Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип всеобщего уважения прав человека




 

Один из основополагающих принципов международного права. Становление этого принципа в качестве одного из основных международно-правовых принципов относится к послевоенному времени и связано непосредственно с принятием Устава ООН, хотя само понятие прав человека появилось в политико-правовой терминологии с конца XVIII в. и связано с эпохой буржуазных революций. Важнейшее значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой Организация Объединенных Наций содействует повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех. В соответствии со ст. 56 Устава все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст. 55.

С наибольшей полнотой и универсальностью это сделано во Всеобщей декларации прав человека 1948 г и двух пактах, принятых в 1966 г.: Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Анализ многочисленных международных документов по правам человека показывает, что в современном международном праве имеется универсальная норма, в соответствии с которой государства обязаны уважать и соблюдать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Эта обязанность носит всеобщий характер. Это значит, что права и свободы человека подлежат соблюдению во всех государствах и действуют в отношении всех лиц без какой-либо дискриминации. При этом целью международного сотрудничества в этой области является не унификация национальных законодательств, а разработка стандартов (моделей), которые служат для государств своеобразной отправной точкой для выработки собственного национального законодательства.

Таким образом, непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека по-прежнему остаются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по их имплементации. Так, положения Пактов о правах человека прямо требуют от государства принятия мер, в т.ч. законодательных, по обеспечению индивидам прав, предусмотренных пактами. Как правило, международные документы не определяют, каким образом государство будет выполнять принятые на себя обязательства.

Вместе с тем стандарты поведения, содержащиеся в международных документах, в определенной мере связывают свободу поведения государств в сфере национального законодательства. Более того, в международно-правовых доктринах некоторых стран считается, что индивид постепенно становится непосредственным субъектом международного права. Такие явления, как геноцид, апартеид, расизм и расовая дискриминация уже квалифицированы международным сообществом как международные преступления и в силу этого не могут рассматриваться в качестве дел, входящих во внутреннюю компетенцию государства.


Заключение

 

Всеобщая декларация прямо или опосредованно послужила образцом для многих национальных конституций, законов, нормативных актов, направленных на защиту основных прав человека. Во внутреннем праве различных стран Декларация воплощалась в виде прямых ссылок на ее положения или непосредственного включения ее положений в тексты конституций; в отражении ее главных статей в национальном законодательстве; в явных ссылках на ее положения при истолковании судами национального законодательства и соответствующих норм международного права. Многие положения Всеобщей декларации стали нормами обычного международного права, имеющими обязательную силу для всех государств. Эта тенденция подтверждается и подкрепляется в межправительственных и дипломатических отношениях, в разрешении споров в международных судебных органах, в деятельности межправительственных организаций, в трудах правоведов.

Сегодня большинство стран связаны обязательствами по одному или нескольким многосторонним договорам, касающимся защиты прав человека. Однако наличие подобных договорных обязательств не уменьшает значения Всеобщей декларации: она по-прежнему остается основным источником глобальных стандартов прав человека. Именно признание Декларации всеми государствами мира в качестве источника права и гаранта прав и отличает ее от обычных договорных обязательств.

Декларация прав человека является фундаментом модного ныне понятия политической корректности. Именно исходя из положений Декларации прав человека можно строить политкорректную модель цивилизованных отношений в обществе.

Политическая корректность - это система взаимоотношений политических субъектов и объектов общества и государства, основанная на взаимном уважении, признании и учете интересов и целей всех взаимодействующих сторон, высокой политической культуре, цивилизованных формах выработки и реализации политических решений, оперировании достоверной и полной информацией. Политическая корректность предполагает безусловный приоритет общепризнанных прав и свобод человека, общества и государства над достижением односторонних преимуществ какой-либо из сторон. Это, в свою очередь, предусматривает преимущественно договорную форму политического взаимодействия, базирующееся на взаимных уступках и исключении силовых форм решения политических проблем.

Способствовать тому может выработка механизма корректного взаимодействия сторон, который включал бы в себя общепризнанные правила поведения и общения политических субъектов, процедуры, позволяющие эффективными методами влиять на стороны, игнорирующие эти правила, функционирование институтов посредников и арбитров, групп поддержки и сдерживания. Ключевую роль в выработке и реализации механизма политкорректности могут оказать средства массовой информации. Являясь посредниками между политическими субъектами и объектами, СМИ должны являться проводниками правил корректного поведения, реализовывать процедуры, не позволяющие кому бы то ни было отклоняться от цивилизованных форм решения политических проблем.

В национальных судах Всеобщая декларация может использоваться по-разному. В системе, в которой нормы международного права имеют прямую применимость, например, в Австрии или Танзании, Декларация может выступать в качестве правовой нормы, прямо обязывающей суд принять то или иное решение, - если только будет установлено, что она является источником или отражением обычного международного права. Декларация может использоваться и при интерпретации договорного или внутреннего права или при обжаловании действий и решений, как это происходит, к примеру, в Бельгии, Индии и США. В ней можно видеть ориентир политики правительства, с которой суд должен (или может) считаться: например, во многих странах суды обязаны везде, где это, возможно, интерпретировать, внутренние законодательные акты таким образом, чтобы они не противоречили международным обязательствам или принципам внешней политики. Наконец, суды, разумеется, могут явно или молчаливо отвергать применимость Декларации во внутреннем праве; в таких случаях зачастую ссылаются на чисто политический характер Декларации; на то, что она не обладает исполнительной силой, или на верховенство национального законодательства.


Список использованной литературы

 

1. Всеобщая декларация прав человека, принята 10 декабря 1948 г.

. Практика применения Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод // Материал подготовлен для круглого стола «Стандарты Совета Европы в области прав и свобод человека: применение, изучение, преподавание» - М.: Общественное объединение «Сутяжник», 2002. С. 46.

. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник - М.: Норма-Инфра, 2006. С. 601.

. Бекяшева К.А. Международное публичное право: Учебник - Изд-во: ТК Велби, Проспект, 2008. С. 780.

. Бирюков П.Н. Международное право: Учеб. пособие, 4-е изд-е, перераб. и доп. - М.: Юнити, 2007. С. 417.

. Бирюков П.Н. Международное право: Учеб. пособие - М.: Юрайт, 2009. С. 429.

. Валеев Н.П. Междугородная и внутригосударственная защита прав человека: Учебник - Казань: Старт, 2011. С. 830.

. Гасанов К.К. Международное право: Учебник - М.: Юнити Дана, Закон и право, 2008. С. 638.

. Гетьман-Павлова И.А. Международное право: Учебник. М.: Норма, 2008. С. 538.

. Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. Международное право: Учебник, 5-е изд-е, перераб. и доп., М.: Юрайт, 2009. С. 613.

. Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право: Учебник, 2-е изд-е, перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2007. С. 495.

. Кузнецов В.И. Международное право: Учебник - М.: Юристъ, 2007. С. 527.

. Москаленко К.А. Международная защита прав человека с использованием некоторых международно-правовых механизмов: Научно-практическое исследование Центра содействия международной защите. 4-е изд-е, исправл. и доп. - М.: Центр содействия международной защите, 2006. С. 205.

. Павлова Л.В. Современная концепция прав и свобод человека и ее трактовка Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. // Государство и право, № 3, 2009. С 24-27.

. Ушаков Н.А. Международное право: Учебник - М: Юрист, 2008. С. 563.

. Ушаков Н.А. Международное право: Учебник - М.: Юристъ. 2010. С. 532.

. Хужокова И.М. Международное право: Учеб. пособие для вузов, 4-е изд-е, испр. К.: Издательский Дом «Слово», 2009. С. 648.

. Экономический словарь // http://mirslovarei.com/content_eco/jeskalacija-51195.html

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...