела о любви молодых несчастливцев.

 

В Скиллу влюбился морской бог Главк. Раздраженный ее отказом, он обратился за помощью к волшебнице Кирке, а та из ревности к Главку превратила Скиллу в чудовище.

Гомер рассказывает, что мимо Скиллы и Харибды удалось проплыть Одиссею, который потерял при этом шестерых спутников:

 

Мы, объятые ужасом бледным,

В трепете очи свои на грозящую гибель вперяли.

Тою порой с корабля шестерых, отличавшихся бодрой

Силой товарищей, разом схватя их, похитила Скилла;

Взор на корабль и на схваченных вдруг обративши, успел я

Только их руки и ноги вверху над своей головою

Мельком приметить: они в высоте призывающим гласом

Имя мое прокричали с последнею скорбию сердца.

 

 

СОЛ

 

Римский бог солнца. Сол отождествлялся с греческим Гелиосом, а в период империи – с восточными солнечными божествами, прежде всего с Митрой. Император Элагабал в 218 г. н. э. перевез в Рим каменный идол Сола Непобедимого (Sol Invictus); император Аврелиан в 274 г. ввел в Риме культ Sol Invictus.

 

СОТЕР

 

В античной традиции эпитет богов‑ избавителей – Асклепия, Сераписа, Диоскуров, а также Зевса. В переводе с греческого Сотер означает «спаситель». Этим именем в Риме называли и Митру.

 

СПАРТЫ

 

В греческой мифологии чудесные воины, выросшие из земли, в которую герой Кадм, основатель Фив, бросал зубы убитого им дракона. Они появились на свет в полном вооружении и немедля затеяли бой друг с другом. Аполлодор говорит: «Начав бой, они перебили друг друга: одни из них вступили в схватку умышленно, другие же по недоразумению». Уцелело всего пятеро спартов, за одного из которых – Эхиона – Кадм выдал свою дочь.

 

СТИМФАЛИЙСКИЕ ПТИЦЫ

 

В греческой мифологии чудовищные птицы с медными клювами, когтями и перьями, последние они метали как стрелы. Победа над стимфалийскими птицами была шестым подвигом Геракла. Аполлодор говорит: «В области города Стимфала в Аркадии находилось болото, называвшееся Стимфалийским, окруженное густым лесом. В этот лес слеталось бесчисленное множество птиц, спасаясь от волков. Когда Геракл оказался в затруднении, не зная, как выгнать птиц из этого леса, Афина дала ему медные погремушки, полученные ею от Гефеста. Геракл, сев под горой, расположенной поблизости от болота, стал ударять в эти погремушки и напугал птиц, которые не выносили шума и в страхе взлетали. Действуя таким способом, Геракл их всех перестрелял».

Р. Грейвс добавляет к описанию наружности стимфалийских птиц: «Стимфалийские птицы были размером с журавля и очень напоминали ибисов, если не считать, что своим клювом они могли пробить металлический нагрудник и он не был у них загнут. Они также водились в Арабской пустыне и наводили больше страха, чем львы и леопарды, когда камнем падали человеку на грудь, пронзая ее клювом. Арабские охотники научились изготавливать защитные нагрудники, плетенные из лыка, в которых застревали смертоносные клювы, и человек мог свернуть голову напавшей на него птице… По некоторым свидетельствам, стимфалийские птицы были женщинами… которых Геракл убил за то, что они отказали ему в гостеприимстве».

 

СТРИГИ (СТРИНГИ)

 

В римской мифологии ведьмы, потомки гарпий, нападавшие ночами на младенцев в облике сов‑ сипух. Овидий в «Фастах» говорит:

 

Хищных порода есть птиц, не тех, что томили Финея

Голодом жутким, но тех, что происходят от них:

Головы их велики, очи зорки, а клюв беспощаден,

В крыльях видна седина, крючьями когти торчат.

Ночью летают, хватают детей в пеленах колыбельных

И оскверняют тела этих младенцев грудных.

Клювами щиплют они, говорят, ребячьи утробы

И наполняют себе выпитой кровью зобы.

 

Впрочем, Петроний в «Сатириконе» утверждает, что стриги всего‑ навсего подменяют младенцев, оставляя родителям соломенные чучела: «…помер у самого у нашего наперсничек – жемчужинка, и умница, и все что хотите. Как, значит, по нем мать‑ то бедняжка заголосила, да и многие из наших тогда пригорюнились, а ведьмы как начали – словно собаки по зайцу гонять… Только мать захотела мертвенького сынишку обнять, тронула – а там, видит, чучело соломенное лежит! Ни тебе сердца у него, ни кишок, ничегошеньки! Видно, ребенка‑ то ведьмы сцапали да заместо него куклу соломенную подсунули».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...