Примечания. Введение в структурный анализ повествовательных текстов
⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 ПРИМЕЧАНИЯ Комментарии составлены Г. К. Косиковым. Ролан Барт (1915-1980) - французский литературовед, культуролог, один из наиболее видных представителей французской семиологической школы. Высшее образование получил в Сорбонне (1939). В 40-50-е годы активно сотрудничал в левой прессе, выступая как литературный критик и эссеист. С середины 50-х годов работал в секторе социологии Национального центра научных исследований. В это время формируется оригинальная литературоведческая теория Барта. Еще в очерке «Нулевая степень письма» (1953; русск. пер. в кн.: Семиотика. М., 1983) Барт впервые описал «третье измерение» литературной формы - «письмо», существующее наряду с двумя другими - языком и стилем. Изучение различных типов «письма» привело исследователя к мысли, что язык в целом представляет собой не абстрактное и нейтральное орудие коммуникации, само по себе безразличное к тем целям, ради которых его используют, но идеологическое образование, в котором материально закрепляются социокультурные смыслы, ценности, интенции и т. п. Это побудило Барта заняться проблемами коннотативной семиотики. Разработав соответствующий аналитический аппарат, он применил его для изучения обыденного массового сознания, с одной стороны («Мифологии», 1957), и для раскрытия социокультурной наполненности литературной формы - с другой («Критические эссе», 1963). С 1960 г. Барт работал в секторе социологии знаков, символов и изображений Практической школы высших исследований. Его интерес к вопросам литературной семиотики перерос в интерес к проблемам структурной поэтики. В 60- 70-е годы Барт был признанным главой французского структурализма (а затем и постструктурализма), а его эссе «Критика и истина» (1966) сыграло роль литературоведческого манифеста, объединившего представителей «новой критики» во Франции.
С конца 60-х годов Барт активно занимался проблемами межтекстовой семиотики. Образцом межтекстового подхода к произведению, понимаемому как пространство, в котором сходятся и взаимно накладываются различные культурные коды, является книга Барта «S/Z» (1970), посвященная разбору одного из рассказов О. Бальзака. К этой работе примыкает эссе «Удовольствие от текста» (1973), где анализируется восприятие литературного произведения читателем. В 1976 г. Барт был приглашен в Коллеж де Франс, где занял кафедру литературной семиотики. Программная «Лекция» (1977), прочитанная при вступлении в должность, оказалась последним крупным его выступлением (Барт погиб в автомобильной катастрофе), в котором он подвел итоги своей четвертьвековой научной деятельности и наметил возможные перспективы изучения
ВВЕДЕНИЕ В СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ ТЕКСТОВ Эта работа характерна для классического структуралистского периода в научной биографии Р. Барта и представляет собой аналитическое обобщение результатов, достигнутых в европейской нарратологии (дисциплина, занимающаяся изучением повествовательных текстов) к середине 60-х годов. Перевод выполнен по изд.: Barthes R. Introduction a l'analyse structurale des recits//Communications 8. Paris, 1966. На русском языке публикуется впервые. Сверен Е. Л. Крепковой. 1 Перформация - «употребление» языка говорящим-слушающим в реальных ситуациях на основе языковой компетенции (предварительного «знания» этого языка). - 388 2... дискурс и предложение гомологичны друг другу... - Гомология (от гр. homologia «подобие, согласие, соответствие») - сходство существенных свойств объектов, обнаруживаемое вопреки их внешним различиям. - 390
3... двойное членение в языке... - Согласно гипотезе французского лингвиста А. Мартине первое членение речевого высказывания приводит к выделению в нем значимых единиц (фразы, синтагмы, слова и др. ), причем минимальной единицей, обладающей смыслом, оказывается морфема (монема); на уровне второго членения морфемы разлагаются на еще более мелкие единицы (фонемы), не имеющие собственного знач'ения, но выполняющие смыслоразличительную 4 ... энтимематические... - Энтимема (гр. enthymema «то, что в уме»), по Аристотелю, есть силлогизм от правдоподобной посылки (см.: Аристотель. Первая аналитика. Кн. II. Гл. 27), служащий средством риторического убеждения и способный давать вероятное (правдоподобное), фактически истинное или фактически необходимое заключение. - 391 5 ... типологическую схему актантов... - Актант (от фр. action «действие») - агент действия (см.: Г р е й м а с А. -Ж., Курте Ж- Семиотика. Объяснительный словарь теории языка//Семиотика. М., 1983. С. 483-485). - 391 6 Эвристическая ценность (от гр. heurisko «отыскиваю, открываю») - ценность, связанная с получением новых, нетривиальных научных результатов. Барт имеет здесь в виду методологическое значение гипотезы. - 391 7 См.: Бенвенист Э. Уровни лингвистического анализа//Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974. - 392 8 Dispositio (лат. ) «расположение»; в античной риторике учение о расположении делило речь на вступление, изложение, разработку и заключение; elocutio (лат. ) «словесное выражение» - центральная часть риторики, содержанием которой были отбор слов, их сочетание и фигуры речи. - 392 9 Inventio (лат. ) «нахождение». ... ее предметом были res, а не verba. - Учение о «нахождении» было направлено на предмет высказывания (res «вещи, дела»), но в его компетенцию не входило построение самого этого высказывания, повествующего дискурса (verba «слова, выражения»). - 392 10 ... вслед за русскими формалистами... - Имеется в виду разграничение «фабулы» и «сюжета», проведенное теоретиками русской «формальной школы». «Фабулой называется совокупность событий... о которых сообщается в произведении... Фабуле противостоит сюжет: те же события, но... в той связи, в какой даны в произведении сообщения о них... Фабула - это то, «что было на самом деле», сюжет - то, «как узнал об этом читатель» (Томашевский Б. В. Теория
11 Ретардация - замедление, задержка; так, описания природы, перебивающие развитие действия в произведении, служат целям ретардации. - 395 12 Денотативный уровень языка - уровень, на котором выражаются основные, чаще всего предметные значения языковых единиц. - 396 13 См.: Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка//Новое в лингвистике. М., 1960. С. 308-312. - 396 14 Парадигматические отношения - отношения между единицами, принадлежащими к одному и тому же классу; синтагматические отношения - отношения между единицами, выбранными из разных парадигматических классов и построенных в линейно развертывающийся ряд. - 397 15 «После этого значит вследствие этого» (лат. ). - 398 16 Эксплетивный - вводный, вставной, необязательный. - 399 17 Фатическая 18 Descriptio (лат. ), ekphrasis (гр. ) - описания изображений, прерывающие ход сюжетного повествования; классический пример экфрасиса - описание щита Ахилла (XVIII песнь «Илиады»). - 400 19 См.: Якобсон Р. Лингвистика и поэтика//Структурализм: «за» и «против». - 403 20 Антецедент - предыдущая единица высказывания, с которой соотнесена другая единица, последующая. Консеквент - единица высказывания, вводимая своим антецедентом. - 403 21 Бифуркация - точка или момент, где явление распадается надвое, где возникает возможность альтернативного выбора. - 404 22 Аристотель. Поэтика, 1456, а 10. - 406 23 См. там же, а 23. - 406 24 См.: Барт Р. Драма, поэма, роман//Называть вещи своими именами. М., 1986. - 407 25 ... личную (я/ты), аперсональную... (он)... категории... - «Лицо свойственно только позициям «я» и «ты». Третье лицо является уже в силу своей структуры неличной формой глагольной флексии. ... «я», которое производит высказывание, «ты», к которому «я» обращается, каждый раз уникальны. Напротив, «он» может представлять собой бесконечное число субъектов - либо ни одного» (Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974. С. 264). - 410
26 Бенефициарий - актант, в пользу которого совершается действие. -410 27 См.: Якобсон Р. Лингвистика и поэтика//Структурализм: «за» и «против». С. 200. - 411 28 Аорист - видо-временная глагольная форма, обозначающая прошедшее действие как таковое, не указывающая на его развитие, полноту свершения или предел. - 412 29 «Здесь и теперь» (лат. ). - 412 30 ... известная часть современной 31 Logos (гр. ) - зд. акт представления предмета в мысли; lexis (гр. ) - зд. акт представления предмета в речи. - 414 32 Атрибутивные формулы - клишированные формулы, при помощи которых в фольклоре изображаются персонажи, их поступки, описываются пейзаж, обстановка действия и т.. п. - 414
33 Имеются в виду три типа рассказывания в поэзии: 1) мимесис (подражание, уподобление), когда автор полностью «скрывает себя», как бы растворяясь в поступках и речах своих персонажей (драма); 2) диегесис (повествование), когда произведение состоит исключительно из высказываний самого поэта (дифирамб); 3) «смешанный» род, представленный эпосом, когда поэт использует как приемы мимесиса (прямая речь персонажей), так и приемы дие-гесиса (повествование от собственного лица). См.: Платон. Государство, 392 d - 394 с. - 414 34 ... если знак фракционирован... - Фракционированным называется знак, где одно означаемое распределено между несколькими «псевдоозначающими», которые имеют смысл только в своей совокупности. Таковы, например, фразеологизмы: входящие в них слова, будучи взяты по отдельности, лишены смысла (см.: Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1955. С. 161). - 417 35 Эмфатические средства - средства выделения, подчеркивания того или иного элемента в тексте. - 418 36 «Волнующий, захватывающий» (англ. ). - 418 37 Диереза - распадение единицы на две части. - 418 38 Органиграмма - схема, изображающая порядок следования операций в программе. - 420 39 Изотопия - свойство семантической единицы, позволяющее воспринимать ее как значимое целое. - 420 40 Меризматический уровень - фонологический уровень, лежащий глубже фонематического; его единицами являются не фонемы, а их различительные черты (меризмы). - 421
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|