Правовые основы розыска детей в Российской Федерации
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание Введение ……………………………………………………………………………3 Глава 1. Общая характеристика розыска детей в Российской Федерации ……………………………………………………………………………..…5 1.1. Правовые основы розыска детей в Российской Федерации…………………………………………………………………………………5 1.2. Правовой анализ «Конвенции о гражданско – правовых аспектах похищения детей»…………………………………………………………………………8 Глава 2. Правовые и правоприменительные аспекты розыска детей в зарубежных странах ……………………………………………………………………12 2.1. Особенности розыска детей в странах с англо-саксонской системой права………………………………………………………………………………………12 2.2. Особенности розыска детей в странах с континентальной системой права……………………………………………………………………………………..15 2.3. Особенности розыска детей в странах с мусульманской системой права……………………………………………………………………………………..18 Заключение ………………………………………………………………………21 Приложение ………………………………………………………………………23 Список использованной литературы …………………………………………29
Введение В современном обществе институт семьи и брака претерпел коренные изменения. Данная трансформация связана с увеличением количества разводов и нежеланием официального оформления отношений между парами. Также данная деформация семейных отношений не может не сказаться на репродуктивной функции семьи. Ведь порой именно дети становятся жертвами разводов. Согласно официальным показателям Федеральной службе государственной статистики, за 2015 год в России распалось 502 тысячи супружеских пар[1].Исходя из этих данных, можем сделать вывод, что количество зарегистрированных браков в течение 5 лет практически держится на одном уровне, только в 2011 году наблюдается скачок в 100 тысяч.
Теперь посмотрим, как обстоят дела с разводами на том же промежутки времени. Мы наблюдаем, что в течение 5 лет, количество разводов колеблется от 600-700 тысяч.На 1000 человек населения приходиться примерно 4,7 разведенных супругов. Количество расторгнутых браков на протяжении 2011 – 2014 годов держится на высоком уровне[2]. Основными причинамиразвода у россиян являются алкогольная или наркотическая зависимость одного из супругов, тяжелое материальное положение и плохие отношения с родственниками супруга[3]. Очень серьезными являются последствия развода родителей для ребенка. Одним из таковых является эмоциональное потрясение ребенка. Зачастую, дети винят себя в разводе родителей. И, как правило, развод начинает негативно влиять на психику ребенка. Однако не всегда развод и решение вопроса об определении места жительства ребенка проходит спокойно. Так как родительский инстинкт супругов заставляет идти на крайности. Прежде всего, это кража ребенка у супруга, которому законом определено совместное проживание. Согласно изменениям, вступившим в силу 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в полномочия сотрудников Федеральной службы судебных приставов (далее по тексту – ФССП) входит объявление исполнительного розыска ребенка, незаконно перемещенного или удерживаемого на территории Российской Федерации[4]. Данное изменение законодательства особенно является актуальным в свете увеличения количества детей похищенных одним из родителей. Похищение детей одним из родителей сейчас частое явление. Однако привлечение такого лица к ответственности невозможно, так как семейное законодательство Российской Федерации прямо указывает, что родители имеют равные права на ребенка. То есть, похищение ребенка одним из родителей в России не признается преступлением, как например это предусмотрено в законодательстве Испании. Таким образом, актуальность рассматриваемой темы сомнений не вызывает.
Цель научного доклада заключается в анализе особенностей розыска детей в зарубежных странах. Задачами являются:определение правовых аспектов розыска детей в Российской Федерации, правовой анализ Конвенции о гражданско – правовых аспектов похищения детей и выделение особенностей розыска детей странах с мусульманской, англо – саксонской и континентальной системой права. Объектом научного доклада является опыт зарубежных стран в изучении вопроса о розыске детей. Предметом изучения являются общественные отношения, которые возникают в сфере розыска детей и определения их места жительства.
Глава 1. Общая характеристика розыска детей в Российской Федерации Правовые основы розыска детей в Российской Федерации Выступая, на юбилейном X съезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, Павел Астахов отметил особую важность воспитания детей, как неотъемлемую часть развития, процветания, национальной безопасности и целостности страны[5]. Государство уделяет большое внимание и оказывает всяческую поддержку семьи, материнству, отцовству и детству. Поэтому необходимо наличие в правовой системе страны четкого механизма, регулирующего отношения, возникающие при бракоразводном процессе и определении места жительства ребенка. С 1 января 2012 годавступили в силу изменения в исполнительном производстве, касающиеся передачи функции по организации и осуществлению розыска ребенка по исполнительному документу ФССП России[6]. Отметим, что ранее функции по розыску детей, похищенных одним из супругов, относились к компетенции органов внутренних дел. Так как семейное законодательство России предусматривает равенство прав и обязанностей родителей по отношению к ребенку. У органов Министерства внутренних дел не было никаких оснований для привлечения супруга, который увез без разрешения второго супруга ребенка из места его проживания. Ввиду отсутствия криминогенного характера деяния, функции по осуществлению розыска передали сотрудникам ФССП.
Под исполнительным розыском ребенка понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску исполнительно-розыскные действия, направленные на установление местонахождения ребенка.[7] Рассмотрим правовые основы розыска детей. В целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации судебный пристав-исполнитель объявляет розыск ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации, на основании запроса центрального органа о розыске ребенка. Розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему известному месту жительства или месту пребывания ребенка. Объявление розыска является основанием для осуществления розыска на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств. Судебный пристав-исполнитель объявляет розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании либо о передаче ребенка, порядке общения с ребенком или требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации. При производстве розыска судебный пристав-исполнитель проводить следующие исполнительно-розыскные действия: запрашивает из банков данных оперативно-справочной, розыскной информации и обрабатывает необходимые персональные данные, опрашивает граждан, наводит справки, изучает документы, обследует помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам. Тактика проведения исполнительно-розыскных действий определяется главным судебным приставом Российской Федерации[8].
Для производства розыска судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе использовать сведения, полученные в результате осуществления частной детективной деятельности, а для производства розыска ребенка также использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации. Если разыскиваемый ребенок обнаружен на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, объявившего розыск, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации по месту обнаружения ребенка организует незамедлительное направление сообщения об этом в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по месту объявления розыска. При обнаружении ребенка судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органу опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка. После обнаружения ребенка исполнительное производство подлежит окончанию.[9] Таким образом, изменения, вступившие в силу с 23 марта 2014 года, направлены на расширение полномочий и облегчение работы судебных приставов. В законодательстве об исполнительном производстве существует правовая регламентация розыска. Присутствуют законно регламентированные основания для возбуждения и прекращения исполнительного производства по розыску детей. Так в частности, судебный пристав – исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя вправе объявить розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требования о передаче ребенка. Также в обществе вызвал большой резонанс правило написания заявления о пропаже человека, который обязывает приступать к поискам только по истечении 72 часов с момента пропажи. Однако после трагической истории пропажи девочки Лизы Фомкиной, случившейся в подмосковном Орехово – Зуево, усилиями добровольцев поискового отряда «Лиза Алерт» смогли достичь отмены правила 3 – х суток. Согласно данному правилу, оперативно – розыскные мероприятия начинались после истечения 72 часов с момента пропажи человека[10]. Как известно, своевременные и быстрые поиски являются самыми эффективными. Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации Астахов П.С. приводил в пример французскую систему поиска похищенных людей. Главным ее преимуществом является скоординированное и быстрое взаимодействие органов власти и общества при решении вопроса о пропаже людей. Информированность граждан Франции помогает полиции при поиске пропавших лиц. То есть получалось, что поиски ребенка, которого незаконно увез супруг без разрешения второго, начинались по истечении 3 суток. Данный фактор также повлиял на передачу компетенции розыска детей ораганам ФССП.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|