Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Четвертое положение «слухового метода» - положение о ведущей роли родителей и семьи в развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка.




С кохлеарным имплантом слух ребенка приближается к нормальному, что действительно создает возможность развития у него речи тем же способом, как это происходит у детей с нормальным слухом - спонтанно при общении с окружающими взрослыми. Кроме того, более 80% имплантированных детей – это дети в возрасте до 5 лет. Дети в таком возрасте 83% времени бодрствования проводят в семье (табл.2). Это определяет ведущую роль родителей и семьи в развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка.

 

Таблица 2. Распределение времени ребенка в возрасте 5 лет [12].

Возраст 5-летнего ребенка в часах 43 800 часов
Время сна 19 800 час.= 45.8 %
Время бодрствования 23 400 час.= 54.2%
Из них  
Время в семье 19 482 час.= 83.3%
Время в детском саду 3 600 час.= 8.3 %
Занятия по раннему вмешательству 318 час.= 0.7 %

Если у глухого ребенка с КИ слух и речь могут развиваться в значительной мере спонтанно, то необходим переход от подходов, центрированных на ребенке, к семейно-ориентированным подходам.

ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Раньше Сейчас

Методы, центрированные на ребенке Семейно-ориентированные методы

Рис.3. Изменение объекта педагогического воздействия при реабилитации детей с кохлеарными имплантами.

Родители нуждаются в профессиональной сурдопедагогической и психологической поддержке. После постановки диагноза «глухота» родители теряют чувство уверенности в общении с ребенком. Они не знают, как с ним общаться, как с ним разговаривать, как его развивать, как ему помочь научиться говорить, как его воспитывать. После имплантации большинство из них сохраняют эту неуверенность, многие очень мало разговаривают с ребенком («он же глухой», «он ничего не понимает»). Но особенность ситуации заключается в том, что дети с КИ, особенно дети, имплантированные в раннем возрасте, по образному выражению М.Кларк «нуждаются не столько в чем-то специальном, сколько в большем количестве нормального». Это требует разработки и организации системы обучения родителей развитию детей с нарушениями слуха. В отличие от традиционных подходов эта система должна быть направлена не на то, чтобы научить родителей проводить с ребенком специальные занятия и заменять сурдопедагога, а развивать слуховое восприятие, понимание речи и устную речь в процессе выполнения ежедневных дел. В целом система должна включать:

§ подготовку учебной литературы и видео материалов для родителей детей с нарушениями слуха,

§ подготовку учебной литературы и видео материалов для педагогов по обучению родителей,

§ обучение родителей особенностям общения с ребенком, обеспечивающим оптимальные условия для развития у него речи,

§ обучение родителей контролю работоспособности КИ/СА, состояния слуха ребенка с КИ/СА,

§ обучение родителей развитию у ребенка слуха и речи с КИ/СА, коммуникативных и когнитивных навыков, эмоционально-волевых качеств, приемам вызывания, стимуляции высказываний/ голосовых реакций ребенка в процессе игры и ежедневных дел.

§ помощь в организации условий для реабилитации по месту жительства.

Подробнее семейно-ориентированная система коррекционной работы с детьми с нарушенным слухом представлена в следующей статье.

В заключение следует подчеркнуть, что «слуховой метод» также эффективен при работе с тугоухими детьми, использующими слуховые аппараты, поскольку современные слуховые аппараты позволяют им воспринимать все звуки речи.

 

ВЫВОДЫ

1. Традиционные подходы к обучению глухих детей основаны на представлении, что глухой ребенок не может овладеть речью, слушая речь окружающих людей. Поэтому уребенка с нарушенным слухом речь формируют, опираясь на сохранные органы чувств - зрение, тактильные и кинестетические ощущения. Ребенка обучают речи целенаправленно специалисты специальными методами в специальных учреждениях, где нет речевой среды.

2. В настоящее время 2 группы традиционных методов обучения речи глухих детей, устные (oral) и жестовые (manual) методы, должны сменяться методами, основанными на развитии речи посредством слуха, поскольку современные кохлеарные импланты позволяют глухим детям воспринимать все звуки речи.

3. Описан «Слуховой метод» реабилитации детей с кохлеарными имплантами, разработанный в С-Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи. Цель «Слухового метода» - развитие речи у глухих детей с кохлеарным имплантом, прежде всего, на основе слуха и посредством спонтанного научения. Основные положения «слухового метода» обучения речи детей с кохлеарным имплантом:

§ концепция о 4 этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации;

§ положение о развитии слухового восприятия у ребенка как приоритетном направлении коррекционной работы в начальный период использования кохлеарного импланта;

§ положение о соотношении спонтанного научения и целенаправленного обучения в развитии слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка с кохлеарным имплантом;

§ положение о ведущей роли родителей и семьи в развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка с кохлеарным имплантом.

4. «Слуховой метод» также эффективен при работе с тугоухими детьми, использующими слуховые аппараты, поскольку современные слуховые аппараты позволяют им воспринимать все звуки речи.

 

Список литературы

1. Андреева Л.В. Сурдопедагогика. М.: Издательский центр «Академия, 2005. 576 с.

2. Выготский Л.С. Психология. М.: Апрель-Пресс, 2000. 1008 с.

3. Галунов В.И. Акустическая коммуникация, речь и передача смысловой информации/ Звуковая коммуникация, эхолокация и слух. Л., Изд-во ЛГУ, 1979. С.22-31.

4. Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. М.: Просвещение, 1991. 159 с.

5. Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации. СПб.: С.-Пб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.- 286 с.

6. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. СПб.: КАРО, 2009. 752 с.

7. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М.: Просвещение,1991. 319 с.

8. Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. 214 с.

9. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С.564-565.

10. Руленкова Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода. М.: Парадигма, 2010. 191 с.

11. Специальная педагогика/под ред. Н.М.Назаровой. Т.3. Педагогические системы специального образования. М.: Издательский центр «Академия, 2008. 400 с.

12. Bender-Köber B., Hochlehnert H. Elternzentriertes Konzept zur Förderung des Spracherwerbs/ Handbuch zur Durchführung von Elternworkshops. Dortmund, Borgmann Media, 2006.

13. Coninx F. Incidental/natural learning as a basis to learning to listen and learning by listening. How to implement it. Лекция в СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2009.

14. Estabrooks W. (Ed.) Auditory-verbal therapy for parents and professionals. Washington. DC: A.G.Bell, 1994.

15. Study guide for educational staff working with hearing impaired children/ Diller G. et all. Heidelberg, “JAKS”, 2005. 576 p.

НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ РАНООГЛОХШИХ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ. ЧАСТЬ 1. «СЛУХОВОЙ МЕТОД»

И.В.Королева

Статья посвящена анализу традиционных методов обучения речи детей с нарушенным слухом и обоснования современных научно-методологических основ реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации. Описывается «Слуховой метод» реабилитации детей с кохлеарными имплантами, разработанный в С-Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи. Цель «Слухового метода» - развитие речи у глухих детей с кохлеарным имплантом, прежде всего, на основе слуха и посредством спонтанного научения. Обосновываются основные положения метода (концепция о 4 этапах слухоречевой реабилитации, положение о развитии слухового восприятия как приоритетном направлении коррекционной работы в начальный период использования кохлеарного импланта и др.), условия успешной реализации метода. Отмечается, что метод также эффективен при работе с тугоухими детьми, использующими слуховые аппараты.

Ключевые слова: глухие дети, кохлеарная имплантация, метод слуховой реабилитации.

Methodological approaches to rehabilitation of prelingually deaf children after cochlear implantation. Part 1. «Auditory method»

I.V.Koroleva

The traditional methods of education of deaf children and basis of modern approaches to rehabilitation of prelingually deaf children after cochlear implantation are analyzed. The “auditory method” of rehabilitation of cochlear implanted children is considered. The method has been developed in Sankt-Petersburg’s Institute of ENT and Speech. The purpose of “auditory method” is to develop a speech in CI children by hearing and spontaneous learning mostly. The conceptions of the method (4 stages of auditory-speech rehabilitation of deaf children after cochlear implantation, auditory development as a foreground direction of rehabilitation program at the initial stage of CI using and oth.) and conditions of its successful realization are discussed. The method can be effective for rehabilitation of hearing impaired children with hearing aids as well.

Key words: deaf children, cochlear implantation, method of auditory rehabilitation.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...