Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизм комплексного учета вопросов сохранения окружающей среды в процессе принятия решений. Экологическая экспертиза инновационно-инвестиционных проектов




Для перехода к устойчивому развитию требуется совершенствование механизма учета вопросов сохранения окружающей среды в процессе принятия решений на различных уровнях государственного управления. В связи с этим необходимо:
совершенствование законодательной и нормативной базы, обеспечивающей всестороннее применение механизмов учета вопросов сохранения окружающей среды;
экологизация государственной политики в области экономического регулирования (налоговая, кредитная, инвестиционная политика), способствующая рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;
обоснование показателей развития макроэкономики с учетом сохранения окружающей среды и рационального использования природно-ресурсного потенциала;
экологизация экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, обеспечивающая повышение конкурентоспособности национальной экономики и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;
учет экологических факторов при проведении внешнеэкономической политики страны, в том числе при реализации совместных проектов;
повышение эффективности использования финансовых средств, выделяемых на охрану окружающей среды, путем вовлечения органов государственного управления, предпринимательских структур и общественности в осуществление проектов;
всестороннее и качественное применение экологической экспертизы в проектно-инвестиционной деятельности.
Для решения этих задач необходимо обеспечить:
учет вопросов сохранения окружающей среды при разработке прогнозных и программных документов;
согласованность действий в области охраны окружающей среды и рационального природопользования республиканских, региональных и местных органов государственного управления; учет экологических последствий в ходе принятия законодательных решений;
взаимосвязь экономики и экологии, сопряженный подход к решению социально-эколого-экономических проблем;
консолидацию интересов государственных структур, частных лиц, групп и организаций в процессе принятия решений и правовое закрепление данной процедуры;
ответственность лиц, совершивших экологические правонарушения; обеспечение компенсации лицам, пострадавшим от загрязнения окружающей среды;
безущербность принятых решений в отношении окружающей среды при реализации проектно-инвестиционной деятельности.
Для создания эффективной правовой и нормативной базы на первом этапе потребуется:
внести в Закон «Об охране окружающей среды» положение по стратегической экологической оценке (СЭО), в связи с чем необходимо разработать методики проведения СЭО в отношении проектов законодательных актов, прогнозов и программ социально-экономического развития, проектов международных договоров и прочих видов документов, которые могут привести к прямым или косвенным экологическим последствиям;
разработать соответствующие судебные и административные процедуры, касающиеся повышения ответственности лиц за экологические правонарушения, обеспечения приемлемой компенсации пострадавшим от загрязнения окружающей среды.
Важным инструментом рационального использования природно-ресурсного потенциала является экологизация денежно-кредитной и налоговой политики.
Перспективным направлением экологизации кредитной политики является введение рейтинга банковского процента в зависимости от экологической надежности природопользователя. Экологизация должна быть основана на принципе «кредитной нейтральности», то есть экономические санкции в виде повышенного процента для кредитования экологически ненадежных предприятий должны компенсироваться льготным кредитованием предприятий, успешно решающим экологические проблемы.
Государственная политика в области налогообложения с целью перехода к устойчивому развитию должна проводиться с использованием следующих инструментов:
· смещение налогового бремени в сторону тех секторов экономики, с деятельностью которых связан наибольший ущерб окружающей природной среде;
· стимулирование посредством налогов инвестиций в охрану окружающей среды в энергоемкие сектора, транспорт и сельское хозяйство;
· введение налогов на использование пестицидов, нитратов и веществ, разрушающих озоновый слой Земли и др.;
· введение налогов и увеличение сборов на бытовые отходы;
· повышенное налогообложение использования первичных материалов в производстве и поощрение рециклинга;
· развитие торговли правами на эмиссию углекислого газа, оксидов серы и использование воды.
Существенной особенностью применяемых экологических налогов должно быть:
включение затрат по ликвидации нанесенного окружающей природной среде (ОПС) ущерба в цену товара или услуги, которые послужили причиной этого ущерба;
стимулирование экологических инноваций, модернизации процессов производства и оказания услуг, новых методов ведения домашнего хозяйства и т.п. с целью как сокращения их негативного воздействия на ОПС, так и повышения конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке.
Необходимо внедрить механизмы сохранения окружающей природной среды при осуществлении структурной перестройки экономики, в том числе усовершенствовать системы государственного лицензирования видов деятельности, влияющих на экологическую ситуацию в стране.
Учет вопросов сохранения окружающей среды должен осуществляться на основе результатов научных исследований путем разработки экологических показателей, характеризующих качество жизни; поиска экономических стимулов, способствующих экологизации производства и рациональному природопользованию; оценки новых технологий и продукции с позиций обеспечения ресурсосбережения и экологической эффективности.
Этому будет способствовать внедрение экологических стандартов ИСО серии 14 000, создание систем экологического управления субъектами хозяйствования, а также экологическая сертификация продукции.
На местном уровне механизмами учета вопросов сохранения окружающей среды должны выступать генеральные планы населенных пунктов, районные планировки, схемы развития территорий, местные повестки дня, в том числе с учетом существующей занятости населения и возможностей перепрофилирования хозяйственной деятельности.
Важным механизмом учета вопросов сохранения окружающей среды при принятии решений является экологическая экспертиза инновационно-инвестиционных проектов. Законодательство в области оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы необходимо привести в соответствие с Конвенцией «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» и Орхусской конвенцией о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
Реализация проектов должна обеспечивать организацию и функционирование бизнеса на принципах экологической безопасности, защиты здоровья и окружающей среды с учетом интересов работников предприятий, потребителей его продукции и населения в целом, причем как ныне живущего, так и будущих поколений людей.
В целях гарантированного соблюдения интересов будущих поколений необходимо применение для оценки проектов следующих требований:
предотвращение необратимых изменений в окружающей природной среде;
избежание ущерба абсолютно невоспроизводимому естественному капиталу (озоновому слою, биоразнообразию и т. п.);
ограничение использования возобновимых ресурсов размером их естественного прироста, а при невозможности соблюдения этого требования – включение в проект компенсационных природовосстановительных мероприятий (либо мер по возмещению наносимого проектом ущерба) с соответствующей корректировкой затрат;
при использовании невозобновимых естественных ресурсов формирование за счет проектных доходов инвестиционных фондов будущего, служащих основой для поддержки достигнутого уровня потребления, например, после исчерпания запасов месторождений полезных ископаемых.
Наряду с государственной обязательно должна проводиться и общественная экологическая экспертиза. Таким образом будет реализован принцип свободы доступа общественности к экологической информации и право на участие в управленческих решениях, связанных с воздействием на природную среду.


6.2. Развитие систем социально-политических отношений
6.2.1. Дальнейшее развитие демократии и формирование гражданского общества. Укрепление роли неправительственных организаций, трудящихся и профсоюзов, деловых и научных кругов в обеспечении устойчивого развития
Укрепление демократических принципов жизни страны и основанное на этой базе формирование гражданского общества являются важнейшими факторами устойчивого развития Республики Беларусь, политической и социальной стабильности.
Гражданское общество (ГО) – это совокупность организаций, объединений граждан, а также правовых норм, ценностных установок, идей и представлений, через которые реализуются групповые и частные интересы членов общества во взаимодействии с органами государственной власти. Такими структурами являются неправительственные, религиозные организации, профессиональные союзы, политические партии, общественные инициативы и различные неформальные группы по интересам. Сегодня в Беларуси насчитывается более 3000 организаций ГО.
При этом развитие человека во многом определяется не только политикой государства, но и позицией населения страны, отношением большинства жителей к проводимым мероприятиям. Устойчивое развитие страны возможно лишь тогда, когда все меры государственной политики осуществляются в интересах основной массы населения. В этой связи важное значение имеет формирование правового государства и гражданского общества, учет интересов основных групп населения в развитии человеческого потенциала.
Переход страны к модели устойчивого развития требует формирования зрелого гражданского общества, рыночного хозяйства и правового государства и улучшения взаимодействия государства, общества и бизнеса на принципах открытости, партнерства и ответственности.
Это предполагает прежде всего широкое развитие всех демократических институтов, норм и процедур в духе Всеобщей декларации Межпарламентского союза по вопросам демократии (1997 г.), которая определяет демократию как идеал, в основе которого лежат общечеловеческие ценности, не зависящие от культурных, политических, социальных или экономических различий. Демократия как политическая система, позволяющая людям свободно выбирать эффективное, честное, открытое и подотчетное правительство, основывается на двух принципах: участие и подотчетность. Каждый человек имеет право участвовать в управлении государственными делами, а также имеет право на доступ к информации о деятельности правительства, на справедливость посредством непредвзятых административных и судебных механизмов.
Действуя в рамках Всеобщей декларации, организации гражданского общества должны укреплять правовые и институциональное пространство в направлении совершенствования:
системы представительства с эффективно функционирующими политическими партиями и ассоциациями различных кругов;
избирательной системы, гарантирующей свободные и справедливые выборы, а также всеобщие избирательное право;
системы разделения властей;
форм общественного контроля над его государственным и частным секторами экономики;
функционирования свободных и независимых СМИ.
Укрепление общего фундамента демократии в стране позволит успешнее решать задачи устойчивого развития и в каждой отдельной области интересов общественных организаций.
Основным побудительным мотивом широкого участия общественности в решении вопросов устойчивого развития является то, что обеспечение правовых, социальных и экологических условий жизнедеятельности человека является неотъемлемой частью основных прав и интересов граждан.
В этой связи важнейшей целью НСУР-2020 является создание условий, при которых каждый гражданин, социальная группа и организация будут иметь возможность участвовать в процессе разработки и принятия государственных решений, получать полную информацию о последствиях реализации принятых решений, оценивать их воздействие на структуры гражданского общества, деятельность социально-политических институтов. При этом должны быть максимально использованы возможности неправительственных организаций (НПО), трудящихся и профсоюзов, деловых и научных кругов в реализации стратегии устойчивого развития.
Общими задачами всех организаций гражданского общества являются:
· разработка механизмов, позволяющих неправительственным объединениям, политическим партиям, профсоюзам и другим организованным группам населения играть полноправную роль партнеров в процессе построения гражданского общества в стране, взаимодействовать с государственными структурами по основным вопросам развития личности, общества и государства;
· взаимодействие структур гражданского общества с высшими органами государственной власти в их совместной деятельности по реализации основных прав и свобод граждан;
· разработка механизмов, позволяющим структурам гражданского общества целенаправленно и эффективно участвовать в процессе обеспечения устойчивого развития и экологической безопасности страны.
Наряду с общими каждая общественная структура имеет специфические цели и формы деятельности, которые усиливают социальную энергию и активность в решении проблем устойчивого развития страны.
Неправительственные организации (НПО) стремящиеся, в первую очередь, к поиску и обеспечению альтернативных форм участия в политической жизни, должны строить свою работу в следующих направлениях:
· обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, труд, отдых, образование, социальную защиту посредством совершенствования нормативных, правовых и организационных условий для непосредственного участия граждан в принятии решений, затрагивающих их интересы, выработки эффективных процедур доступа к информации по вопросам, касающимся устойчивого развития, а также к информации об угрозах безопасности для населения;
· пропаганда здорового образа жизни, ценностей социально ориентированной рыночной экономики, противодействие потребительскому подходу, нарушению принципов справедливости в распределении благ, чрезмерной дифференциации в доходах, структурах производства и потребления;
· осуществление – в пределах установленных полномочий – общественного контроля за состоянием окружающей среды, соблюдением предприятиями природоохранного законодательства, выполнением мероприятий по устойчивому развитию;
· участие в создании и реализации программ экологического образования и просвещения, воспитания бережного отношения к природе.
Для повышения роли НПО как общественных партнеров органам государственной власти необходимо продолжить процесс выработки официальных процедур и механизмов, которые обеспечили бы реальное участие НПО на всех уровнях реализации стратегии устойчивого развития: от разработки политики и принятия решений до их осуществления на принципах равной ответственности.
Для этого государственным структурам следует:
· обеспечить системное взаимодействие НПО с государственными структурами, выработать эффективные нормы, механизмы равноправного социального партнерства, процедуры участия в принятии политических решений и демократическом контроле за их реализацией;
· разработать систему мер по взаимодействию правительственных органов с НПО при решении важнейших проблем социально-экономической и экологической политики;
· создать механизмы и процедуры, которые обеспечивали бы учет специального опыта НПО в вопросах разработки стратегий и программ устойчивого развития, их осуществления и оценки; содействовать расширению областей деятельности НПО, привлечению к ней высококвалифицированных кадров;
· обеспечить неправительственным организациям право отстаивать общественные интересы с помощью правовых механизмов, находящихся в соответствии с международно-правовыми нормами.
Работа по обеспечению устойчивого развития требует реализации возможностей как на национальном уровне, так и на уровне предприятий, причем в первую очередь она ориентирована на трудящихся.

Законными представителями интересов трудящихся в Республике Беларусь признаны профессиональные союзы. Профсоюзы являются необходимым элементом демократического общества, которое стремится на деле реализовать принципы социальной справедливости. Своей деятельностью профессиональные союзы способствуют реализации многих социально значимых ценностей: справедливому распределению материальных благ; развитию коллективизма и товарищества; сохранению гражданского мира, стабильности и безопасности в обществе.
Деятельность профессиональных союзов оказывает значительное влияние на процессы формирования рыночных отношений, развития экономической демократии, становления Беларуси как социально ориентированного государства.
Крупнейшим профцентром страны является Федерация профсоюзов Беларуси, имеющая разветвленную организационную структуру и объединяющая в своих рядах более 4 млн членов.
В стране сформирована нормативная правовая база по основным направлениям взаимодействия в системе социального партнерства: заключение коллективных договоров (соглашений); разрешение коллективных трудовых споров. Функционируют трехсторонние органы, обеспечивающие ведение консультаций органов государственного управления, объединений нанимателей и профсоюзов.
Для дальнейшего совершенствования системы социального партнерства необходимо:
· усилить роль профсоюзов в защите прав и законных интересов трудящихся;
· обеспечить законодательное оформление правового положения объединений нанимателей – субъектов социального партнерства в социально-трудовой сфере;
· уточнить функции органов государственного управления, объединений нанимателей и профсоюзов в системе социального партнерства;
· повысить степень участия профсоюзов и объединений нанимателей в решении задач общегосударственного значения.
Профессиональным союзам необходимо усилить своипозиции как в традиционных вопросах (охрана труда, сохранение рабочих мест, защита индивидуальных и коллективных трудовых прав), так и в формировании новых подходов к среде обитания в условиях рыночных отношений. В этой связи важно использовать потенциал профсоюзов как самой массовой общественной организации в деле экологического воспитания граждан, повышения понимания в обществе проблем устойчивого развития. Профсоюзы должныучаствовать в решении вопросов создания новых рабочих мест, приватизации и реструктуризации предприятий с учетом социальных и экологических факторов устойчивого развития. При этомнеобходимо активно использовать механизмы общественного контроля, участия профсоюзов в разработке актов законодательства по вопросам охраны труда и окружающей среды.
Действующая в Беларуси система социального партнерства является важным механизмом согласования позиций трудящихся, нанимателей и государственной власти. Дальнейшее развитие должны получить институты, обеспечивающие проведение регулярных консультаций органов государственного управления, профсоюзов и объединений нанимателей. Необходимо содействовать созданию и деятельности трехсторонних консультативных органов на отраслевом и региональном уровнях, а также повышению эффективности работы Национального совета по трудовым и социальным вопросам.
В целях дальнейшего совершенствования системы социального партнерства требуется принять Закон Республики Беларусь «Об объединениях нанимателей», который должен определить правовое положение объединений нанимателей – субъектов социального партнерства.
Должна получить дальнейшее развитие практика коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. Наряду с законодательством, условия коллективных договоров и соглашений являются важным элементом в обеспечении социальных и трудовых гарантий работников. Они выступают действенным механизмом воздействия со стороны представителей работников на вопросы организации труда на предприятиях.
В целях устойчивого развития в коллективных договорах и соглашениях необходимо усиливать блок вопросов охраны труда, предотвращения производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также сохранения и модернизации рабочих мест.

Деловые и научные круги играют важную роль в социально-экономическом развитии, разработке и долгосрочных стратегий, в том числе по переходу страны на инновационный путь развития.
В выработке и реализации стратегии устойчивого развития ключевую роль должны сыграть становление и развитие Национальной инновационной системы Беларуси, научное обоснование и разработка программ социально ориентированного, экологически безопасного ресурсоэкономного устойчивого развития с оценкой национальных экосистем; совершенствование научной, информационной, технологической и инновационной политики, разработка новых проблем философии, социологии, экономической науки, касающихся создания образа человека с экологозащитным мировоззрением, этикой здорового образа жизни, пониманием своего места в природе и мире.
При этом основная цель деятельности научных кругов заключается в определении уровня научных знаний и приоритетов в проведении исследований, повышением активности научного сообщества в скорейшем достижении существенных улучшений по следующим направлениям:
широкомасштабному расширению научной базы и укреплению научно-исследовательского потенциала и возможностей в областях, связанных с окружающей средой, устойчивым развитием, развитием «новой экономики»;
разработке экологической политики и политики в области устойчивого развития на основе самых надежных научных знаний и оценок;
расширению сотрудничества между учеными путем содействия осуществлению программ и мероприятий в области междисциплинарных исследований.
В рамках долгосрочных целей в соответствии с Концепцией развития науки в Республике Беларусь научным кругам предстоит выполнить работы по:
научному обеспечению развития производительных сил в направлении перехода к информационному, постиндустриальному обществу;
сохранению и укреплению интеллектуального потенциала общества;
решению важнейших социальных задач развития страны;
улучшению экологической обстановки и национальной системы здравоохранения;
укреплению безопасности личности, общества и государства.
Для этого следует:
осуществлять более широкое вовлечение научных кадров в решение вопросов устойчивого развития;
совершенствовать связи между государственным и независимым исследовательскими центрами и промышленностью, с тем, чтобы исследования стали одним из важных элементов стратегии в области устойчивого развития.
всемерно способствовать развитию независимых исследовательских научных центров, используя для этого льготное налогообложение или освобождение от налогов на определенный срок работ по научной и инновационной деятельности.
Более весомый позитивный вклад деловых кругов в процесс устойчивого развития может быть достигнут за счет использования рыночных механизмов, в рамках которых цены на товары и услуги должны в существенной степени отражать экологические затраты на их производство.
Для более активного участия деловых кругов в процессе устойчивого развития необходимо:
совместно с органами государственной власти и негосударственными структурами создавать эффективную предпринимательскую среду, участвуя в формировании рыночных институтов;
противодействовать потребительскому отношению к окружающей среде, развитию производительных сил без учета экологических последствий, принесению охраны окружающей среды в жертву соображениям рентабельности;
совместно с профсоюзами и государственными структурами организовать двусторонние и трехсторонние комиссии на национальном, региональном, отраслевом и локальном уровнях по вопросам производственной безопасности, здравоохранения и устойчивого развития;
всемерно поддерживать применение достижений НТП в создании и внедрении экологически чистых технологий;
стремиться к повышению эффективности использования ресурсов, включая расширение повторного использования и переработки отходов, а также сокращению количества отходов на единицу производимой продукции;
проводить политику внедрения более экологически чистого производства;
сотрудничать с трудящимися и профсоюзами в целях постоянного расширения знаний и совершенствования навыков для осуществления мероприятий в области устойчивого развития, принимать участие в создании и реализации программ экологического образования населения;
расширять исследования и разработки в области экологически чистых технологий и систем рационального использования ресурсов окружающей среды в сотрудничестве с представителями науки и научно-техническими учреждениями;
обеспечивать ответственное и этически обоснованное управление производством и процессами с точки зрения охраны здоровья, безопасности и экологической рациональности.
С целью активизации участия в реализации стратегии устойчивого развития страны организаций ГО, НПО, профсоюзов, научных и деловых кругов в ближайший период (до 2010 г.) требуется создание государством условий для возможностей устойчивого развития структур гражданского общества.
В дальнейшем необходимо создать развитое гражданское общество, при котором его структуры будут играть доминирующую роль в представлении интересов общественности, а НПО и другие структуры гражданского общества, деловые и научные круги будут являться полноправными партнерами в процессе обеспечения устойчивого развития и экологической безопасности страны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...