Третье положение «слухового метода». Положение о соотношении спонтанного и целенаправленного обучения в развитии слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка с КИ.
Выше обсуждалось, что в соответствии с традиционными методами ребенка с нарушенным слухом обучают речи целенаправленно. В то же время ребенок с нормальным слухом научается речи спонтанно. Свойства целенаправленного и спонтанного обучения существенно отличаются. «Целенаправленно» человек учится только в определенных особых условиях и в определенные периоды жизни (в детском саду, школе, курсах, занятиях). Свойства целенаправленного обучения [13]. § планомерное, § структурированное (теория, планомерные инструкции), § практика (планомерные упражнения), § требует выполнения конкретных заданий/действий, § осваиваемые навыки используются не сразу (не интегрированы), § осваиваемые навыки часто не нужны в повседневной жизни, § процесс обучения не увлекателен. Спонтанное научение является непреднамеренным научением, происходящим в любой момент во время повседневных дел. Спонтанное научение важнее для большинства умений и знаний, которым человек учится во время большей части жизни. У детей оно происходит во время игры, кормления, гуляния и т.п. Оно происходит разными способами: посредством наблюдения, подражания, социального взаимодействия, разрешения проблем, наблюдения за близкими или разговоре с ними, при приспособлении к разным ситуациям. Это естественный и более эффективный способ научения, чем обучение формальным способом. Отличительное и важнейшее свойство речи состоит в том, что ребенок может учиться ей в любой момент времени – моет ли он руки или одевается, рассматривает книгу или рисует, если он это делает вместе с разговаривающим взрослым. Овладение речью – процесс в максимальной степени обладающий свойствами спонтанности.
Свойства спонтанного научения [13]. § непланируемое, неструктурированное (происходит само собой), § научение во время повседневных дел, § действия, приводящие к овладению навыком, скрыты, § осваиваемые навыки используются сразу – интегрированы, § осваиваемые навыки нужны в повседневной жизни – мотивированы, § процесс увлекателен (не всегда…). Анализ свойств спонтанного научения свидетельствует, что главным для его использования является умение педагога и любого другого взрослого найти занятия, которые нужны и увлекательны для ребенка, умение создать условия, в которых ребенок хочет научиться и ему необходимо научиться. Один из наиболее эффективных способов это сделать - дать ребенку возможность показать, что он хочет, следовать за ребенком, взаимодействовать с ним с помощью речи, делая ее необходимой в этой ситуации. Ценным для научения должно быть то, чему ребенок хочет естественно научиться в процессе игры. У ребенка с КИ развитие слуха и речи у ребенка происходит 2-мя способами и в 2-х основных ситуациях: 1. Спонтанное, естественное, интегральное научение. Происходит в течение дня во время ежедневных дел дома, а также режимных моментов в детском саду и школе. Потенциально может происходить 16 час в день, но только при наличии речевой среды. 2. Целенаправленное обучение во время занятий с педагогом или родителями. Происходит очень ограниченное время (см. табл.1). Учитывая это обстоятельство очень важно понимать, на что оно должно быть направлено. По нашему мнению, целенаправленное обучение детей с КИ должно быть направлено на: ü структурированное развитие навыков, которые у ребенка с КИ плохо развиваются спонтанно. Например, развитие фонематического слуха, увеличение подвижности артикуляторного аппарата у детей с сочетанной речевой патологией и детей, имплантированных после 3-х лет, развитие грамматической системы и др.
ü формирование навыков, которые важны для спонтанного развития речи у ребенка на данном этапе. Например, вызывание интереса к разным звукам и использования голоса при общении со взрослым на начальном этапе, развитие слухового внимания к говорящим, стремления общаться речью и умения просить помощи взрослого при общении и др.
Табл.1. Соотношение спонтанного и целенаправленного обучения у детей с нарушенным слухом в разном возрасте.
Анализ таблицы свидетельствует, что чем в более раннем возрасте ребенку проведена кохлеарная имплантация, тем больше у него возможности спонтанного научения речи. Это определяется также наличием сенситивного периода развития речи, большая часть которого приходится на ранний возраст. Если рассматривать возможности детей, имплантированных в дошкольном и школьном возрасте, то возможности спонтанного научения речи у них меньше вследствие ограниченности длительности сенситивного периода развития речи. Однако благодаря возможности ребенка с КИ слышать речь окружающих, возможность спонтанного научения речи частично сохраняется даже у ранооглохших детей, имплантированных в подростковом возрасте. И этот процесс сходен с тем, как осваивает иностранный язык взрослый человек с нормальным слухом, приехавший жить в другую страну. Но эти возможности у ребенка будут минимальны, если ребенок с КИ обучается в школе для глухих в режиме интернатного пребывания. Дети там не говорят между собой, даже если они умеют это делать, средний персонал мало общается с детьми речью, поскольку привык общаться жестами и общение речью с такими детьми требует значительных усилий. Фактически у ребенка возможность слышать речь и говорить есть только во время занятий с педагогом. Поэтому обучение в режиме интернатного пребывания в учреждении для глухих детей является неблагоприятным условием для развития понимания речи и собственной речи у ребенка с КИ.
Очевидно, что интегрированное обучение детей с КИ создает важную для развития речи речевую среду. Эта форма обучения не только способ социализации детей с нарушенным слухом, а важная составляющая методики их слухоречевой реабилитации. Оно обеспечивает ребенку с КИ: § возможность слышать речь и общаться речью, § необходимость слушать и общаться речью, § потребность слушать и общаться речью. Потенциально интегрированное обучение детей с КИ может осуществляться на базе разных образовательных учреждений - массовых детских садов, детских садов для детей с нарушенным слухом или с нарушениями речи, общеобразовательных, речевых школ, школ для слабослышащих детей. Оно требует изменения штатного расписания учреждений, обучение специалистов, реорганизации работы среднего персонала и воспитателей, обучение их адекватному стилю речевого общения с детьми в режимные моменты для создания ребенку с КИ благоприятных условий для развития речи и обучения. Эти изменения должны проводиться с учетом условий, необходимых для спонтанного развития слуха и речи у детей с КИ: 1. есть возможность слушать разные неречевые и речевые звуки; 2. созданы условия для развития речевых коммуникативных навыков в разных ситуациях - взрослый с ребенком, ребенок с ребенком, взрослый с группой детей; 3. у ребенка появляется положительный опыт в развитии навыков слушания, говорения и общения; 4. в процесс реабилитации вовлечены все люди, заботящиеся о ребенке: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники, учителя. 5. ребенок и семья имеют возможность получать регулярную помощь сурдопедагога адекватными современными методами в течение 3-7 лет. Подробно организационные проблемы реабилитации детей с КИ будут обсуждаться в следующей статье. Важным условием для спонтанного развития речи у детей с КИ является создание благоприятной акустической обстановки для восприятия звуков и речи, особенно в начальный период использования КИ. Она включает низкий уровень окружающих шумов и реверберации. У большинства детей с КИ монауральное восприятие звуков, т.к. по экономическим соображениям кохлеарная имплантация у детей в РФ проводится только на одном ухе и, к сожалению, многие родители перестают надевать ребенку слуховой аппарат на второе ухо. Это создает значительные проблемы для ребенка при локализации звука в пространстве (что также важно для формирования связи слова с обозначаемым им предметом), восприятии речи в шуме и условиях реверберации, при общении с несколькими говорящими. Кроме того, пороги слуха на имплантированном ухе с КИ, соответствуют 1 степени тугоухости. Это снижает разборчивость речи на расстоянии более 2 м и затрудняет овладение грамматической системой родного языка, которое зависит от точности восприятия наиболее тихих частей слов – окончаний, предлогов, приставок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|