Ян Николаевич Раздобурдин. Аюрведа. Философия, диагностика, Ведическая астрология. Аннотация. Ян Николаевич Раздобурдин
Стр 1 из 56Следующая ⇒ Ян Николаевич Раздобурдин Аюрведа. Философия, диагностика, Ведическая астрология
Инструкция по использованию жизни –
«Аюрведа. Философия, диагностика, Ведическая астрология / Я. Н. Раздобурдин. »: Центрполиграф; Москва; 2014 ISBN 978-5-227-05379-4 Аннотация
Применение этой древней медицинской системы дает фантастические результаты. Аюрведа не обходит вниманием повседневную жизнь: питание, очищение организма, психологические отношения, карьеру и состояние духа. Во второй книге цикла мы продолжим рассматривать философские основы Аюрведы и займёмся диагностикой болезней, познаем основы Ведической астрологии, научимся слушать мелодию болезни по пульсу, выявлять болезни по знакам тела, а также по другим признакам, которые могут быть применимы для самодиагностики. Книга написана максимально просто и сжато, рассчитана на широкий круг читателей.
Ян Николаевич Раздобурдин Аюрведа. Философия, диагностика, Ведическая астрология
Посвящается моему лучшему в мире брату Матвею, который, следуя совету Козьмы Пруткова, всегда «зрит в корень»
Хочу выразить огромную благодарность доктору медицинских наук Дмитриевой Алле Владимировне за замечательный, яркий язык её лекции; доктору Ананата Кришна, Нарушевичу Руслану и Суботялову Михаилу Альбертовичу; великим Санджай Ратху, Роберту Свобода, Васанту Ладу и Давиду Фроули; моему судьбой предопределённому отцу Швыдкому Валерию Григорьевичу, а также моим друзьям и соратникам: Ольге Павленко, Миронову Валерию, Новикову Николаю, Асе Ескайровой, Морозову Сергею, Ольге Домарёвой, Наташе Концовой и Валентине Васиной (Випхути).
Самый верный признак истины – это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна. Л. Н. Толстой
Познание болезни есть уже половина лечения. М. Я. Мудров
Введение
Дорогой читатель! Цикл книг «Аюрведа. Инструкция по использованию жизни» – это попытка синтезировать древние Ведические и современные медицинские знания, максимально приблизить их к нашим северным широтам и европейскому образу жизни, ибо главный принцип Аюрведы – науки о жизни – звучит на санскрите как «деша, кала, патра», или «место, время, обстоятельства». Во второй книге цикла мы продолжим рассматривать философские основы Аюрведы и займёмся Ведической диагностикой болезней. В философском разделе мы расправимся с врагами ума, поговорим о связи славянских и индийских Вед, попробуем разгрести семейные проблемы, проблемы воспитания детей и, конечно, поговорим о любви, с неё всё в жизни и начинается ☺. Также посвятим время знакомству с очистительными процедурами и разучим несколько йогических практик. Мы познаем основы Ведической астрологии, научимся слушать мелодию болезни по пульсу, выявлять болезни по знакам тела, а также по другим признакам, которые могут быть применимы для самодиагностики. Книга написана максимально просто и сжато, она будет интересна не только специалистам Аюрведы, но и широкому кругу читателей.
Аюрведа – мама всей медицины
Болезнь есть неравновесие дош, здоровье – равновесие дош. Аштанга Хридая Самхита
Аюрведа с санскрита переводится как «наука о долгой жизни, ведущая к совершенству». Она является мамой всей медицины, известнейший канон тибетской медицины «Чжуд Ши» полностью основан на текстах ведического труда «Аштанга Хридая Самхиты». Тибетская медицина адаптировала целительные свойства тропических растений к лечению людей, проживающих севернее. Великий Авиценна черпал свои знания из Аюрведы и открыл её для арабского мира, а Гиппократ – для греческого.
В первой книге мы уже рассмотрели большую часть философии Аюрведы, и в этой, второй книге я хотел лишь пробежаться по её основам, так как повторение – мать учения. В основу Аюрведы положено ведическое учение о пяти первоэлементах (панча маха бхута) и теория трех конститутивных принципов (три доши). Доши, определяющие тип конституции человека, называются Вата, Питта и Капха. На этой теоретической базе построены диагностика, лечение и профилактические мероприятия в Аюрведе. Первоэлементы эфир и воздух составляют дошу Вата (воздух). Эфир и воздух – холодные, сухие, подвижные, шершавые, легкие, поэтому и Вата-доша имеет эти качества. Люди типа Вата худенькие, воздушные и ветру послушные, с сухой кожей и склонными к сухости слизистыми оболочками организма. Первоэлементы огонь и вода составляют дошу Питта (огонь или желчь). Питта – горячая, острая, легкая, маслянистая, немного влажная, так как образующие её огонь и вода имеют эти свойства. Желчь на греческом звучит «холе», отсюда и пошёл термин «холерики» – это буйные и иногда несколько желчные лидеры. И наконец, тяжелые, медленные, холодные, маслянистые, влажные, плотные вода и земля образуют Капхадошу (вода или слизь). Слизь по-гречески «флегма», отсюда и «флегматики». Капхи – милые, спокойные, но иногда чрезмерно спокойные люди. Яркие монодоши практически не встречаются, чаще бывает смесь двух дош с одной лидирующей. Но для простоты понимания рассмотрим примеры ярких монодош. Яркий пример Вата-типа людей в дисбалансе – это персонаж Трус нашего прекрасного актера Георгия Вицина. Из мультяшек – Маша из модного сейчас мультфильма «Маша и медведь», из классики – Хлестаков из гоголевского «Ревизора». Мужчины Питта-типа – Василий Иванович Чапаев, Юлий Цезарь, Фидель Кастро. Про женщин Питта-типа, хотя скорее Питта – Капха-типа, народ ласково говорит:
Есть женщины в русских селениях, Их бабами нежно зовут. Слона на скаку остановят, И хобот ему оторвут!
Утрированная Капха-доша – это Илья Муромец и Карлсон, который живет на крыше. Умный, красивый, в меру упитанный мужчина, в полном расцвете сил. И такая милая домомучительница фрекен Бок, и Чучело из «Волшебника Изумрудного города», и медведь из мультика «Маша и медведь» – все они представители Капха-типа.
Каждый из этих типов склонен к конкретным заболеваниям: • Вата – болезни суставов, запоры, нервные расстройства; • Питта – заболевания печени, тонкого кишечника и желчного пузыря; • Капха – проблемы с легкими и болезни накопления. Но Капхи вообще-то болеют реже всех. Каждая доша имеет свой «дом». Вата – толстый кишечник, Питта – тонкий кишечник, желудок, Капха – легкие. Причиной болезни зачастую является накопление и переизбыток доши в своём доме с последующим выходом в другие органы и ткани. Одна доша, вышедшая из своего дома, тянет за собой другую: Вата в дисбалансе тащит за собой Питту и Капху. С точки зрения современной медицины Вата отвечает за нейро-эндокринную регуляцию функций организма, Питта – за трансформацию внешнего во внутреннее (усвоение информации, эмоций, пищи, зрительных образов), Капха – за поддержание постоянства сред и тканей человека, защиту организма от внешних воздействий, гармонизацию психоэмоциональной сферы. Для Ваты губительны недосыпание, голод, неполноценное питание, сухая, холодная, легкая пища, травмы, жизнь в мегаполисах, сухая, холодная, ветреная погода. Сбалансированная Вата – блестящий стресс-менеджер, специалист по консалтингу, Вата в дисбалансе – дрожащий полуинвалид. Питту выводят в дисбаланс эмоциональное, физическое перенапряжение, стимуляторы, горячая пища, жаркая погода. Питта в балансе – благородный лидер с горячим сердцем, мощным интеллектом и прекрасным здоровьем, в дисбалансе – орущий краснорожий хам-начальник, воняющий потом и перегаром. Капхе нехороши монотонность и рутина жизни, длительный отдых и сон, тяжелая, холодная, слизеобразующая пища, холодная, влажная погода. Только «волшебный пендель» по жизни спасает Капху, её надо «пинать» и всячески стимулировать. Капха в дисбалансе – мерзкий, жирный завистливый собственник, сбалансированная Капха – прекрасный, добрый, мягкий человек.
В процессе жизни конституция человека меняется. Врожденная конституция на санскрите называется Пракрити, а приобретенная – Викрити. Викрити далеко не всегда совпадает с Пракрити. Порядок действий при лечении тут следующий: корректируют то, что вышло из баланса. А после того как устранен дисбаланс, привнесенный Викрити, человек возвращается к Пракрити, и тут терапию меняют, чтобы компенсировать проблемы Пракрити. Время Капхи – детство, Питты – юность и зрелость, Ваты – старость. Тонкий аналог Капха-доши – Оджас, жизненная сила, Питта-доши – Теджас, или жизненный огонь, и Ватадоши – Прана, жизненная энергия. О них мы уже беседовали в первой книге цикла.
Аюрведа выделяет шесть вкусов: кислый, сладкий, горький, солёный, вяжущий и острый. Каждый из этих вкусов связан с отдельным эмоциональным состоянием человека, может влиять на его состояние как положительно, так и отрицательно при неграмотном использовании или злоупотреблении. • Сладкий вкус дает такие эмоции, как счастье, радость, удовлетворение, но при злоупотреблении может проявиться склонность к лени, нежеланию решать проблемы. • Солёный помогает наслаждаться радостями жизни, но при излишнем его употреблении человек будет склонен к переизбытку чувственных наслаждений. • Кислый вкус стимулирует разного рода деятельность, но при частом употреблении дает такие эмоции, как обида и зависть. • Горький привносит чувство легкой неудовлетворенности, которая стимулирует к действию, тонизирует, но обратная его сторона – чувство горя. • Острый вкус при излишнем употреблении может вызывать гнев. • Вяжущий – чувство страха. Он связывает, стягивает, сжимает тело и сознание.
В зависимости от того, в каком эмоциональном состоянии находится человек, возникает желание употреблять продукты того или иного вкуса.
Каждый из трёх типов конституции имеет предрасположенность к развитию определённых отрицательных и положительных качеств, склонность к разным эмоциям. Люди Вата-типа склонны испытывать страх, нервозность, но при этом обычно полны энтузиазма. Если бы потребовалось охарактеризовать Ват одним словом, это было бы слово «внезапно». У них всё всегда происходит внезапно. Они могут загореться от одного сказанного слова: возникла ассоциация, воображение заиграло – и вот уже мысль летит. Ватам необходимо ограничивать горький, вяжущий и сильно острый вкусы и включать в рацион кислое, солёное и сладкое. Люди Питта-типа чаще испытывают ненависть, гнев, ревность, но при всем этом одна из их положительных черт – это трудолюбие. Им нужно ограничивать кислый, острый и солёный вкусы. Это не значит, что нужно совсем отказываться от каких-то продуктов, просто нужно стараться сделать так, чтобы рацион питания был сбалансированным во вкусовом соотношении.
Капха – тип человечества, более всего предрасположенный к развитию лени, жадности, зависти, но вместе с тем это спокойные, добродушные люди, способные на преданность и сильную любовь. Людям этого типа желательно не увлекаться солёным и сладким, а употреблять больше горький, острый и вяжущий вкусы. Неправильное питание ведёт к накоплению амы в организме.
Все люди пребывают под влиянием трёх гун или имеют три качества жизни: Саттва (духовность), Раджас (страсть) и Тамас (невежество). Когда преобладает Саттва, человек спокоен и невозмутим, при доминировании Раджас человек беспокоен и возбуждён, в состоянии Тамас человек уныл и глуп. Но эти качества не постоянны. Иногда преобладает Саттва, в другое время – Раджас или Тамас. Когда преобладает Саттва, человек наделён проницательностью и обладает чистым разумом. В Саттве ты сам для себя лучший советчик по выбору рациона питания, появляется возможность глубокого проникновения в сущность явлений, двери интуиции широко распахиваются. Раджас порождает смятение и неугомонность, это источник неукротимых желаний и привязанности к материальным благам, это поклонение золотому тельцу, что есть добровольная и самая жестокая форма рабства, изобретённая человечеством. Раджасический человек жаждет власти, богатства, престижа, положения в обществе, репутации и славы. Но, достигнув очередной «морковки», он зачастую получает лишь порцию разочарования. И это разочарование ещё больше, если «морковки» достичь не удаётся. Образуется такой порочный круг: погоня за счастьем – удовлетворение – страдание… В Раджасе человек склонен к алкоголизму и наркомании. Очень любит вкусно покушать. Тамас рождается из невежества. Тамас опутывает человека леностью, беззаботностью, бездеятельностью, медлительностью и сонливостью. Тамасический человек в своих действиях не руководствуется здравым смыслом. Он бездумен, не испытывает ни малейшей тяги к работе и слишком много спит. Плод саттвической деятельности – счастье в чистом виде; раджасической – страдание, ибо, как ни гонись за «морковкой», она всё равно будет недосягаема, как у того ослика, которому подвесили морковку на удочке перед носом; плод тамасической деятельности – невежество и тоже страдание.
Вот такой дайджест философских основ Аюрведы из прошлой книги, а если по-хорошему, то тебе следует прочитать первую книгу «Философия и травы» (в которую ещё входит описание «талантов» растений), чтобы понимать полностью, о чём будет говориться в этой и следующей книге цикла.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|