Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Теоретико-методологические основы тифлопсихологии




СУРДОПСИХОЛОГИЯ

Темы практических занятий

Тема 1. основы сурдопсихологии.

Вопросы и задания:

1. Определите предмет и задачи сурдопсихологии.

2. Какое влияние оказывает сурдопсихология на организацию процесса обучения и воспитания детей с нарушениями слуха?

3. Назовите причины нарушений слуха.

4. На основании, каких критериев проведена психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха?

5. Какие биологические и социальные факторы определяют психическое развитие детей, имеющих нарушение слуха?

6. Охарактеризуйте закономерности психического развития детей, имеющих нарушения слуха, как общие, характерные для слышащих, так и специфические.

7.Как развиваются разные виды ощущений и восприятия у детей с нарушенным слухом?

8. Чем обусловлено своеобразие в развитии внимания и его свойству глухих детей? Назовите основные условия развития произвольного внимания у данной категории детей.

9. Чем обусловлено своеобразие в развитии образной памяти нарушенным слухом? Перечислите конкретные проявления отставания в развитии словесной памяти у детей с нарушенным слухом?                                                                                      

10. Охарактеризуйте основные закономерности развития мышления у детей с нарушенным слухом

11. Сформулируйте основные направления работы по развитию личности детей с нарушенным слухом.

12. Изменяется ли развитие речи ребенка в зависимости от времени и степени нарушения слуха?

13. Каковы условия овладения речью глухими детьми?

14. Какие трудности при овладении грамматическим строем речи испытывают глухие дети?

15. Назовите виды речи, которыми овладевает глухой ребенок.

16. Опишите алгоритм обследования состояния речи у глухих и слабослышащих детей.

17. Проведите обследование речи и дайте характеристику состояния речи слабослышащих и глухих детей.

Литература:

1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /  Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2001. – 203 с.

2. Сурдопедагогика: учеб. для студ. пед. вузов, обуч. по спец. 031600 "Сурдопедагогика"/ ред. Е. Г. Речицкая. – М.: Владос, 2004. – 655 с.

3. Специальная психология: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по дефектолог. спец. / [В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Рогозина и др.]; под ред. В. И. Лубовского. – [6-е изд., испр. и доп.]. – М.: Академия, 2009. – 560 с.

4. Шипицына, Л. М.. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения: учеб. для студентов вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика", "Сурдопедагогика", "Олигофренопедагогика", "Спец. психология"/ Л. М. Шипицына, И. А. Вартанян. – М.: Академия, 2008. – 432 с. 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Рассмотреть основные этапы становления взглядов на перспективы и методы обучения и воспитания детей с недостатками слуха.

2. Ознакомиться с историей развития системы дошкольного воспитания и школьного обучения глухих и слабослышащих детей.

3. Составить сравнительную таблицу групп детей с недостатками слуха по следующим параметрам:

- возможности восприятия звуков;

- средства общения, возможности развития устной речи;

- особенности познавательных процессов;

- особенности эмоционально-волевой сферы и личности.

4. Подобрать и, при необходимости, адаптировать методики исследования внимания, восприятия, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы для детей с недостатками слуха различных возрастных групп.

5. Ознакомиться с основными аспектами проблемы социальной интеграции лиц с недостатками слуха. Определить роль таких факторов, как состояние сформированности речевого общения, психологическая готовность к интеграции самых лиц с недостатками слуха и окружающих людей с нормальным слухом, деятельность общественных организаций, позиция государства и местных органов самоуправления

 

 

ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ

Планы практических занятий

Тема 1. Теоретико-методологические основы тифлопсихологии

Вопросы и задания:

1.Определите предмет и задачи тифлопсихологии.

2.Назовите причины нарушений зрения.

3.На основании, каких критериев проведена психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями зрения?

4. Какие особенности возникают в психофизических закономерностях ощущений при слепоте и слабовидении?

5. Охарактеризуйте роль отдельных видов ощущений при дефектах зрения. Как развиваются отдельные виды ощущений при слепоте и слабовидении? В чем заключается их компенсаторная функция?

6. Раскройте роль восприятия в познавательной деятельности. Покажите, какие особенности в его типах и их соотношении возникают при нарушениях зрения.

7. Что собой представляет физиологический механизм восприятия? Возникают ли в нем какие-либо особенности при нарушениях зрения?

8. В чем заключаются особенности зрительного восприятия частично зрячих и слабовидящих?

9. Какова природа осязательного восприятия? Перечислите его основные формы и способы.

10. Дайте сравнительную характеристику зрительного и осязательного восприятия.

11. Что представляет собой приборное восприятие? В чем заключается его роль в компенсации слепоты и слабовидения?

12. Назовите основные особенности образов памяти при слепоте и слабовидении.

13. Какова роль отдельных органов чувств в ориентировке слепых?

14. Дайте характеристику и классификацию топографических представлений. На какой чувственной основе формируются топографические представления у слепых?

15. Какие технические средства используют слепые при ориентировке в пространстве?

16. Какие вилы и типы памяти формируются при нарушениях зрения?

17. В чем заключаются специфические особенности процессов памяти у слепых и слабовидящих? Существует ли зависимость продуктивности памяти от состояния зрительных функций?

18. Какую роль играет мышление в компенсации слепоты и слабовидения?

19. Какие теории мышления получили наиболее широкое распространение в тифлопсихологии?

20. В чем проявляется специфика мыслительной деятельности слепых и слабовидящих?

21. Как развиваются формы и виды мышления при дефектах зрения?

22. В чем специфика развития воссоздающего и творческого воображения слепых?

23. Дайте характеристику особого вида воображения - мечты слепых.

24. Изменяется ли роль внимания в деятельности человека при нарушениях зрения? Если да, то в каком плане?

25. Какие особенности в свойствах внимания возникают при слепоте?

26. Охарактеризуйте особенности внешнего проявления состояния внимательности при слепоте. Возможна ли коррекция возникающих в этой области отклонений?

Литература:

1. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак. – СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. – 271 с.

2. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста / Л.И. Солнцева. – М.: Полиграф-Сервис, 1997. – 121 с.

3. Специальная психология: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по дефектолог. спец. / [В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Рогозина и др.]; под ред. В. И. Лубовского. – [6-е изд., испр. и доп.]. – М.: Академия, 2009. – 560 с.

4. Шипицына, Л. М.. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения: учеб. для студентов вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика", "Сурдопедагогика", "Олигофренопедагогика", "Спец. психология"/ Л. М. Шипицына, И. А. Вартанян. – М.: Академия, 2008. – 432 с. 

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Подготовить сообщение по теме «Различные теории мышления в тифлопсихологии».

2. Изучить формы организации коррекционной работы по устранению недостатков речи у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста через анализ программ по дошкольному воспитанию детей с нарушениями зрения.

3. Подготовить сообщение по теме «Формы работы по предупреждению и коррекции особенностей личностного развития при нарушениях зрения».

4. Разработать рекомендации для родителей по предупреждению развития возможных особенностей личности ребенка с нарушением зрения.

5. Подобрать и адаптировать методики изучения особенностей личностного развития для детей старшего школьного возраста с нарушениями зрения.

6. Представить в виде схемы сравнительную характеристику зрительного и осязательного восприятия.

7. Составить библиографию статей по вопросам познавательного развития детей с нарушениями зрения.

8. Обозначить последовательность работы при обучении детей ориентированию в окружающем пространстве.

9. Раскрыть направления и содержание коррекционно-развивающей работы с лицами, имеющими нарушения зрения

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...