Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.Обеспечение направления и структуры группы




Ясная, структурированная обстановка является очень важной.

Лучше всего сесть в круг, без стола, в закрытой комнате, и исключить нежелательные вторжения. Начало без проволочек и своевременное окончание работы обеспечивает членам группы четкий режим. Режим отделения, запрещающий прерывать группу и требующий ее обязательного посещения, внушает дополнительное ощущение важности терапевтической обстановки.

Для обеспечения необходимой степени структурированности стационарной группы Ялом предлагает работать по представленному им плану (см. таблицу 10. 3. ). По его мнению, разработка и принятие рабочего контракта с каждым членом группы жизненно важно для эффективности стационарной группы. Если это невозможно, сессия рискует дегенерировать до бесцельной, бессвязной беседы.

Ялом не единственный, кто описал занятия в соответствии с личным планом. Роберт и Мери Гулдинг, к примеру, исходя из перспектив трансактного анализа (ТА), используют в терапевтических группах Терапию Нового Решения. (Goulding & Goulding, 1979). Гулдинги требуют контракта от каждого участника до начала какой бы то ни было работы группы. В своих одно-, двух- и четырёхнедельных тренинговых группах они посвящают первую часть работе по составлению контракта. От участников требуется решить, что конкретно они хотели бы изменить в себе сегодня с помощью группы. Вы не сможете войти в группу Гулдингов, не имея «контракта».

Члены группы очень скоро понимают, что эти «контракты» должны быть предельно ясными. Если человек заявляет, что он хотел бы «попытаться» измениться, Боб Гулдинг достаёт из-под стула свой знаменитый «колокольчик попыток» и начинает звенеть в него. Для Гулдингов вы или хотите, или не хотите измениться, иного не дано. Такая позиция предупреждает появление в группе тех, кого Ялом называет «кинозрителями». Люди не приходят в группу Гулдингов для того, чтобы посмотреть, какое сегодня будет кино.

И хотя требования Ялома не столь строги, он добивается тех же результатов. Во-первых, занятия по плану обеспечивают структуру, но эта структура не слишком жёсткая. В конечном итоге, ведущий не стремится к созданию лидер-ориентированной группы. Его цель — свободная интерактивная группа. Слишком жёсткая структура будет мешать свободному общению и способствовать развитию у участников зависимости от указаний и руководства ведущего. Слишком слабая структура приводит к регрессии и потере ценного времени, поскольку участники бесцельно бродят вокруг да около, пытаясь найти какое-то общее направление для движения группы. Во-вторых, занятия по плану обеспечивают контакт с каждым членом группы, каким бы он ни был кратким и опосредованным, который позволяет ведущему группы хотя бы «считать» эмоциональное состояние каждого участника в начале занятия. В-третьих, использование ведущим структурированного открытия группы даёт присутствующим ясно понять, что активное участие ожидается от каждого из них. Если кто-то из них сессию за сессией приходит без плана, ведущий должен обратить на него особое внимание и понять причины такого поведения.

Членов группы необходимо учить правильно использовать план занятий. Основная задача ведущего — помочь каждому сформулировать реалистичный план. Его структура может быть очень свободной или очень специфичной. Ялом предлагает, чтобы в этих планах люди идентифицировали какие-то свои личностные аспекты, над которыми они могли бы реально поработать в течение одного занятия. Кроме того, Ялом считает, что планы, чтобы быть максимально эффективными, должны концентрироваться на темах межличностного общения, с тем, чтобы над ними можно было работать здесь и сейчас в процессе группы. И все-таки ведущий вовсе не обязан придерживаться такого жёсткого формата, а эта рекомендация Ялома всего лишь отражает его убеждение в том, что работа группы должна происходить в «здесь и сейчас». При работе с алкоголиками и наркоманами «там и тогда» может быть не менее важным и иметь такое же значение для выздоровления, как и «здесь и сейчас». Поэтому, хотя и рекомендуется, чтобы ведущий группы структурировал свои занятия по плану, следуя рекомендациям Ялома, он, тем не менее, должен знать, что алкоголики или наркоманы, только прошедшие детоксикацию, способны на чуть большее, чем простое выполнение инструкций. Лучше всего не требовать от них приходить со слишком сложными схемами или планами. В духе мудрости АА, «предельная простота» может быть для них самым правильным, пока у них не будет больше времени для стабилизации. Например, ведущий может начать занятие со следующей установки:

«Время приступать к сегодняшнему занятию. Я бы хотел начать с ваших планов. Пусть каждый из вас представится, скажет несколько слов о том, как он себя чувствует, и о том, что бы хотелось обсудить на сегодняшней сессии. Кто начнёт? »

И здесь будет лучше, если ведущий не станет вызывать кого-то или руководить порядком высказываний каждого, а просто умолкнет. Этой начальной установкой ведущий уже обеспечил достаточно структуры для начала группы, и было бы проявлением излишнего контроля с его стороны, если бы он принялся руководить очерёдностью высказываний участников. Обычно члены группы на этом этапе уже следуют указанному направлению. При открытии подобным структурированным образом группа очень редко остаётся сидеть молча в течение длительного времени. Если молчание продолжается более пяти минут, ведущий должен постараться удержаться от «назначения» кого-то первым. Лучше всего будет прокомментировать затруднения группы и удивиться вслух, почему никто не хочет начать.

Этот пример показывает, что начальная установка ведущего может быть краткой и простой. Если в этот день на занятии присутствуют новые члены, или же это самое первое групповое занятие, ведущий может объяснить цель обсуждения планов более подробно. Например, ведущий может дополнить начальные установки следующим:

«Вы можете выбирать любые темы для занятий без ограничений. Вы можете пожелать специально поработать над каким- то способом поведения, который вы бы хотели изменить, или же захотите рассказать группе более подробно о том, как вы себя чувствуете. Иногда некоторые члены группы нуждаются в обратной связи от других участников. В других случаях, у кого-то, возможно, осталось что-то с предыдущего занятия, к чему хотелось бы вернуться».

Формулирование планов может быть достаточно сложным для многих пациентов. Одной из опасностей нечёткого плана является то, что сама психотерапевтическая группа может стать нечёткой или превратится в квази-АА собрание. Это говорит не о том, что собрания АА сами по себе плохие, а о том, что психотерапевтические группы имеют другие цели, и что задача ведущего состоит в том, чтобы цель группы была достигнута. Именно поэтому ведущий должен помочь участникам сформулировать их планы. В каком-то смысле, его работа состоит в обучении членов группы оперированию специальными терминами, если им предстоит воспользоваться групповой терапией. Члены группы должны понять, что группа — это уникальная форма лечения, преследующая цели, отличные от целей АА, образовательных лекций и дискуссионных групп. Это особенно важно потому, что пациенты начинают стабилизироваться, и их мыслительный процесс проясняется настолько, что они могут соответствовать критериям Ялома для выработки реалистичных и реализуемых планов.

Именно об этом следующее утверждение Ялома:

«Формулирование плана — это вовсе не пассивное, автоматическое занятие. Пациентам нелегко справиться с ним, и терапевт должен приложить значительные усилия для того, чтобы помочь им в этом».

Прежде всего, подавляющее большинство пациентов затрудняются отчётливо понять, чего именно хочет терапевт, и почему. Задача должна быть объяснена пациентам просто и ясно. Терапевт должен дать примеры возможных планов и помочь каждому оформить его или её собственный. Он также должен объяснить пациентам, почему ему необходим этот план, указав на преимущества данного формата.

Создание плана требует трёх шагов, и терапевт должен сопровождать большинство пациентов, особенно на их первой встрече, в течение всех этих трёх шагов:

1. Пациент должен определить, какие именно аспекты себя он хотел бы изменить. Более того, задача должна быть реалистичной; это значит, что данный аспект должен в принципе поддаваться изменению и соответствовать возможностям групповой терапии.

2. Пациент должен попытаться оформить свою жалобу в терминах межличностных отношений.

3. Пациент должен трансформировать свою жалобу из области межличностных отношений вообще в вариант для здесь и сейчас.

Обычно большинство проблем в работе над личными планами связанно с тенденцией формулировать свои планы нечётко и слишком обобщённо. Например, участник может преподнести свой план следующим образом: «Я подавлен, и я хочу перестать быть подавленным». По словам Ялома, это бессмысленный план, так как данная задача не может быть выполнена в течение одной встречи. Гулдинги, в их работе над контрактом, предлагают члену группы начать с маленьких специфичных изменений поведения, которые могут быть достигнуты. Они рекомендуют двигаться вверх постепенно, от маленького успеха к более сложным задачам, после того, как члены группы начнут восстанавливать свою уверенность в способности к изменениям. Принятие контракта типа «Я хочу быть счастливым всегда» само по себе ведет к провалу, и является западнёй как для ведущего группы, так и для её члена. В качестве ответа тому участнику, который хочет избавиться от чувства подавленности, ведущий может сказать следующее:

«Послушай, Джим, я понимаю, насколько важно для тебя избавиться от депрессии, которая всегда была столь болезненной и непереносимой для тебя. Однако, я не уверен в том, что это реально для тебя. Ты был подавлен годами, и я сомневаюсь, что это возможно изменить в течение одного сеанса. Как ты отмечал раньше, ты можешь быть очень нетерпеливым, и я боюсь, что это один из примеров того, как ты ожидаешь слишком многого в очень короткие сроки. Одна из причин твоей подавленности — изоляция. Ты жалуешься на то, что у тебя нет друзей, и на то, что чувство одиночества заставляет тебя пить и чувствовать подавленность. Готов ли ты понять, как ты изолируешь самого себя здесь, в группе? Что в тебе такого, что мешает тебе общаться с другими даже здесь? Я бы предложил тебе исследовать данную проблему в группе для того, чтобы разобраться, какой вклад это вносит в твоё ощущение подавленности».

В данном примере ведущий переключает члена группы с общего на частное. Он мягок, но настойчив в стремлении заставить его сформулировать свой план таким образом, чтобы он вписывался в рамки межличностных отношений «здесь и сейчас».

Пример хорошего ясного плана звучит примерно так:

· Я одинок. Я хочу изменить это.

· Я хочу общаться с другими.

· Я хочу узнать, как другие воспринимают меня.

· Мне нелегко довериться кому-либо. Я хочу изменить это.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...