Характеристика отдельных матриц
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Ниже дается краткая характеристика ряда матриц, достаточно широко используемых прежде всего при анализе управленческой деятельности. Знакомство маркетологов с этими матрицами может оказаться полезным в такой работе. Интернационализация, радикально изменяющая деловой мир, как предоставляет широкие возможности, так и несет в себе большую угрозу. Лидеры обладают необходимым потенциалом мощного скачка в мировом масштабе. Интернационализация рынков приводит к тому, что национальные рынки становятся лишь нишами на глобальном рынке. Компании, которые не смогут перейти к глобальному статусу, окажутся оттесненными на второй план и будут приобретены глобальными гигантами. Когда покупатели начинают действовать в глобальном масштабе, они ожидают и от поставщиков оказания глобальных услуг. Предвидится увеличение полярности между четырьмя типами стратегических позиций на рынке. Их относительность по показателям дифференциации и эффективности затрат представлена на рисунке 3. Рис. 3. Матрица «Дифференциация—относительная эффективность затрат» Очевидно, что восприятие и оценка своего опыта, а также процесс адаптации к условиям и требованиям организационного окружения во многом носят индивидуальный характер. В одной и той же среде люди ведут себя по-разному. У человека как бы имеются две степени свободы в построении своего поведения в организации. С одной стороны, он обладает свободой в выборе форм поведения: принимать или не принимать существующие в организации формы и нормы поведения, с другой — он может принимать или не принимать ценности организации, разделять или не разделять ее цели и философию. В зависимости от того, в какой комбинации сочетаются эти главные составляющие основы поведения, могут быть выделены четыре предельных типа поведения человека в организации (рис. 4).
Рис. 4. Матрица типов включения человека в организацию Первый тип: полностью принимаются ценности и нормы поведения, действующие в организации. Второй тип: человек не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, полностью следуя нормам и формам поведения, принятым в организации. Такого человека можно охарактеризовать как приспособленца. Третий тип: человек приемлет ценности организации, но не приемлет существующих в ней норм поведения. В данном случае человек может порождать много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством, он выглядит оригиналом. Четвертый тип: индивид не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации. Это открытый бунтарь, который все время входит в противоречие с организационным окружением и создает конфликтные ситуации. Было бы неверно считать, что такой тип поведения абсолютно неприемлем в организации. Системы вознаграждения, рассматриваемые в отрыве от характера взаимоотношений в группе, не могут сами по себе дать ответа на вопрос о том, в какой мере та или иная система влияет на взаимоотношения в группе, поведение членов группы, функционирование группы в целом. Например, нельзя оценить влияние на группу индивидуально-сдельной, коллективно-сдельной форм оплаты или же оплаты на основе фиксированного бюджета группы, если не знать характера деятельности группы (рис. 5). Рис. 5. Матрица влияния оплаты на взаимоотношения в группе Рис. 6. Матрица «Изменение—сопротивление» Проведение стратегических изменений в организации — очень сложная задача. Трудности ее решения в первую очередь связаны с тем, что всякое изменение встречает сопротивление, которое иногда может быть столь сильным, что его не всегда удается преодолеть тем, кто осуществляет изменения.
Отношение к изменению может быть рассмотрено как комбинация состояний двух факторов:
Блэйк и Моутон построили решетку, включающую пять основных стилей руководства. Как показано на рисунке 7, вертикальная ось этой схемы ранжирует «заботу о человеке» по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует «заботу о производстве» также по шкале от 1 до 9 [5]. Рис. 7. Матрица «Управленческая решетка» Создатели матрицы исходили из того, что самым эффективным стилем руководства — оптимальным стилем — является поведение руководителя в позиции 9,9. Матрица комбинации размерностей стилей руководства по классификации Университета Огайо говорит о том, что люди могут вести себя с разной степенью внимания к подчиненным и структурированию проблем; четыре возможные комбинации этих элементов в руководстве представлены на рисунке 8. Рис. 8. Матрица комбинации размерностей стилей руководства Как показано на рисунке 9, имеются четыре стиля руководства, которые соответствуют конкретному уровню зрелости исполнителей: «давать указания», «продавать», «участвовать», «делегировать». Первый стиль (S1) требует, чтобы руководитель сочетал большую степень ориентированности на задачу и малую — на человеческие отношения. Этот стиль называется «давать указания»; он годится для подчиненных с низким уровнем зрелости (M1). Рис. 9. Стиль руководства Второй стиль (S2) — «продавать» — подразумевает, что стиль руководителя в равной и в высокой степени ориентирован и на задачу, и на отношения c подчиненными. В этой ситуации подчиненные хотят принять ответственность, но не могут, так как обладают средним уровнем зрелости (М2). Третий стиль (S3) характеризуется умеренно высокой степенью зрелости (М3). В этой ситуации подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания. Четвертый стиль (S4) характеризуется высокой степенью зрелости (М4). В этой ситуации подчиненные и могут, и хотят нести ответственность. Здесь более всего подходит стиль делегирования. Матричные методы играют очень важную роль в стратегическом планировании и маркетинге. Матричный метод очень удобен — именно этим объясняется его распространенность. Однако использование только матричных методов не является достаточным, так как матрицы позволяют исследовать стратегическое планирование и маркетинг с отдельных сторон и не показывают полной картины, но в соединении с остальными методами матричный подход дает возможность наглядн
|
ТИПЫ ВЫБОРКИ
Прежде всего, необходимо определить так называемую "целевую группу населения", а затем решить, как произвести выборку.
Существуют 2 осн. типа выборки: объективная (вероятностная) и субъективная.
При субъективной выборке у каждой единицы исследуемого населения имеется известная вероятность попасть в выборку.
При объективной выборке процент ошибки снижается, однако такую выборку очень сложно провести на практике.
Как подобрать оптимальный размер выборки
Размер выборки влияет на величину критической ошибки, которая может быть получена при проведении маркетингового исследования.
Чем больше величина выборки (репрезентативной), тем меньше размер возможной ошибки в прогнозе (результатах исследования). В качестве подтверждения данного утверждения можно привести таблицу зависимостей размеров ошибки от численности выборки.
При объективной выборке процент ошибки снижается, однако такую выборку очень сложно провести на практике.
Виды объективной (вероятностной) выборки:
* Простая случайная выборка - каждый элемент исследуемого населения имеет известную и равную возможность быть выбранным. Для ее проведения требуется предварительный список совокупности, из которого затем осуществляется случайный выбор субъектов.
* Стратифицированная ("расслоенная") случайная выборка - население делится на взаимоисключающие группы, например, по уровню доходов, и проводящий исследование делает случайную выборку респондентов из каждой группы.
* Гнездовая (территориальная) выборка - особенность гнездовой выборки состоит в том, что совокупность сначала делится на несколько малых групп, или гнезд, из которых затем ведется случайный отбор. Население делится на взаимоисключающие группы, например, по географическим регионам, и проводящий исследование выбирает случайных респондентов из каждой группы.
|
|
При субъективной выборке у каждой единицы исследуемого населения имеется известная вероятность попасть в выборку.
Виды субъективной выборки:
* Непрезентативная выборка: респонденты выбираются случайным образом. Это невероятностная случайная выборка, куда каждый потенциальный респондент имеет равный шанс попасть. Результаты практически не пригодны для анализа.
* Выборка на основе доступности респондентов - проводящий исследование выбирает самых доступных респондентов из состава исследуемого населения.
* Выборка на основе суждения проводящего исследование - для выбора наиболее перспективных источников информации из состава исследуемого населения - проводящий исследование руководствуется собственным мнением.
* Специальная выборка: специальная выборка позволяет воспользоваться методикой “снежного кома”, когда первый респондент дает имя следующего и так далее.
* Квотная выборка - проводящий исследование находит и опрашивает предписанное количество людей в каждой из определенных категорий. Самая распространенная среди невероятностных выборок. Данный метод выборки имеет дело с попыткой добиться репрезентативности (показательности) с помощью квотирования путем стратификации анализируемой выборки в терминах определенных базовых характеристик совокупности. Квотирование нередко включает такие параметры, как возраст, пол, социальная принадлежность и т.д.
КЛАССИФИКАЦИЯ МАРКЕТИНГА
|
|
|