Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние сложности заданий на величину интерференции




Как бы ни были просты задачи, используемые при изучении ин­терференции, их всё-таки можно варьировать по сложности. Исходя из вышесказанного, можно утверждать: чем сложнее основная задача, тем менее испытуемому будет «мешать» задача игнорирования. Ибо чем сложнее эта задача, чем напряженнее её решает испытуемый (и, соответственно, трансформирует связанное с этой задачей поверх­ностное содержание), тем дольше она, в силу этого, удерживается на поверхности сознания. Но, значит, тем реже она будет «ускользать» из него. Из тех же соображений: как только игнорируемая задача сменит Основную в поверхностном содержании сознания, то чем сложнее за­дача игнорирования, тем дольше она будет находиться на поверх­ности и, тем самым, тем больше будет «мешать» решению ос­новной задачи.

Речь, правда, идёт только о заданиях, относительно легко выпол­няемых испытуемыми. И только — об их сравнительной сложности меж­ду собой. Игнорировать сверхсложные задачи, требующие от испыту­емого осуществления занимающих много времени осознанных операций, не составляет труда: испытуемый легко принимает решение не делать мощных сознательных усилий. Трудно игнорировать лишь те задачи, выполнение которых происходит настолько автоматически, что практи­чески не требует целенаправленных усилий.

На такие переменные, как сложность интерферирующих задач, Исследователи далеко не всегда обращали должное внимание. Тем не менее, если под высказанным углом зрения просмотреть литературу, посвященную различным интерференционным феноменам, мы обнару­жим удивительную для психологии согласованность результатов.

1. Струп-феномен. Рассмотрим, как влияют вариации сложности основного и игнорируемого задания на величину интерференции в феномене Струпа '. (Следует учесть, что другие факторы, влия­ющие на интерференцию, мы пока не анализируем.).

Увеличение сложности основной задачи. Величина интерференции падает при:

различении не цветов, а оттенков цвета;

' Более подробно см. Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии, с. 221 -225.

— различении (в многочисленных модификациях) не цветов, а геометрической формы (использовались, например, карточки различной конфигурации, на которых были написаны названия геометрических фигур, не соответствующих конфигурации карточки); определении ориентации предъявленных фигур, количества букв в словах «четыре», «пять», «шесть» и т. п.;

— совмещении двух основных заданий (например, от испытуемого требовалось одновременно с нажатием клавиш, соответствующих цвету струп-стимулов, разговаривать с экспериментатором);

— усложнении процесса называния цвета (например, в условиях, когда собственная речь испытуемого подается ему в наушники с небольшой временной задержкой);

— Оригинальный пример: Я. Ледовая (в своей курсовой работе) создала оригинальную модификацию теста Струпа для лиц, знакомых с нотной грамотой: испытуемые должны были вначале давать названия нотам обычного нотного текста, а затем называть их в случае, когда они обозначались на нотном стане вместо кружка словом, соответствующим другой ноте: например, на месте, обозначающем ноту «фа», написано буквами «си». Величина интерференции оказалась меньше у тех испытуемых, кто дольше выполнял задание называть обычные ноты, т. е. у тех испытуемых, для кого основное задание было труднее.

Увеличение сложности задачи игнорирования. Величи­на интерференции возрастает при:

— усложнении задачи чтения для испытуемых (величина интерфе­ренции выше у детей, у менее образованных взрослых испытуемых и т. п.). Я сам наблюдал, как шестилетняя девочка, достаточно уверенно называющая цвет цветовых пятен, но при этом едва уме­ющая читать по слогам, практически вообще не смогла справиться с задачей называния цвета струп-стимулов;

— повышении осмысленности использованного текста, окрашен­ного в разные цвета (меньше всего интерференция у бессмыслен­ных слогов, чуть больше — у слов, а наибольшего значения эта величина достигает при использовании связного текста '; интер­ференция меньше для случайных четырёхзначных чисел, на которые не следует обращать внимание, чем для четырёхзначных

' Л. Е. Осипов, разработавший модификацию с применением связного текста, от­мечает, что величина интерференции равна 86% от стандартного эффекта Струпа — такого не удавалось получить ни в одной другой модификации.

чисел, обозначающих известные для испытуемого даты, например— 1812,1917).

При одновременном увеличении сложности основной зада­чи и уменьшении сложности игнорируемой интерференция прак­тически полностью исчезает:

— так, ещё сам Дж. Струп установил, что задача чтения слов, когда не следует обращать внимание на то, какими цветами эти слова написаны, практически никакой интерференции не вызыва­ет. По данным Струпа, различие между чтением 100 слов, напи­санных чёрной краской, и 100 слов, написанных разными краска­ми, составляет всего около 1 с. Однако чтение слов — существенно более сложная задача, чем называние цвета. Это становится оче­видным, если сравнить трудности научения решению обеих задач в онтогенезе. Показательна и скорость поиска струп-элементов на карте Струпа: если надо, например, найти синий цвет, то это происходит на порядок быстрее, чем если требуется найти слово «синий».

2.3апоминание с дистрактором. Влияние дистракторов на вос­произведение огромно. Тем не менее, при одних дистракторах удер­жание осуществляется легко, а при других — с большими трудно­стями. Так как задача удержания в памяти может быть выполне­на испытуемым при одновременном игнорировании отвлекающей задачи, то затруднения в процессе запоминания с дистрактором относятся к явлениям мнемической интерференции.

Увеличение сложности основной задачи. Величина интерфе­ренции тем меньше, чем осмысленнее (т. е. сложнее!) материал, подлежащий запоминанию. Так, например, И. Шипош повторил эксперимент Петерсонов, но для запоминания предъявлялся не бессмысленный цифро-буквенный стимульный материал, а набор пословиц. Эффект забывания после 18 секунд обратного счёта тройками в этих экспериментах вообще не проявился! Пословицы воспроизводились и опознавались без всяких затруднений'.

Увеличение сложности задачи игнорирования. Величина интерференции (т. е. ухудшение воспроизведения под воздействием дистрактора) тем больше, чем сложнее дистрактор2. Например, более сложные арифметические операции сильнее мешают воспроизведению, чем простые.

' Плихтова Я., Шипош И., Арохова О., Халмиова О., Поташова А. Интерфункциональный подход в исследовании памяти человека. // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М., 1983, с. 35.

2Клацки Р. Память человека. М., 1978, с. 128.

3. Рефракторный период, т. е. задержка реакции на второй из двух быстро следующих друг за другом сигналов.

— Сложность обеих задач можно повышать путём увеличения числа возможных сигналов, которые предъявляются испытуемым в первом или втором случае. Обобщая соответствующие экспе­риментальные данные, О. Нойманн отмечает «парадоксально гра­циозное взаимодействие»: эффект задержки уменьшается как при усложнении основной (второй) задачи, так и при умень­шении сложности первой задачи '. По данным А. А. Крылова, эффект задержки вообще исчезал, если первой задачей было реа­гировать на световую вспышку (зажигание сигнальной лампы), а вторая — основная — задача была существенно более сложной:

испытуемый должен был реагировать на чётность предъявлен­ной цифры2. Величина интерференции (рефрактерности) имеет тен­денцию к увеличению также с таким усложнением игнорируемой задачи, как рост временной неопределенности первого стимула3.

4. Реверсивные изображения. Известно, что усложнение одно­го из значений изображения облегчает возможность удер­жания его в поле внимания.

В известном двойственном изображении Э. Рубина «лица — ваза» внимание испытуемых более устойчиво удерживается на лицах, но, как заметил Ч. Осгуд, стоит украсить вазу орнаментом, как задача удержания внимания на вазе станет более простой 4.

5. При дихотическом предъявлении на одно ухо осмысленной (бо­лее сложной) информации возникают затруднения в слежении за бессмысленной (менее сложной) информацией, подаваемой на дру­гое ухо. Пусть, например, испытуемый должен вторить сообще­ние «Таня уронила буря кот сапоги», а в это время на другое ухо подается сообщение «Муха книга зебра в реку мячик». Испыту­емый обычно повторит: «Таня уронила в реку мячик», хотя нередко замечает свою ошибку, останавливается и приносит извинения5.

'Neumann О. Informationsselektion und Handlungssteuerung. Inaug.-Diss. Bochum, 1980, p. 85.

2 Крылов А. А. Человек в автоматизированных системах управления. Л., 1972, с. 174.

3См. Гордеева Н. Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М.,1995,с.251.

4 Осгуд Ч. Перцептивная организация. // Хрестоматия по ощущению и вниманию. М., 1978, с. 293.

5См., например, Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974, с. 341-349.

Как и предполагалось, во всех рассмотренных (и во многих других!) случаях величина интерференции падает при усложнении основ­ной задачи и возрастает при усложнении игнорируемой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...