Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация прав, гарантированных Европейской Конвенцией о защите прав человека




 

Федеральным законом от 30 марта 1998 г. Российская Федерация ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г., и с 5 мая 1998 г. данный международный документ стал частью российской правовой системы. Это означает, что Российская Федерация взяла на себя обязательства по обеспечению тех прав и свобод, которые защищает Конвенция, а значит, должна нести ответственность за невыполнение этих обязательств.

С момента ратификации Конвенции Россией прошло более двух лет, но лишь недавно российские правоведы и практикующие юристы наконец задумались над тем, как использовать этот документ для защиты прав человека. Практика применения Европейской конвенции как механизма международной защиты прав и как нормативного акта, составляющего часть российской правовой системы, только начинает складываться. В связи с этим, к сожалению, обнаружилась следующая тенденция: рядовые граждане жаждут обратиться в Европейский суд, считая его панацеей от всех своих бед, а юристы-практики не преуспели в знании правовых принципов Конвенции, они почему-то в большинстве своем не применяют ее и совершенно не стремятся приблизить правоприменительную практику в рамках российской правовой системы к общемировым стандартам. Что это - «у российских собственная гордость» или вездесущий российский правовой нигилизм?

Ссылку в судебном заседании на статьи Конвенции до сих пор приходится обосновывать п. 4 ст. 15 Конституции, устанавливающим, что ратифицированные Россией правовые акты являются частью российской правовой системы, так как судей районных судов до сих пор приводит в недоумение использование юристом норм Конвенции в национальном процессе.

Повышение внимания прессы и других средств массовой информации к проблеме защиты прав человека, в том числе и обращениям в Европейский суд по правам человека, является, безусловно, очень обнадеживающим фактором в формировании правосознания граждан и информирования их о возможностях и средствах защиты их прав. Однако следует заметить, что очень многие статьи, появившиеся в прессе по данному поводу, не решают основной проблемы: не дают квалифицированной и исчерпывающей информации по вопросу обращения в Европейский суд, в них зачатую содержатся юридические неточности, способные дезориентировать читателя. Хотелось бы устранить данные пробелы и представить анализ имеющегося теоретического и практического опыта по процедуре обращения граждан в Европейский суд по правам человека.

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод гарантирует в общей сложности около 30 прав, включая те, которые предусмотрены непосредственно в

Конвенции, и те, которые закреплены в Протоколах к ней. Эти права классифицируются в

зависимости от возможности государства вмешиваться в осуществление того или иного

права и ограничивать возможность его осуществления.

Традиционно выделяются права четырех групп:

) абсолютные права;

) права, осуществляемые в сфере правосудия;

) существенно-квалифицированные права;

) права с присущими ограничениями.

К первой группе относятся права, гарантированные статьями 2, 3, 4, 7 и статьей 1 Протокола № 6. Термин «абсолютные права» означает, что государство ни при каких условиях не имеет права отступать от соблюдения этих прав.

Отметим, какие именно права, закрепленные в Конвенции, государство не вправе ограничивать ни при каких условиях: право на жизнь (статья 2 и статья 1 Протокола № 6), запрет пыток и бесчеловечного обращения и наказания (статья 3), запрет рабства (статья 4), запрет на установление обратной силы уголовного законодательства (статья 7).

Права второй группы - это права, которые определяют положение лица в ходе осуществления правосудия. К этим правам относятся права, предусмотренные статьей 5 - право на свободу и личную неприкосновенность и статьей 6 - право на справедливое судебное разбирательство. Значительное отличие этой группы прав от предыдущей заключается в том, что невозможно установить единые стандарты осуществления правосудия во всех странах-членах Совета Европы, поэтому Европейская Конвенция устанавливает лишь минимальные гарантии для любого лица, вовлеченного в какое-либо судебное разбирательство - как уголовное (а при определенных обстоятельствах административное), так и гражданское. Существо указанных прав также будет раскрыто ниже.

Права третьей группы отличаются тем, что права, гарантированные статьей 8 - право на уважение частной и семейной жизни, статьей 9 - свобода мысли, совести и религии, статьей 10 - свобода выражения мнения и статьей 11 - свобода собраний и ассоциаций, уже в тексте этих статей допускают вмешательство государства в осуществление этих прав. Но вмешательство может быть осуществлено только при тех условиях и в тех законных целях, которые предусмотрены в этих статьях Европейской Конвенции.

Последняя группа прав является самой объемной и включает все остальные права, которые не отнесены к какой-либо из вышеназванных групп. Отличительная черта последней группы состоит в том, что Европейская Конвенция предусматривает права с присущими ограничениями в очень общих формулировках, а конкретное содержание того или иного права определяется самим государством с учетом исторически сложившихся норм, обычаев и специфики каждого конкретного государства. Практика Центра содействия международной защите показывает, что нарушения прав последней группы встречаются не слишком часто. Стоит остановиться подробнее, пожалуй, только на одном из прав этой группы, а именно: праве на свободные выборы. Статья 3 Протокола № 1, гарантирующая это право, предусматривает право на:

) свободные выборы,

) выборы с разумной периодичностью,

) тайные выборы.

Периодически тот или иной политический деятель пытается обратиться в Европейский Суд по правам человека по поводу нарушения этого права, при этом, как правило, он оспаривает тот факт, что выборы являются неравными, то есть обжалует то право, которое не гарантировано Европейской Конвенцией. Кроме того, следует иметь в виду, что права, возникающие у кандидата в депутаты в ходе предвыборной кампании, не относятся к гражданским правам и обязанностям, то есть судебное разбирательство по этим вопросам не подпадает под защиту статьи 6 Европейской Конвенции. Таким образом, кандидат в депутаты не имеет права обжаловать несправедливость судебного процесса по поводу каких-либо конфликтов в ходе избирательной кампании.

Процедура обращения в Европейский суд по правам человека представляет собой систему четко определенных критериев, разработанных практикой Европейской Комиссии и Европейского Суда. Именно эти правила и требования следует точно выполнять, так как несоблюдение хотя бы одного из них приведет к тому, что ваша жалоба не будет принята Европейским судом к рассмотрению по существу.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...