Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности медико-социальной реабилитации граждан пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания

 

Стационарное учреждение социального обслуживания – это социально – медицинское учреждение, предназначенное для постоянного или временного проживания граждан пожилого возраста, инвалидов 1 и 2 групп и детей – инвалидов, не имеющих медицинских противопоказаний и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, реабилитационных услугах, а дети – инвалиды также в обучении и воспитании.

Также, согласно Национального стандарта Российской Федерации, можно выделить следующие виды учреждений социального обслуживания для лиц с ограниченными возможностями пожилого возраста:

- дом – интернат для престарелых и инвалидов – это учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного или временного (сроком до 6 месяцев) или пятидневного в неделю)) проживания престарелых (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет) и инвалидов 1-й и 2-й групп (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, и предоставления им необходимых социальных услуг;

- специальный дом для одиноких престарелых - учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного проживания одиноких граждан и супружеских пар пожилого возраста, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту;

- геронтологический центр – учреждение социального обслуживания престарелых граждан, в том числе инвалидов, предназначенное для постоянного или временного проживания, предоставления им необходимых социальных услуг, создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности;

- геронтопсихиатрический центр - учреждение социального обслуживания престарелых граждан, в том числе инвалидов, страдающих хроническими психическими заболеваниями, и предоставления им необходимых социальных услуг, создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности;

- центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов – учреждение социального обслуживания, предназначенное для осуществления организационной, практической и координационной деятельности по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам;

- психоневрологический интернат – учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) или пятидневного в неделю)) проживания престарелых и инвалидов (старше 18 лет), страдающих хроническими психическими заболеваниями, и предоставления им необходимых социальных услуг;

- дом – интернат милосердия для престарелых и инвалидов – учреждение социального обслуживания предназначенное для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) или пятидневного в неделю)) проживания престарелых граждан и инвалидов 1-й и 2-й групп, находящихся на постельном режиме или передвигающихся с посторонней помощью, и предоставления им необходимых социальных услуг;

- социально – оздоровительный центр – учреждение социального обслуживания, предназначенное для проведения социально – оздоровительных и профилактических мероприятий с целью продления возможности самореализации гражданами пожилого возраста своих жизненно важных потребностей;

- центр дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов - учреждение социального обслуживания, предназначенное для оказания в дневное время социальных услуг гражданам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению;

- центр временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов - учреждение социального обслуживания, предназначенное для предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам на срок до 6 месяцев благоустроенного жилья и оказания необходимых социальных услуг;

- центр социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов – учреждение, предназначенное для временного или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, необходимых им социальных услуг в надомных условиях;

- специализированный центр социально – медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов – учреждение, предназначенное для временного или постоянного социально – бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиях нуждающимся в них гражданам;

- центр срочного социального обслуживания – учреждение социального обслуживания, предназначенное для оказания гражданам всех возрастов, остро нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового характера;

- консультативный центр – учреждение социального обслуживания, предназначенное для защиты прав и интересов граждан, их адаптации в обществе путем содействия в решении социальных, психологических и юридических вопросов.

Социальная реабилитация граждан пожилого возраста в домах – интернатах получает особый ракурс. Она имеет своеобразие и отличие от сложившегося представления о социальной реабилитации. Это своеобразие объясняется рядом обстоятельств:

- преобладание граждан преклонного возраста (56,9 %), вместе с долгожителями они составляют 63,2 %;

- тяжелое состояние здоровья (в среднем у каждого проживающего выявлено более 7 болезней);

- ограниченная способность к самообслуживанию; неспособные и частично себя обслуживающие составляют 62,3 % проживающих;

- ограниченная способность к передвижению и осуществляющие двигательную активность в пределах палаты, составляют 44,6 % контингент домов – интернатов;

- изменения психики в пожилом возрасте проявляются в нарушениях памяти на новые события при сохранности воспроизведения данных, в расстройствах внимания (отвлекаемость, неустойчивость), в замедлении темпа мыслительных процессов, в нарушениях эмоциональной сферы, в снижении способности к хронологической и пространственной ориентировке; в нарушениях моторики (темп, плавность, точность, координация);

- изменения личности, характерные для преклонного возраста, выявлены полярные, контрастирующие черты: повышенная внушаемость, сосуществующая с ригидностью, выраженная сензитивность с нарастанием черствости, эмоциональной «сухости».

К возрастным особенностям личности относятся также обидчивость, эгоцентризм и другое. Указанные характеристики ставят под вопрос правомерность обслуживания их социальной реабилитации. Тем не менее, вопрос не только заслуживает внимания для рассмотрения, но и для определения перспективы развития и совершенствования ряда направлений реабилитационной деятельности в домах – интернатах.

Даже в высоко организованных учреждениях не удается избежать особенностей среды:

- ограниченные возможности занятости;

- монотонный образ жизни;

- ограниченность жизненного пространства;

- недостаток бытового комфорта;

- психологическая несовместимость проживающих;

- зависимость от окружающих;

- формальное отношение персонала.

Обе группы обстоятельств отражают особенностями социальной реабилитации лиц пожилого возраста в домах – интернатах.

Одной из ведущих проблем в создании реабилитационной среды в домах – интернатах является организация социально – психологической адаптации проживающих граждан.

Поступления в дом – интернат, изменение привычной жизнедеятельности является критическим моментом в жизни пожилого человека. Непредвиденные ситуации, новые люди, непривычная обстановка, неясность социального статуса – эти жизненные обстоятельства заставляют пожилого человека не только приспосабливаться к внешнему окружению, но и реагировать на изменения, происходящие в них самих. Процесс перестройки личности у пожилых людей происходит очень болезненно и сложно на фоне психологической уязвимости и нарастающей неспособности справиться с различными стрессами. Поэтому пожилые люди отличаются особой чувствительностью к проявлениям внимания, морально – психологической поддержке.

Начальный период проживания пожилых людей в доме – интернате состоит из трех основных этапов:

-поступление и пребывание в приемно – карантинном отделении;

расселение на постоянное место жительства;

период первых шести месяцев проживания.

Каждый из этих этапов характеризуется своими особенностями и различается целями и задачами в осуществлении социально – психологической адаптации, для которой важную роль играет информация о бытовом обслуживании, организации труда и досуга в домах – интернатах. Во избежание полного разрыва с прежним привычным образом жизни с целью получения информации об общественной жизни в приемно – карантинном отделении обязательно наличие радиоприемников, телевизора, больших настенных часов, календарей, наличие газет.

После двухнедельного проживания в приемно – карантинном отделении происходит расселение поступивших граждан по месту их основного проживания в доме – интернате, осложненное общением с незнакомыми, не всегда приятными людьми, строгая регламентация распорядка дня, возникают сложности совместного проживания. Из приемно – карантинного отделения пожилые люди должны попадать в спокойную, хорошо организованную среду адаптационного воздействия, которая формируется совместными усилиями врача, медсестер, трудинструктора, культработника, библиотекаря, младшего обслуживающего персонала и социальных работников.

Для успешной социальной реабилитации пожилых людей, проживающих в домах – интернатах, необходимо организовать их занятость – восстановить, оживить, стимулировать затухающую деятельность и движение, что будет способствовать насыщению жизни осмысленным содержанием и продлению самой жизни.

Особое место в социально – реабилитирующем воздействии на пожилых людей в домах – интернатах занимает трудовая терапия - социально организованный вид занятости с использованием научно обоснованных рекомендаций с учетом соматического здоровья данной категории граждан, их интересов и желаний, которая является показателем активного образа жизни. Также осуществляются мероприятия по вовлечению пожилых людей в общественно – полезную, активную деятельность6 дежурства у входа, у телефона, на жилых этажах, работа в культурно – бытовых комиссиях, участие в художественной самодеятельности, проведение и участие санитарных мероприятий, пропаганда важности и необходимости сохранения активного образа жизни, санитарно – подготовительной работы.

Если бы в Россиской Федерации медико – социальная реабилитация проводилась на должном уровне, то выполнялась бы статья 7 Конституции Российской Федерации (приложение №1). В настоящее время по моему мнению данная статья основного закона нашего государства не выполняется.

Проведем исследование медико – социальной реабилитации граждан, проживающих в доме интернате малой вместимости на базе МСУ «Хохловский дом – интернат для престарелых и инвалидов» с целью изучения информированности проживающих в доме - интернате о медико – социальной реабилитации.

На 1 апреля 2008 года в данном доме - интернате проживало 24 человека (приложение № 18). Проведем анкетирование. Анкетирование косвенное, сплошное, очное, индивидуальное – опрошено 24 человека (приложение №№ 19-43).

Анализ проведенного анкетирования (приложение № 44) показывает нам, что социально – медицинская реабилитационная работа в интернате проводится, но клиенты плохо это понимают в силу своего преклонного возраста и многолетнего воздействия средовой ситуации, которая негативно сказывается на жизнедеятельности клиентов.

Современная тенденция развития стационарных учреждений социального обслуживания такова, что социальные аспекты (умение клиентов адаптироваться и жить в социуме, решение задач социальной реабилитации клиентов, организация досуга) приобретают особую значимость. В первую очередь это связано с тем, что значительно возросли требования к условиям и качеству жизни пожилых людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

В области функционируют стационарные учреждения следующих видов: дома - ­интернаты для престарелых и инвалидов, муниципальные дома-интернаты, психоневрологические интернаты, дома-интернаты для умственно отсталых детей. Однако в моем выступлении будет рассмотрена работа по организации социальной и социально-реабилитационной работы только в муниципальных домах-интернатах, которые имеют свою специфику:

- компактность проживания, что·способствует индивидуальному и дифференцированному подходу к клиентам;

- доброжелательный социально-психологический климат, когда практически все друг друга знают, облегчает социально-психологическую адаптацию лиц пожилого возраста и инвалидов в новых условиях и способствует повышению качества социально-медицинского обслуживания.

Граждане, проживающие в стационарных условиях социального обслуживания, это пожилые люди и инвалиды, представляющие собой своеобразную общность людей; вынужденно объединенных сходными условиями проживания. Жизненная реальность клиентов домов-интернатов, характеризуется признакам и, составляющими понятие «госпиталuзм». К этим признакам относятся:

- монотонный образ жизни;

- ограниченность связей с внешним миром;

- бедность впечатлений;

- скученность, недостаточность жизненного пространства;

- зависимость от персонала;

- ограниченные возможности занятости;

- регламентированность деятельности социального учреждения.

Многолетнее воздействие этой средовой ситуации негативно сказывается на жизнедеятельности клиентов. У них возникают черты, нивелирующие личностные особенности, характеризующие ограничение их интересов и желаний, в результате чего они становятся похожими друг на друга по поведению, по внешней экспрессии. Этот перечень проблем требует проведения мероприятий, направленных на активизацию деятельности инвалидов, восстановление либо формирование их коммуникативной деятельности, социальную адаптацию и реабилитацию, в связи с чем неотъемлемым направлением деятельности стационарного учреждения социального обслуживания является социальная работа, а в настоящее время и социально-реабилитационная работа.

Цель социальной и социально - реабилитацuонной работы - ­это социальная адаптация лиц пожилого возраста и инвалидов, сохранение и продление социальной активности клиентов, развитие личностного потенциала пожилых людей, предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно-просветительских потребностей, потребностей в коммуникации и признании, а также пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских контактов, активизация личной активности пожилых людей и инвалидов, формирование, поддержка и повышение их жизненного тонуса.

Главная задача социальной и социально-реабuлитационной работы состоит в том, чтобы связать пенсионера, инвалида, группу с внешними и внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для исправления, улучшения или сохранения определенного статуса.

Решение данной задачи возможно через:

1)социальную адаптацию и реабилитацию;

2)создание благоприятного социально-психологического климата;

3)развитие двигательной активности клиентов (самообслуживание, посильная трудовая занятость, восстановление утраченных навыков);

4) объединение пожилых людей и инвалидов, желающих общаться,

умеющими и желающими поделиться своими знаниями, умениями;

5) поиск возможностей получить заряд бодрости, вдохновения, настрой на преодоление бытовых трудностей, направить свои знания, опыт на пользу людям, нуждающимся помощи;

6) формирование групп само- и взаимопомощи.

Основными принципами социальной и социально-реабилитационной работы являются добровольность участия, гуманность, доступность, толерантность, приоритет желаний и потребностей клиента, дифференцированный подход к человеку с учетом его индивидуальных, психологических и социальных особенностей.

Опираясь на знания о возрастных особенностях пожилых людей и инвалидов, можно выделить основные Формы работы при организации социальной и социально-реабилитационной работы:

·разновозрастная работа (подразумевает индивидуальные или групповые занятия, как с молодыми инвалидами, так и с людьми пожилого возраста);

·групповая работа с элементами индивидуальной (к методам групповой работы по данному направлению относятся: устные методы (беседы, лекции, диспуты, дискуссии); метод познания жизни через художественные образы литературы и искусства; наблюдения, опросы, анкетирование).

Важно отметить, что при осуществлении социальной и социально ­реабилитационной работы мы должны учитывать основные факторы, влияющие на уровень и качество предоставляемых клиенту услуг:

- характеристика кадров;

- материально-техническая база учреждения.

Говоря о качестве жизни граждан пожилого возраста и инвалидов в наших учреждениях, необходимо отметить, что она напрямую зависит от кадрового обеспече н ия, от степ е ни за и нтересова нн ост и с п ециалис то в в р езу л ь т атах ра боты и проф ес с и о нал ь ной п о д г отовки пе р сонала.

В первую очередь, рассмотрим Ка д р ово е о б есп ечен и е наших учреждений.

Для осуществления социально-реабилитационной направленности в деятельности муниципальных стационарных учреждений согласно штатным расписаниям предусмотрены следующие специалисты:

- специалист по социальной работе;

- культорганизатор;

- психолог;

- инструктор ЛФК.

Однако хотелось бы отметить, что в некоторых домах-интернатах (стационарных отделениях) малой вместимости организацией социальной работы по различным причинам занимаются не специалисты по социальной работе/ культорганизаторы, а руководители или медицинские работники (например, МСУ СО «Хохловский дом ­интернат для престарелых и инвалидов», стационарные отделения КЦСОН Верховажского (д. Ореховская), Вожегодского (Раменский с/с, д. Михайловское), Тотемского (г. Тотьма), Чагодощенского (п. Смердомский) районов). В настоящее время из 35 муниципальных стационарных учреждений в 3-х учреждениях должности специалистов по социальной работе вакантны, в 4-х - данные должности штатным расписанием не предусмотрены, что не дает возможности должным образом организовать данную работу. Медицинская служба во всех муниципальных учреждениях обеспечивается фельдшерами, медицинскими сестрами, в некоторых учреждениях работают врачи-терапевты, чаще всего совместителями.

Степень заинтересованности в результатах (эффективности) социальной и социально-реабилитационной работы учреждения в целом характеризуется психологической установкой каждого специалиста в отдельности. А самой важной установкой в работе с пожилыми людьми является принятие их не только в качестве объекта, но и как субъекта в своей работе. Но вместе с тем важно помнить, что практически с момента как человек поступает на проживание в стационарное учреждение, в его жизни наступил такой период, когда происходит потеря независимости, возникает растущая зависимость от других. Поэтому в период адаптации специалистам максимально необходимо приложить усилия как внешнего, так и внутреннего характера, чтобы поддержать пожилого человека, по возможности сохранить его независимость как можно дольше. А самое главное - нужно уметь принимать мир пожилого человека, учитывая изменившийся стиль его жизни и особенности поведения. Именно это и помогает некоторым нашим специалистам найти, определить и подключить у пожилых людей внутренние резервы, способствующие самореализации, самоподдержке и самозащите.

Такие умения и знания, применяемые в работе с пожилыми людьми, свидетельствуют об уровне профессиональной подготовки персонала. В основном, на должности специалиста по социальной работе / культорганизатора принимаются граждане, имеющие хотя бы небольшой опыт и определенные знания в социальной сфере (чаще всего это бывают специалисты, имеющие педагогическое образование).

Повышение квалификации персонала в учреждениях, как правило, организованно по двум направлениям:

1 направление: ежемесячные профессиональные учебы в соответствии с планом работы.

Анализируя данное направление, хотелось бы отметить, что большое внимание на таких учебах уделялось социально-психологическим аспектам общения с клиентами.

2 направление: учеба на курсах повышения квалификации.

Так, в I полугодии 2007 года повысили свою квалификацию 5 специалистов социальных служб муниципальных домов – интернатов.

Кроме того, в некоторых стационарных учреждениях малой вместимости организованна методическая работа. В первую очередь, это самообразование, представленного, например, в форме самостоятельного изучения методической литературы, различных журналов по социальной работе, разработки сценариев различных социокультурных мероприятий (концертов, тематических вечеров, фольклорных праздников). Во-вторых, это изучение опыта работы коллег других стационарных учреждений. Среди домов-интернатов малой вместимости наиболее часто изучался опыт интернатов: Сокольского, Никольского, Тарногского, Кубенекого, Кирилловского (Топорня), Усть-Кубинского, Нюксенского, Кичменгско-Городецкого районов.

Уровень м атериал ь но - технич е ской базы муниципальных стационарных учреждений для организации социальной и социально-реабилитационной работы достаточно низкий. Так как практически все учреждения приспособленные, во многих учреждениях существует проблема нехватки помещений как для работы специалистов по социальной работе / культорганизаторов, так и для проведения самих занятий. Например, помещения для организации социальной работы имеются только в 14учреждениях из 35 (чаще всего это комнаты отдыха, так как актовые залы отсутствуют). В некоторых учреждениях для проведения мероприятий по социально-реабилитационной работе созданы и оборудованы тренажерный зал, кабинет реабилитации, кабинет трудотерапии, сенсорная комната, кабинет ЛФК. В 8 домах-интернатах имеются мини-библиотечки (30-50 экземпляров художественной литературы), в стационарном отделении КЦСОН Бабушкинского района работает передвижная библиотека. Досуговые мероприятия для клиентов проходят, как правило, в холлах или столовых. В учреждении имеется необходимый набор теле-видео аппаратуры (телевизор, музыкальный центр), поэтому проблема обеспечения дополнительной, техникой существует во всех стационарах.

Теперь более подробно остановимся на организации социальной u соцuально­ - реабилитационной работы, в связи с чем рассмотрим основные организационно - ­методические аспекты, направления, содержание деятельности, методы, а также критерии эффективности данного вида работы муниципального стационарного учреждения.

К основным организаuионно – методически м а спе к т ам социальной и социально-реабилитационной работы относятся:

1) решение вопроса актуальности данного вида работы (для каждого специалиста / учреждения целом);

2) проработка структуры работы (определение желаний, возможностей, создание групп по возрастным категориям, интересам);

3) организационный этап:

- деятельность специалистов, направленная на пропаганду активного образа жизни проживающих через информацию на стендах, СМИ;

- привлечение к работе всех желающих пенсионеров и инвалидов старше 18 лет, как интерната, так и поселения;

- привлечение к работе других специалистов или волонтеров для ведения занятий по различным направлениям (врач, медицинский работник, юрист, психолог, библиотекарь и т.д.);

- выбор активистов, возможно непосредственного лидера, заинтересованных в проведении такой работы;

4) ежегодное составление плана работы по всем направлениям данной деятельности;

5) ежегодное подведение итогов работы по всем направлениям данной деятельности (выставки, заключительные мероприятия, анкетирование).

    К основны м направлени я м социальной и социально-реабилитационной работы можно отнести:

- поэтапная социальная адаптация вновь прибывающих клиентов к проживанию в условиях стационара;

- проведение социальной диагностики;

- создание благоприятного психологического микроклимата;

- организация занятости клиентов;

- организация содержательного досуга клиентов;

- поддержание семейных и родственных связей;

- работа по сохранению общественно-полезной активности;

- социально-трудовая (профессиональная) реабилитация;

- социально-культурная реабилитация;

- реабилитация средствами физкультуры и спорта;

- защита личных и имущественных прав клиентов и др.

Обобщая эти направления работы, можно выделить 3 блока направлений в системе социальной и социально-реабилитационно й работы:

1)терапия средой;

2)терапия трудом;

3)терапия занятостью.

Рассмотрим эти блоки поподробнее.

Терапия средой. Реализация реабилитационных задач в учреждениях невозможна без создания терапевтической среды (терапии средой или социально­средовой реабилитации) - особой атмосферы взаимопонимания, деятельности, занятости, востребованности инвалидов в общественно-полезном труде. Именно терапия средой способствует более успешной адаптации и реабилитации лиц, проживающих в интернатах. Она включает в себя: создание благоприятного психологического климата, предупреждение болезненных реакций, сохранение целесообразной активности, оптимальное устройство и оснащение учреждений специальными техническими средствами помощи инвалидам, удачную архитектуру и дизайн помещений. В ней сочетается влияние различных факторов среды: непосредственного окружения, обслуживания, обучения, эстетического воздействия и т.д.

Для обеспечения адекватного реабилитационного процесса клиент должен иметь возможность обратиться к персоналу тогда, когда ему это нужно. Индивидуализация и вежливость, внимательное отношение к просьбам и жалобам - все это создает атмосферу, уважающую человеческое достоинство лиц, проживающих в интернате.

Таким образом, деятельность специалистов по социальной работе в данном направлении имеет многоаспектный характер.

Главное, важно помнить, что содержание· деятельности специалиста, применение форм и методов социальной работы зависит от этапа прохождения клиентом социально-психологической адаптации. Наиболее значимые этапы:

пребывание в приемно-карантинном отделении;

первые три месяца;

постоянное проживание.

В связи с этим, в стационарном учреждении существенная. роль отводится бытовому устройству проживающих, созданию комфортных условий проживания, обеспечению возможностей межличностных контактов на основе общности интересов с учетом коммуникативных способностей проживающих.

Как уже говорилось ранее, практически все учреждения приспособленные, в связи с чем во многих учреждениях существует проблема нехватки жилых помещений для проживания клиентов. По площади спальных помещений в муниципальных учреждениях приходится в среднем на 1 человека - 6,5 кв. м., что соответствует уровню предыдущего года (норматив - 8,5 кв. м.). Наиболее благоприятными условиями для организации жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов по размеру жилой площади на 1 человека располагают стационарные учреждения в Вашкинском (8,12 кв.м.), Вожегодском (д. Окуловская - 7,5 кв.м.), Кирилловском (м. Топорня - 7,76 кв.м.), Никольском (7 кв.м.), Тарногском (8 кв.м.), Тотемском (с. Мосеево - 7,48 кв.м.), Усть-Кубенском (7,4 кв.м.), Устюженском (7,6 кв.м.), Чагодощенском (п. Смердомский - 9,6 кв.м., п. Чагода - 7 кв.м.), Шекснинском (п. Княже ­7,8 кв.м.) районах. Невысоки эти показатели в учреждениях Великоустюгского (5,1 кв.м.), Верховажского (д. Ореховская - 5,47 кв.м.), Грязовецкого (5,8 кв.м.), Кичм-Городецкого (4,6 кв.м.), Междуреченского (5,16 кв.м.), Сямженского (4,95 кв.м.), Тотемского (г. Тотьма - 5,66 кв.м.), Шекснинского (п. Чебсара ­5,2 кв.м.) районов, г. Череповец (5,84 кв.м.).

В вопросе созд а ния комфортных соц и ально - бытовых условий специалиста п о соц и ально й работе:

- разрабатывает конкретные предложения о создании комфортных условий в жилых комнатах, холлах, помещениях для отдыха и трудовой деятельности;

- формирует и выявляет потребности у инвалидов в более комфортной окружающей среде;

- обучает инвалидов умению самим создавать комфорт, уют, совершенствовать интерьер;

- реализует совместными усилиями конкретные меры по улучшению комфортных условий для проживания инвалидов.

Организуя и возглавляя данное направление деятельности, специалист по социальной работе выступает и как организатор, и как социальный психолог (изучающий и формирующий потребности инвалидов), и как социальный педагог, обучающий приемам создания комфорта. Следует особо отметить, что комфортные условия быта, уют, чистота, красивый интерьер жилых и других помещений создает надежную предпосылку для успешного проведения реабилитационных мероприятий.

Таким образом, в социально-бытовой адаптации инвалидов роль специалиста по социальной работе, несомненно, занимает ведущее положение. Важно помнить, что для некоторых инвалидов с тяжелыми заболеваниями' иные формы реабилитации (трудовая, профессиональная) могут быть недоступны, и поэтому все реабилитационные мероприятия могут ограничиться социально-бытовой адаптацией (как максимально достижимой), когда человек чувствует себя комфортно и спокойно в новой обстановке, не испытывает тревоги в незнакомой среде.

Другим немало важным моментом в терапии средой является организация досуговой деятельности клиентов.

Роль специалиста по социальной работе в организации досуг а инва л идов, (особенно в тех учреждениях, где нет соответствующих специалистов), состоит в осуществлении нескольких этапов:

- изучение (с помощью врача) особенностей состояния здоровья пожилых людей и инвалидов;

- группировка клиентов, создание микросоциальных групп для формирования (восстановления) социальных навыков;

- изучение потребностей проживающих в досуговой деятельности;

- последующая экспертная оценка выявленных потребностей в досуге;

- организация досуга;

- разработка критериев и оценка эффективности досуговой деятельности (оживление эмоциональности, упорядочение поведения, стимулирование интересов, побуждение активности и инициативы и т.д.).

Досуговая деятельность предполагает спонтанное участие человека в соответствии с его потребностями, интересами, установками. То есть, в обычных условиях вид досуга активно выбирает сам человек в меру сформировавшихся потребностей, сложившихся привычек или развивающихся интересов. Для некоторых клиентов следствием длительного пребывания в интернате является распад потребности в досуге. Но, между тем, для большей части проживающих потребность в досуговой деятельности имеется.

В реабилитационных целях важным является то, что в большей степени развивает силы человека та деятельность, которая направлена не на потребление, а на производство материальных и духовных ценностей и отдачу результатов своего труда другим. Поэтому при отборе видов досуговых занятий приоритетным становится их практическая полезность, а развлекательный характер вторичен.

С содер ж ательной точки зрения те хн о л огии культурно – досуговой деятель но сти (социокульт у рные технологии) включают в себя:

- мероприятия, посвященные государственным, местным, народным, крупным личным датам и событиям (праздники, конкурсы, фестивали);

- художественное творчество (музыкальное, песенное, танцевальное, фольклорное, декоративно-прикладное творчество);

- работа с периодическими изданиями и книжным фондом;

- экскурсионная деятельность;

- коммуникативная деятельность (беседы, лекции, обсуждение, чаепития, посиделки);

- спокойный пассивный отдых (просмотр телепередач и видеопрограмм, слушание радио);

- посещение культурно - досуговых учреждений за пределами интерната концертная деятельность как самих проживающих, так и приглашенных исполнителей;

- оздоровительные мероприятия и выезды на природу, турпоходы;

- лекционно-просветительская деятельность и т.д.

На сегодняшний день в интернате сформировались 3 на и более вос т ребованн ы е по ж илыми люд ь ми тесно в заи м ос вязанные б ло к а раб о ты:

- физкультурно-оздоровительный, целью которого является улучшение состояния здоровья, предупреждение развития ряда заболеваний внутренних органов и, как следствие, замедление процессов старения;

- культурно - досуговый, целью которого является организация и обеспечение досуга путем содержательного заполнения свободного времени;

- информационный (просветительский), целью которого является устранение недостатков существующего отношения общества к инвалидам.

Анализ социореабилитационных и культурно – массовых мероприятий позволяет сделать вывод о том, что в большинстве учреждений существует целый комплекс культурно - досуговой деятельности. Социокультурные мероприятия проводятся с учетом возрастных, психологических, клинических особенностей проживающих, их образовательного уровня двигательной и социальной активности, наклонностей, интересов.

В связи преклонным возрастом и малоподвижностью большей части клиентов муниципальных домов-интернатов, возможности в различных формах социокультурных мероприятий ограничены. Тем не менее, в учреждениях активно отмечаются народные, православные и государственные праздники, дни именинника. В домах-интернатах Междуреченского, Кирилловского (с. Талицы) районов, в стационарном отделении Бабушкинского района во взаимодействии с центральной районной библиотекой созданы Литературные гостиные, в стационарном отделении Верховажского района (с. Верховажье) ­кружок книголюбов. Клиенты учреждений с интересом участвуют в систематических мероприятиях по обзору и обсуждению прессы (газета «Красный Север», «Долгожитель» и др.). В МУ «Кубенский дом-интернат для престарелых и инвалидов» клиентами выписывается 33 печатных издания. В ряде учреждений организована экскурсионная работа (например, МУ «Топорнинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» - экскурсия в Кирилло-Белозерский монастырь, к Чудотворному источнику; МУ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов» (д. Княже) Шекснинского района - выезд в церковь с. Сизьма). С концертами в учреждениях выступают хоры ветеранов, воспитанники детских садов, учащиеся школ. В МУ «Белоручейский дом-интернат для престарелых и инвалидов» создан квартет хорового пения. Распространенными формами организации досуга являются музыкальные часы, вечера знакомств, фольклорные праздники. Интересно проходят циклы исторических бесед. Силами клиентов стационарного отделения КЦСОН Харовского района оформлены альбомы «Мой дом», издана Книга «Спасибо вам за годы» (воспоминания об интересных случаях из жизни), клиентами МУ «Дом­ - интернат для престарелых и инвалидов (п. Айга) Тарногского района - альбомы «Такие разные судьбы», «Наша жизнь». В муниципальных стационарных учреждениях ведется спортивно – оздоровительная работа: во всех учреждениях день начинается с утренней гимнастики (применяются различные комплексы: дыхательная, пальчиковая, для пожилых), проводятся дни здоровья, прогулки на свежем воздухе, занятия на тренажерах, в ряде учреждений работают фито - бары. Большой интерес клиенты проявляют к играм в домино, шашки, шахматы, пазлы.

Хочется отметить тот факт, что социокультурная деятельность в учреждениях строится исходя из принципа диффиринцированного подхода путем формирования микрогрупп.

С целью социальной реабилитации клиентов многими специалистами по социальной работе используются следующие соц и о к ульт у рные те х нологии / м ето д ы: информационно-консультационная

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...