Теоретический аспект организации контроля знаний учащихся как важнейшего фактора обучения
План
Введение 1.1. Теоретический аспект организации контроля знаний учащихся как важнейшего фактора обучения 1.1. Историко-педагогические предпосылки становления тестового контроля в педагогической практике 1.2. Понятие контроля и его функции в обучении 1.3. Виды и формы контроля 2. Методология и технология построения тестовой системы контроля 2.1. Понятие и методика тестового контроля 2.2. Технология разработки тестовых заданий 2.3. Программируемый контроль знаний учащихся и методика построения компьютерного теста 3. Результаты эксперимента по созданию и апробации тестовой системы контроля 3.1. Характеристика структуры опытно-экспериментальной работы и её основных элементов 3.2. Анализ эффективности различных типов тестовых заданий Заключение Список использованных источников и библиографический список литературы
Введение
Проблема повышения надежности и эффективности контроля качества образования всегда была актуальной и подходить к её решению стоит со всей серьёзностью. В связи с этим в настоящее время ведется серьезная исследовательская и практическая работа по разработке и апробации различных систем педагогического мониторинга, построенные преимущественно на нормативном тестовом контроле знаний и умений обучающихся. Дидактические тесты прочно укрепились в международной образовательной практике как инструмент для объективной оценки знаний. Последнее десятилетие по этому пути идет и российская система образования, активно осваивающая тестовые технологии. Хорошо отлаженные, стандартизированные тестовые системы контроля по различным образовательным дисциплинам и предметам общеобразовательной и высшей школы активно внедряются и используются на всех управленческих уровнях системы образования.
Однако в российской системе образования прослеживается отставание в разработке дидактических тестов в организационном и технологическом аспектах постановки массового тестового контроля знаний и оно успешно, хотя и постепенно преодолевается. В последние годы на федеральном уровне были предприняты действенные шаги по развитию тестирования как одной из важнейших дидактических технологий. Хотя богатый образовательный потенциал России, научно-педагогический опыт уже проведенных теоретических и эмпирических исследований в данной области используется не полностью, актуальность обращения к нему обострилась и достаточно хорошо осознается в связи с решением о создании в России своих собственных измерителей качества знаний, умений и навыков. На уровне Министерства образования России был принят ряд решений о сертификации качества педагогических материалов, о проведении конкурса аттестационных технологий. Начинает воссоздаваться отечественная система квалиметрии и экспертизы качества диагностического инструментария. Накоплен опыт создания отдельных современных нормативных тестов, начаты исследования в области критериального тестирования, более адекватного гуманистической образовательной парадигме. Складываются благоприятные предпосылки для тестового контроля знаний на всех уровнях и для всех типов образовательных учреждений России. Но для этого необходим переход от методологии создания отдельных тестов к методологии и технологии создания тестовых систем контроля не только результатов, но и хода педагогического процесса в различных образовательных областях. Предшествующий зарубежный и отечественный опыт может быть использован при ее разработке лишь частично, поскольку он во многом заимствован из психодиагностики профотбора и не учитывает многообразия педагогических приемов и методов дидактического контроля. К тому же и этот опыт, и массовая практика его применения связаны, преимущественно, с созданием традиционных нормативных тестов или их системы на методологической основе знаниевой образовательной парадигмы. Для России, решающей задачу выхода на уровень современных международных образовательных стандартов, реализующей личностную ориентацию в образовании, важно максимальное использование достижений современной гуманистической педагогики и педагогической диагностики, в первую очередь ее раздела - дидактической тестологии.
Приведение качества контроля в соответствие с современными требованиями выдвигает на передний план проблему создания научно методически обоснованной, экспериментально апробированной тестовой системы многоэтапного контроля. Объект исследования: контрольно-измерительная и диагностическая деятельность учителя истории. Предмет исследования: тестирование как средство контроля исторических знаний учащихся. Цель исследования: разработать содержательную модель-конструкт тестовой системы контроля знаний школьников по истории. Цель, объект и предмет исследований дипломной работы позволяют определить следующие задачи: 1. Провести анализ историко-педагогических предпосылок и современного состояния тестового контроля в отечественной педагогике. 2. Раскрыть виды, функции и назначение контроля знаний учащихся. 3. Провести подбор и композицию тестовых заданий. 4. Осуществить экспериментальную проверку диагностических возможностей разработанной тестовой системы и различных типов тестовых заданий. Гипотеза исследования: использование тестовых заданий модель-конструкта при проверке знаний и умений учащихся способствует повышению качества их знаний. Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения: - теории тестового педагогического контроля (В.С.Аванесов); - теории создания тестов для системы образования (А.Н.Майоров); - теории моделирования учебных технологий (В.П.Беспалько); - теории оптимизации учебно-воспитательного процесса (Ю.К.Бабанский, Г.И.Щукина);
- теории ценностного восприятия личностью учебного материала (И.Я.Лернер); - теории системно-деятельностного подхода к становлению личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); - теории активизации познавательного интереса (Г.И.Щукина); - теории индивидуальных возрастных особенностей мотивации учения (А.К.Маркова). В области методологии построения тестовой системы контроля мною были учтены разработки Н.Ф. Ефремовой, Е.А. Михайлычева, С.А. Сафонцева, М.Б. Челышковой и др. Методы исследования. Для реализации поставленных задач и проверки исходных предположений мною были использованы: - теоретическое обобщение научных идей и взглядов, изложенных в психологии и педагогике по данной проблеме; - анализ нормативных документов Министерства образования РФ, Российской академии образования, школьных программ и проекта Государственного образовательного стандарта; - специальное тестирование и моделирование учебного процесса; - анкетирование, индивидуальные и групповые беседы с учащимися и учителями, наблюдения, интервью; - констатирующий и формирующий эксперименты; - методы статистической обработки результатов педагогического эксперимента. База исследования. Исследование осуществлялось на базе МОУ «Инская средняя общеобразовательная школа». В экспериментальной работе тестирования знаний по школьному курсу истории принимали участие учащиеся 5-9 классов. Исследование проводилось в несколько этапов. Проблемно-поисковый этап был связан с анализом истории проблемы и современной научно-педагогической и научно-методической литературы для определения степени разработанности проблемы. На диагностическом этапе делались аналитические и эмпирические срезы реального состояния проблемы, изучалась степень распространенности затруднений, типичные затруднения в диагностике как обучающихся, так и обучаемых. Разрабатывалась программа эксперимента, технология создания тестов и модель-конструкт тестовой системы контроля.
Опытно-экспериментальный этап был связан с апробацией подготовленных тестовых материалов, сбором, накоплением и обработкой данных, корректировкой полученных результатов. Научная новизна и теоретическая значимость исследования выражаются в следующем: - проведен историко-педагогический анализ истоков дидактической диагностики и тестирования, раскрывающий широкий спектр накопленных в педагогической науке приёмов дидактического контроля в гуманитарной области знания; - теоретически обоснована и сконструирована содержательная описательная модель-конструкт и существенные параметры проектируемой тестовой системы контроля по школьному курсу истории, адекватной требованиям гуманистической педагогики; экспериментально апробированы предложенные модели и конкретизированы требования к технологии создания целостной системе тестового контроля. Практическая значимость исследования заключается в том, что внедрение тестирования знаний учащихся, как показывают экспериментальные данные, позволяет достичь лучших результатов в процессе обучения по истории за счет оперативности и надежности, адресности коррекционных мероприятий; в результате апробации предложенной методологии построения тестов по истории повысилась индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Более четкие критерии оценивания знаний, предложенные в созданной системе, лучше ориентируют учащихся на личностный рост, на преодоление конкретных недостатков, выявленных в процессе тестирования; созданная тестовая система может быть применена при обучении истории на всех этапах обучения. На основе опыта разработки и апробации тестовой системы контроля разработана модель-конструкт тестовых систем.
Теоретический аспект организации контроля знаний учащихся как важнейшего фактора обучения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|