Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания по выполнению




Курсового проекта

 

Курсовой проект представляет собой самостоятельное приложение либо законченный модуль в составе коллективного проекта. Программа должна быть разработана таким образом, чтобы максимально облегчить работу пользователя с ней. Информация, представленная в приложении, должна быть понятна и не носить двусмысленный характер. Все формы должны оснащаться навигацией и кнопками поиска необходимой информации. Система помощи является обязательным компонентом для разработанного приложения. Она должна вызываться с любого места приложения, а также легко и наглядно разрешать проблемы пользователя по эксплуатации программы. Чтобы разгрузить приложение от большого количества кнопок перехода по формам, должна быть организована удобная система меню, система вкладок. Вызов основных функций программы желательно дублировать соответствующими иконками, «горячими» клавишами. Все приложение необходимо организовать в одном стиле и цветовой гамме, приятной для восприятия пользователя.

Порядок изложения ПЗ курсового проекта должен быть подчинен сути задачи. Логичность построения и целенаправленность изложения разделов достигаются при условии, что каждый из подразделов имеет определенное целевое назначение и является базой для последующего раздела.

Желательно, чтобы в каждом разделе приводились краткие выводы. Это позволит четко сформулировать итоги каждого этапа выполнения проекта и даст возможность освободить общие выводы от второстепенных подробностей.

 

Введение

 

Введение должно содержать в виде краткой аннотации освещение и оценку современного состояния решаемой задачи, основание и исходные данные для разработки темы, а также краткую характеристику разделов пояснительной записки. Объем введения не превышает двух страниц печатного текста.

 

Постановка задачи

 

Объем этого раздела ПЗ предполагается до 20 страниц. Сюда входят:

- собственно постановка задачи (название темы с пояснениями, наиболее общим описанием основных функций программы) и краткое описание предметной области.

Предметная область – это часть реального мира, данные о которой необходимо отразить в приложении. Предметная область определяется темой курсового проекта. Например, в качестве предметной области может быть выбрано математическое программирование, теория графов, алгоритмизация игр и головоломок и т. д.;

- назначение и функции программы, где дается словесная формулировка задачи, перечисляются все основные функции программы, область ее применения;

- математическая модель задачи. Здесь должна быть представлена математическая формулировка задачи, описание задачи с помощью формул, уравнений, неравенств и т.д.;

- выбор метода решения задачи. Описываются методы решения задачи. Производится выбор метода решения и его обоснование;

- информационная база задачи. Здесь должна быть обозначена входная информация, т.е. описана информация, необходимая для работы программы. Разрабатываются структура файлов, формы и способы ввода исходных данных. Для каждой формы описывается назначение всех ее компонентов, их свойств, обрабатываемых событий;

- выходная информация. Описываются формы для вывода информации, ее основные характеристики. Для решения конкретной задачи кроме входных и выходных данных, возможно, необходимы и другие виды информации, например, нормативно-справочная. Эту информацию также необходимо описать;

- система меню. Разрабатывается система меню, описывается назначение всех ее пунктов;

- система помощи. Разрабатывается и описывается система помощи. Желательно, чтобы помощь была контекстно-зависимой;

- контрольные примеры. Разрабатываются и описываются контрольные примеры, необходимые для тестирования и верификации разрабатываемой программы;

- алгоритм программы. Дается описание алгоритма головной программы и отдельных процедур и функций обычным языком, языком математики, с помощью схем и диаграмм, которые должны быть представлены в приложении. Данный раздел должен быть разработан так, чтобы по этой постановке задачи можно было разработать требуемую программу.

Большинство предлагаемых тем курсовых проектов обучающие программы или различные игры и головоломки. Какие функции должны быть реализованы, если темой проекта является обучающая программа по какому-либо методу или алгоритму вычислительной математики, математического программирования, дискретной математики и т.п.?

В первую очередь необходимо реализовать расчетный режим работы программы – на нем основываются обучающий, контролирующий режимы, режим самоконтроля. Расчетный режим может выполняться сразу полностью, а может и по шагам. В последнем случае на экран выводятся все промежуточные результаты. В любом случае все промежуточные и окончательные результаты с соответствующими пояснениями выводятся в Word или Excel. В обучающем режиме пользователь должен иметь возможность обратиться к теоретическому материалу, рассмотреть решение типовых задач, проверить себя, решив предлагаемую программой задачу. В случае затруднения, он может воспользоваться помощью или подсказкой. В режиме контроля пользователь отвечает на вопросы, задаваемые программой, выполняет требуемые действия, решает предлагаемую задачу по шагам, количество подсказок при этом ограничено. Режим самоконтроля отличается от контролирующего режима только тем, что в этом режиме пользователь сам вводит или выбирает пример для решения. Поскольку в программе реализован расчетный режим, то программа может проконтролировать каждый этап решения примера. В проекте должно быть достаточное количество подготовленных примеров.

Если в качестве темы проекта выбрана головоломка, то необходимо реализовать следующие функции: предоставление пользователю для решения головоломки разного уровня сложности, вывод задания для решения как на экран, так и на принтер. Желательно, чтобы пользователь, решая головоломку, имел возможность воспользоваться помощью или подсказкой; возможность пользователю ввести свое условие головоломки для ее решения или вывода на принтер; автоматическое решение головоломки, предлагаемой программой или введенной пользователем; генерирование условия головоломки требуемого уровня сложности.

Многие головоломки решаются с помощью определенного набора процедур, позволяющих на каждом цикле их применения найти минимум один правильный следующий ход. Часто эти процедуры используют известные комбинаторные алгоритмы и алгоритмы на графах. Выявление таких процедур, их реализация достаточно непростая алгоритмическая задача.

Для решения многих головоломок таких процедур не существует и тогда единственным способом авторешения являются алгоритмы с возвращением (backtracking). Реализация алгоритмов перебора с возвратом, по нашему мнению, является наиболее сложным в алгоритмизации решения задач. Но и нахождение авторешения чаще всего не является самым трудным в компьютерной реализации головоломки. Еще более сложным является генерирование головоломки вообще и требуемого уровня сложности в частности. Можно предложить следующий подход для определения сложности сгенерированной головоломки. Если головоломка может быть решена выполнением нескольких простых процедур, то уровень простой. Если для решения головоломки простых процедур недостаточно, но она решается, если добавить некоторые более сложные процедуры, то данный уровень более сложный. Если для решения головоломки необходимо использовать более сложные алгоритмы, в частности алгоритмы с возвращением, то сложность головоломки достаточно велика.

 

 

Описание программы

 

Объем этого раздела ПЗ предполагается до 10 страниц. Здесь отражены:

- выбор и обоснование выбора среды разработки;

- описание интерфейса (описание форм, логики их отображения, система управления – меню, панели инструментов, цветосочетания, общего стиля приложения, компоненты, используемые на формах, их свойства, обрабатываемые события);

- программно-аппаратные ресурсы ПК, минимальное наличие которых предполагает возможность использования приложения;

- оптимальная конфигурация ПК, при которой быстродействие системы максимальное.

Описывается логика работы программы, реализация отдельных процедур, функций, переопределяемые свойства и методы объектов.

Этот раздел предназначен программисту, который будет сопровождать программу, модифицировать ее, настраивать ее для работы в изменяющихся условиях.

 

Описание применения

 

Объем этого раздела ПЗ предполагается 4–8 страниц. Здесь необходимо описать процесс взаимодействия пользователя с приложением, указать основные состояния (со ссылками на фрагменты экранных форм), в которых может находиться система, как и в какие директории устанавливается приложение, назначение всех файлов приложения, правила подготовки исходной информации, руководство по использованию каждой функции приложения.

Описываются порядок установки приложения, рекомендации по его модификации и усовершенствованию, требования к использованию программы, правила работы с ней.

Это описание предназначено конечному пользователю, которому не важно как реализована та или иная функция, а важно как добиться от программы выполнения всех ее функций в соответствии со спецификациями.

 

 

Заключение

 

Объем 1–2 страницы. Выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких обобщающих пунктов, подводящих итог проведенной работы, и отражать возможные пути ее практического использования.

В заключении необходимо указать как выполнена поставленная задача, какие функции не реализованы и объяснить причину этого, какие изменения и добавления возможны в будущем, что необходимо доработать, чтобы улучшить ее характеристики, расширить область применения.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...