Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль социальных работников в социальной реабилитации граждан пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях

 

Роль социального работника имеет важное значение в социальной реабилитации граждан, проживающих в домах – интернатах во время всего их жизненного цикла и начинается буквально с первых шагов. Едва человек переступил порог дома – интерната, он должен быть сразу же окружен вниманием и заботой обслуживающего персонала. Необходимо разъяснить функции этого учреждения, ознакомить поступивших с распорядком дня, с расположением бытовых служб и медицинских кабинетов, часами работы администрации и так далее; провести беседу, ознакомление с условиями жизни в доме – интернате. В дальнейшем социальные работники помогают обеспечить адаптацию пожилого человека в новых условиях. Для этого необходимы сведения о характерологических особенностях пожилого возраста, наклонностях и интересах, установках и привычках. Помимо изучения особенностей личности и других обстоятельств социальный работник может и должен научить пожилого человека общению, умению понимать человека более немощного, чем он сам, осмыслению ситуации совместного проживания. Социальным медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни человека, знакомится с состоянием его здоровья, возможностями к передвижению и степенью сохранности к самообслуживанию.

Социальный работник как специалист, владеющий основами знаний по геронтопсихологии, деонтологии и социальной педагогике, помогает найти пожилым людям, проживающим в доме – интернате свое место в коллективе и ослабит негативное влияние, связанное с резкой сменой жизненного стереотипа и вызванного этим эмоционального перенапряжения.

Также важно сказать несколько слов о психологической подготовке социального работника и о ее значении в профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность социального работника находится в прямой зависимости от его психологической компетентности. Все категории социальных работников в определенном смысле являются практическими психологами и должны иметь достаточно высокий уровень психологической подготовки. Именно это обеспечивает им достижение эффективных результатов при выполнении своих обязанностей.

Поэтому не случайно при подготовке социальных работников достаточно большой объем часов отводится дисциплинам психологического профиля, таким, как психология человека, возрастная психология, социальная психология и другое. Усложнение социальной ситуации в последние годы еще более повышает требования к качеству подготовки специалистов по работе с разными группами населения, к формированию у них навыков взаимодействия с трудными клиентами. В современной практике социальной работы специалистам приходится сталкиваться с кризисами людей в различных возрастных группах.

В настоящее время наибольшую актуальность имеют проблемы людей пожилого возраста. Демографические данные в России и за рубежом говорят о тенденции роста числа людей старшего поколения. Социальные работники должны знать основы геронтологии при обслуживании клиента, учитывать социально – геронтологические, психологические, физиологические аспекты старения человека, позволяющие адекватно интерпретировать поведение пожилых людей с учетом их индивидуальности. Понимание психологических особенностей пожилого человека позволит не только быть терпимым к данной категории людей, но и сопереживать им, проявлять доброту и искреннюю заботу.

Социальные работники в ходе своей профессиональной деятельности практически взаимодействуют с людьми, помогают отдельному человеку, группам, уязвимым социальным слоям населения в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию. В связи с этим они остро нуждаются в знаниях и умениях социально – психологического характера, без которых сложно достичь планируемых целей общения.

Социальный работник как никто другой должен обладать способностью понимания другого человека, находящегося, как правило, в затруднительной ситуации, в беде, нуждающегося в поддержке и помощи. В то же время понимание другого основывается на понимании себя. Весьма справедливо отметил Дж. Эриксон, что «чем больше человек познает себя, тем терпимее он относится к другим. Не обязательно соглашаться с тем, что делают другие, но надо понимать их мотивы». Безусловно, понимание и принятие другого человека невозможны без самопознания и самопринятия. Кроме того, познав самого себя, человек может развить те качества, которые у него слабо выражены, но необходимы ему для профессиональной и личной самореализации. В этом поможет ознакомление с «Декларацией независимости инвалидов» Нормана Кюнка, американского активиста движения в защиту прав инвалидов (приложение № 51).


Заключение

 

Медико – социальная реабилитация как восстановление способности к социальному функционированию по общему правилу возможна лишь в том случае и в той степени, в которой индивид обладал такой способностью до инвалидности. Развернуть в процессе реабилитации социофункциональные ресурсы индивида более, чем они были развиты в период его нормального, непатологического развития, чаще всего невозможно. Степень же возможностей и потребностей индивидов в социальном функционировании достаточно разнообразна. Разброс возможностей здесь колеблется в широком континууме от полной неспособности индивидов с интеллектуальными ограничениями или глубокими физическими патологиями к медико – социальной реабилитации до возможностей сверхреабилитации, когда мобилизация социальных и личностных ресурсов индивида приводит к тому, что в результате реализации реабилитационных программ индивид оказывается интегрированным в социальное функционирование больше, чем в своем здоровом статусе.

Медико – социальная реабилитация – процесс, который имеет начало, но не имеет конца. Завершение выполнения индивидуальной реабилитационной программы вовсе не означает, что структуры социальной помощи могут ограничиться только материальной поддержкой инвалида, выплатой пенсий и пособий. Социальный патронаж лица с ограниченными возможностями, известный уровень социального надзора и контроля за ним необходимы и на последующих этапах его существования с целью своевременного оказания помощи при необходимости и предотвращения негативной динамики процессов.


Список использованной литературы

 

1. Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р 52495 – 2005. Социальное обслуживание населения. Термины и определения.

2. Конституция Российской Федерации (12.12.1993г.) – М.: Юрист, 1997 г.

3. Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения» от 25.07.2002г. № 115 – ФЗ.

4. Федеральный Закон «О защите инвалидов в Российской Федерации».

5. Восстановление трудоспособности: хроника ВОЗ - М.: - 1996г.

6. Психотерапия в социальной работе под ред. Н. Д. Линде, - М.: 1992г.

7. Медико-социальная работа: теория, технология, образование под ред. А. С. Мартыненко, - М.: Наука, 1999г.

8. Принципы и концепция развития медико-социальной реабилитации больных, инвалидов и лиц пожилого возраста, методические рекомендации, - М.: Юрист, 1998г.

9. Социальная работа под ред. В. И. Курбатова, - Ростов н/Д; Феникс, 1999г.

10. Социальная работа: теория и практика под ред. Е. И. Холостовой, А. С. Сорвина, - М.: ИНФРА, 2003г.

11. Социальная работа в современных условиях под ред. С. М. Кибардиной, О. М. Чернышовой, В. Штепан, - М.: ИНФРА, 2003г.

12. Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, М.: Русский язык, 1990г.

13. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов,- Вена, 1993г.

14. Организация работы органов социальной защиты под ред. А. Н. Савинова, Т. Ф. Зарембо, - М.: Высшая школа, 2001г.

15. Технология социальной работы под ред. Е. И. Холостовой, - М.: ИНФРА, 2002г.

16. Социальная защита: социология, выпуск 01 – 06, Московское социальное издательство, 2006г.

17. Социальная реабилитация под ред. Е. И. Холостовой, Н. Ф. Дементьевой, - М.:, 2003г.

18. Социальная медицина под ред. Е. В. Черносвитова, - М.: Владос, 2000г.

19. Социальный патронаж – неотъемлемая часть участковой социальной службы. Опыт социальной поддержки и реабилитации // Социальное обслуживание, № 1, 2007г.

20. Социальная реабилитация в отношении лиц с ограниченными возможностями // Вопросы социального обеспечения», № 19, 2006г.

21. Социально – психологическая реабилитация пожилых людей на современном этапе в условиях стационара // под ред. В. И. Диевой, - Отечественный журнал социальной работы, № 1, 2007г.

22. Возможности трудотерапии в решении реабилитационных задач // Социальное обслуживание, № 2, 2007г.

23. СПП – социальные пункты проката технических средств реабилитации // Вопросы социального обеспечения, № 21, 2006г.

24. Нетрадиционные методы реабилитации инвалидов // Вопросы социального обеспечения», № 17, 2006г.


Приложение №.

 

 

Декларация независимости инвалида

 

«Док уме нт, которы й м ы пре дл ага ем ваш ему вни м анию, п рофе с с и она л ьно интер е сен: о н отражает позицию л юдей, которы м мы по м огае м. Но м ы не вс ег да хорошо знаем этих люд е й, их ожидания, и х требования к нам. Наверное, н е с о вс ем и тезиса м и этой с в о е образной «дек л арац и и незави сим ости) вы с огл асит ес ь. Но о з нако м и тся с ни м и в ес ь м а п о лез но: инфор м а ц ия т ак о г о род а спо собс тв у ет н ашей проф е с с иона л ьно й о све до мле нно с т и».

Нор ма н КЮНК, аме рик а н ский активист движ е ния в за щ ит у п ра в инв али дов

 

1. Не рассматривай мою инвалидность как проблему.

2. Не надо меня поддерживать, я не так слаб, как кажется.

3. Не рассматривайте меня как пациента, я просто ваш соотечественник.

4. Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права.

5. Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность.

6. Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым.

7. Не делайте мне одолжения.

8. Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.

9. Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.

10. Помогите мне познать то, что я хочу.

11. Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше.

12. Будьте со мной, даже когда мы противостоим друг другу.

13. Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это даже доставляет вам удовольствие.

14. Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.

15.  Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.

16. Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.

17. Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте.


Приложение №.

 

АНКЕТА

 

Уважаемый респондент!

 

Цель нашего опроса – изучение информированности клиентов дома – интерната о медико – социальной реабилитации. Я буду задавать Вам вопросы, а Вы постарайтесь ответить на них. С Вашей помощью мы сможем улучшить условия проживания в нашем интернате.

 

1. Пол

2. Ваш возраст

3. Есть ли у Вас группа инвалидности и какая?

4. Знаете ли Вы, что такое - медико – социальная реабилитация?

5. Знаете ли Вы, что такое – Индивидуальная программа реабилитации (ИПР)?

6. Если Вы знаете, что такое ИПР, то куда необходимо обращаться за ее получением?

7. Вам оказываются медицинские услуги?

8. Вам оказываются социальные услуги?

9. Как Вы считаете, достаточно ли Вам того перечня медицинских и социальных услуг, которые оказываются у нас в интернате?

10. За время проживания в доме – интернате проходили ли Вы санаторно – курортное лечение?

11. Если бы у Вас была возможность, хотели ли бы Вы пройти санаторно – курортное лечение?

12. Знаете ли Вы – какие существуют средства реабилитации?

13. Обеспечены ли Вы в интернате средствами реабилитации? (костыли, коляски, ходунки, поручни, памперсы, пеленки)

14. Устраивает ли Вас отношения персонала к проживающим в доме – интернате?

15. Ваши предложения по улучшению условий проживания в нашем доме – интернате.

Спасибо Вам за помощь!


Приложение №

 

Из 24 человек:

7 человек – мужчины

17 человек – женщины

11 человек – инвалиды 1 группы

6 человек – инвалиды 2 группы

7 человек – без группы инвалидности

по возрасту: до 60 лет -; от 61 до 70 лет – 4 человека;

от 71 до 80 лет – 6 человек; старше 80 лет – 14 человек.

 

Что такое медико – социальная реабилитация знают 3 человека.

Что такое ИПР знают 3 человека.

То, что в доме – интернате оказывают социальные и медицинские услуги и их перечень достаточен, подтвердили все проживающие. Санаторно – курортное лечение за время проживания в интернате не проходил ни 1 человек, но все хотели бы побывать в санатории. Про средства реабилитации никто из опрошенных ответить не смог, но когда были названы средства реабилитации – все проживающие в интернате подтвердили, что данные средства в интернате есть и они и ими пользуются.

Все проживающие в доме – интернате отмечают доброжелательный социально – психологический климат. Предложений по улучшению условий проживания не поступило, так как все опрошенные пенсионеры сравнивают свою жизнь с жизнью до того периода, когда они переехали в интернат и считают, что в настоящее время они «прямо в рай попали».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...