Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

От Киевской Руси к России ( IX - XVII вв.)




Оглавление

 

Введение

Глава 1. Словом и делом: законы и обычаи войны в деятельности русских полководцев

. От Киевской Руси к России (IX-XVII вв.)

. Российская империя (XVIII-XIX вв.)

Глава 2. Принципы Международного гуманитарного права во внешней политике России

. Россия у истоков Гаагского права

. ПринципыМГП в международных договорах России

- Обращение с военнопленными

-  О потерпевших кораблекрушение

-  Защита гражданского населения

-  Международно-правовая ответственность за нарушение международного гуманитарного права

Заключение

Список источников и литературы

 


 

Введение

 

Последние годы развития мирового сообщества отличаются заметным повышением внимания к гуманитарным идеям, общечеловеческим ценностям, тесно связанным с проблемами существования и развития человечества. Трудно назвать более острый и неотложный вопрос международной жизни, чем борьба за соблюдение прав человека, соблюдение норм международного гуманитарного права в целях защиты жертв войны. Реалии современного мира таковы, что ситуации, в которых МГП применяется, возникают довольно часто. Поэтому РФ сегодня предпринимает шаги по распространению его принципов, изучению, более широкому признанию.

Помимо общественной значимости, избранная нами тема представляет интерес в научном, историографическом плане. В исследованиях, посвященных военной истории России с древнейших времен до наших дней, мы не встретим анализа по становлению и развитию международного гуманитарного права в русской военной истории. А между тем одним из слагаемых успеха в деятельности российских полководцев являлось неукоснительное соблюдение законов и обычаев ведения войны. Российская империя стояла у истоков современного гаагского права: Александр II был инициатором проведения Санкт-Петербургской конференции 1868 года по ограничению вооружений, Николай II - Гаагской конференции 1899 года.

Именно поэтому объектом данного исследования является международное гуманитарное право в российской военной истории. Определимся в понятии. Международное гуманитарное право является отраслью международного права и представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов. Цель нашего исследования состоит в том, чтобы охарактеризовать становление и развитие международного гуманитарного права в военной истории России в IX - начале ХХ века. Поставленная цель была достигнута решением следующих задач:

) охарактеризовать, какие принципы МГП нашли отражение в деятельности великих русских полководцев;

) изучить деятельность российских императоров по становлению Гаагского международного права;

) охарактеризовать, какие принципы МГП нашли отражение в международных договорах России в X - XIX века.

Сформировать цели и задачи исследования помогло изучение источников и литературы. В работе использованы основные источники современного международного гуманитарного права:

) Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

) Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава ВС на море;

) Женевская конвенция об обращении с военнопленными;

) Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны;

) Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся жертв международных вооруженных конфликтов.

Развитие и принципы международного гуманитарного права стали предметом специального научного исследования в монографиях Жана Пикте и Х.П. Гассера. В работах изучена деятельность и решения Санкт-Петербургской конференции 1868 года и Гаагской конференции 1899 года, Ж. Пикте отмечает: «Были сформулированы общие важнейшие принципы, до сих пор не потерявшие своего значения. Они запретили использование оружия, наносящего излишний вред или вред, не оправдываемый целью войны».

Деятельность великих русских полководцев с IX в. по ХХ в. характеризуется в военно-исторических сборниках «Военная история России» и «Отечественная военная история с древнейших времен до наших дней». В работе мы используем широко известные факты, но делаем иной акцент: соблюдение великими полководцами законов и обычаев войны.

В работе использованы международные договоры России с IX в. по ХХ в., в которых нашли отражение основные принципы МГП. Анализируются основные статьи 33 договоров из 195, представленных в справочнике В.В. Похлебкина по истории внешней политики России.

 


 

Глава 1. Словом и делом: законы и обычаи войны в деятельности русских полководцев

 

Общеизвестно, что право чаще следует за событиями, нежели предшествует им. Можно сказать, что один из основных элементов права - это преемственность и постоянство, так как именно его реализация на практике придает ему необходимую форму. Так, идея защиты человека от бедствий военного времени и произвола зародилась на заре человечества и постепенно набирала силу, она нашла отражение в деятельности великих русских полководцев. Именно деятельность русских военачальников IX - ХХ вв. стала объектом нашего исследования в данной главе, мы проанализируем какие принципы МГП нашли отражение в их высказываниях, насколько последовательны были русские полководцы в их реализации.

От Киевской Руси к России (IX - XVII вв.)

 

Русские полководцы руководствовались на поле брани заповедями человеколюбия, исходя из соображений христианской морали и свойственного русскому народу милосердия. Христианская религия проповедовала, что все люди созданы по образу и подобию божьему, что все мы - дети одного отца и все удостоены вечной жизни, поэтому, если все люди братья, то убийство - преступление. Киевский князь Игорь, предприняв в 941 году поход на Константинополь, приказал дружине щадить неприятеля и брать греков в плен живыми. Его сын Святослав, идя в поход, посылал вперед к неприятелю своего вестника с объявлением войны: «Иду на вы». Великий киевский князь Владимир Мономах, совершивший 83 дальних похода, в своем знаменитом «Поучении детям» писал: «На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод… Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас». В своих поступках Владимир Мономах не был столь безупречен, проявлял черты вероломства во внешней политике в отношении степняков, рассматривая их как варваров, с которыми можно действовать вне законов цивилизации: в 1095 году согласился по требованию дружины на убийство половецких послов Итлара и Кытана, пришедших с миром, в 1103 году настоял на убийстве взятого в плен половецкого хана Бельдюза. Великий князь Александр Невский, по словам летописцев, «милостиво относился к побежденному противнику». После поражения в Ледовом побоище в 1242 году Ливонский орден прислал послов с поклоном, которые заявили: «Что есмя зашли мечем Псков, Водь, Лугу, Латыголу, и мы ся того всего отступаем, а что изъимали в полон мужей ваших, а теми ся розменим, мы ваших пустим, а вы наших пустите». На этих условиях Александр пошел на мир с Ливонским орденом. Князь Дмитрий Донской по дороге на Куликово поле приказал своей дружине не трогать жителей рязанской земли, князь которой, Олег, изменил русским. В те времена, когда победители следовали принципу «Горе побежденным» русская армия придерживалась строгих правил в отношении побежденного противника. Впервые на Руси взаимная выдача пленных без выкупа была произведена еще при Иване III после сражения с крымскими татарами. Дмитрий Пожарский, освободив Москву, пощадил польский гарнизон, сложивший оружие, за что был наречен современниками «человеколюбивым воином».

 


 

Основные положения международного гуманитарного права Игорь Рюрикович Святослав Игоревич Владимир Мономах Александр Невский Дмитрий Донской Иван III Дмитрий Пожарский
I. Об обращении с военнопленным 1) Любой комбатант, который попадает во власть противной стороны, является военнопленным (Дополнительный протокол I, статья 44, параграф 1)       +   +  
2) Запрещается подвергать нападению лицо, которое признано или которое в данных обстоятельствах следует признать лицом, вышедшим из строя. Вышедшим из строя считается любое лицо, если оно ясно выражает намерение сдаться в плен (Дополнительный протокол I, статья 41, параграф 1-2) +         + +
3) Военнопленные освобождаются и репатриируются тотчас же по прекращении военных действий (Женевская конвенция об обращении с военнопленными, Раздел IV, Часть II, статья 118)       +   +  
II. О защите гражданского населения во время войны 4) Для обеспечения и защиты гражданского населения и гражданских объектов стороны, находящиеся в конфликте, должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами (Дополнительный Протокол I, статья 48)         +    
5) Гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями (Дополнительный протокол I, статья 51)     +        
6) Запрещаются нападения на гражданское население или на отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий (Дополнительный протокол I, статья 51)         +    
7) Запрещается подвергать нападению или уничтожать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения, такие, как запасы продуктов, питания, производящие продовольствие сельскохозяйственные районы, посевы (Дополнительный протокол I, статья 54, пункт 2)     +        
8) Ограбление воспрещается (Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, статья 33)     +        
III. Методы и средства ведения войны 9) В случае любого вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным (Дополнительный протокол I, статья 35, пункт 1)   +          
10) Запрещение вероломства (Дополнительный протокол I, статья 37)   +          

 

Таким образом, в деятельности полководцев Киевской, Удельской, Московской Руси и Российского централизованного государства нашли отражение универсальные принципы МГП: различие, соразмерность, ограничение, гуманность, военная необходимость, но стоит отметить, что Владимир Мономах в своей деятельности нарушал принцип гуманности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...