Часть 3. Оценка экономической эффективности бизнес проекта
Раздел 3.1 Расчет продолжительности расчетного периода
Расчет продолжительности расчетного периода предполагает определение периода времени, в течении которого осуществляются предусмотренные проектом действия, и обеспечивается получение предусмотренных проектом результатов. Продолжительность расчетного периода (горизонт расчета) принимается с учетом продолжительности создания и эксплуатации объекта. Продолжительность расчетного периода рассчитаем по следующей формуле:
(3.1)
где Тр - продолжительность расчётного периода, количество лет, Тстр - продолжительность капитального строительства, количество лет, Нср - средняя норма амортизационных отчислений на реновацию оборудования, % Поскольку в данном проекте капитального строительства не предусматривается, а установка необходимого для офиса оборудования не займет много времени, то примем Тр равным нулю. А расчет средней нормы амортизации приведен далее.
Тр=0+100/26,72=3,74 года=3 года 9 месяцев.
Представим график осуществления инвестиционного проекта в Таблице 3.1. Таблица 3.1.График осуществления инвестиционного проекта
Раздел 3.2 Планирование инвестиций
3.2.1 Расчёт стоимости оборудования, инструмента и инвентаря и амортизационных отчислений
Рассчитаем стоимость оборудования необходимого для функционирования офиса фирмы по следующей формуле:
(3.2.)
где Фобi - стоимость i-ro вида оборудования, тыс.руб, Кустi -количество i-ro вида оборудования, шт., Цi - базисная цена i-ro вида оборудования, тыс.руб. Ф об = 3*25+1*4+1*5+1*2+30*1=116 тыс. рублей
Рассчитаем величину амортизационных отчислений на полное восстановление (реновацию) оборудования, которая определяется по формуле:
(3.3.)
где Аобi - годовые амортизационные отчисления на реновацию i-го вида оборудования, тыс.руб, Hобi - норма амортизационных отчислений на реновацию i-гo вида оборудования, %.
(3.4.)
где Т – срок службы оборудования. Для персонального компьютера срок службы составляет 3 года:
Для сенсорной панели и проектора срок службы составляет 5 лет:
А об= 33,33/100*75+20/100*30=6+25=31 Таблица 3.2. Расчёт стоимости оборудования, инструмента и инвентаря и амортизационных отчислений
Средняя норма амортизации составит
31/116*100=26,72%
3.2.2 Расчёт инвестиционных издержек К инвестиционным издержкам необходимо отнести стоимость оборудования, инвентаря, монтаж оборудования (10% от суммы стоимости оборудования и неучтенного оборудования, таблица 3.2.), прочие инвестиционные издержки (составляют 20% от стоимости основного оборудования).
Расчёт инвестиционных издержек представлен в таблице 3.3.
Таблица 3.3. Инвестиционные издержки (капиталовложения)
Капитальные вложения в создание оборотных активов для фирмы «VIP Дом» отсутствуют, так все оборудование и комплектующие к нему приобретаются по полной предоплате и не целесообразно складирование. 3.2.3 Распределение инвестиционных издержек по источникам финансирования Источниками финансирования проекта является собственный и заемный капитал. Соотношение собственного и заемного капитала равно 1:1 (50%). Представим финансовую структуру инвестиций в таблице 3.4. Таблица 3.4. Финансовая структура инвестиций
Раздел 3.3 Планирование объема продаж План продаж предприятия составляется на основе прогноза объемов сбыта продукции. Качество составления плана продаж зависит от выбранного метода прогноза продаж. Существуют три группы методов прогнозирования: 1. экспертные; 2. статистические; 3. комбинированные. Экспертный метод подходит для оценки развития нестабильного рынка, который сложно описать системой математических формул, а также долгосрочного планирования. Успешность применения этого метода во многом зависит от опыта и квалификации экспертов. Статистические методы применяются в случае, если компания, работает на устойчивом и предсказуемом рынке, а также имеется база данных о предыдущей динамике прогнозируемого показателя и влияющих на него факторов. Так, например, исходными данными могут послужить данные предприятий - аналогов. Применяя статистические методы, необходимо использовать либо MS Excel, либо специализированные статистические программы (Statistica и т. д.). Среди статистических методов рекомендуется использовать два наиболее простых и используемых: метод построения линии тренда и метод цепных индексов. Наиболее распространенным примером построения уравнения является зависимость объема продаж от времени.
Для построения плана объема продаж воспользуемся методикой цепных показателей, так как присутствуют сезонные колебания. План будем разрабатывать на основе информации о продажах фирмы-аналога «Умный дом» в 2007, 2008 годах. Под проектом будем понимать внедрение одного элемента. Стоимость их отличается незначительно, поэтому рассмотрим условный проект. Исходную информацию представим в таблице 3.5. Таблица 3.5. Данные о продажах фирмы «Умный дом»
Проведем поквартальную разбивку данных о продажах конкурента в таблице 3.6., и отобразим полученные данные на рисунке 3.1. Таблица 3.6. Данные о продажах фирмы «Умный дом» за 2007-2008 гг.
Рис. 3.1. Динамика объема продаж фирмы «Умный дом». Представим расчет плана продаж проектируемой фирмы «VIP Дом» в соответствии с методикой расчета цепных индексов, при этом учтем, что на каждом проектируемом шаге планируется рост объема реализации услуги на 5%. (Таблица 3.7.) Таблица 3.7. Расчет плана продаж фирмы «VIP Дом»
Приведем план продаж фирмы «VIP Дом» по шагам расчетного периода в таблице 3.8. Таблица 3.8. План продаж фирмы «VIP Дом» по шагам расчетного периода
Раздел 3.4 Планирование затрат на производство и реализацию услуги фирмы «VIP Дом» Планирование затрат на производство и реализацию услуги необходимо осуществлять в разбивке затрат по элементам: 1. Материальные затраты: оборудование, покупные комплектующие, электрическая энергия, тепловая энергия, прочие материальные затраты. 2. Расходы на оплату труда. 3. Единый социальный налог. 4. Амортизация основных средств и нематериальных активов. 5. Прочие затраты. 3.4.1 Планирование материальных затрат Так как услуга по внедрению элементов системы «умный дом» будет производиться по полной предоплате, то материальные затраты фирмы «VIP Дом» будут состоять из следующих элементов: 1. Устанавливаемое оборудование. 2. Электрическая энергия. 3. Тепловая энергия. Расчеты затрат материальных затрат будут производиться с помощью следующей исходной информации: · Стоимость устанавливаемых элементов отличается не значительно, и составляет 3 тыс. руб. за 1 кв. м. (Данные по стоимости устанавливаемых элементов были указаны на основе данных фирмы-конкурента «Умный Дом»). · Средний метраж выполняемых проектов составляет – 200 кв.м. (Средний метраж коттеджей по Ивановской области). · Тариф на потребление электроэнергии составляет – 3,74 руб./кВтч. · Тариф на потребление тепловой энергии составляет 19,290 руб./кв. м.[6] Офис площадью 100 кв. м. · Среднее потребление электроэнергии фирмой составляет 2000 кВтч в год. · Рост тарифов на электроэнергию в 2010 году составит 22%, в 2011-18%, 2012-21%[7].
· Рост тарифов на потребление тепловой энергии составит в 2010 году-18%, в 2011-20%, в 2012-21%[8]. Отобразим полученные расчеты в таблице 3.9. Таблица 3.9. Расчет материальных затрат
Отметим, что рост тарифов на электроэнергию возможно будет выше отмеченного, в связи с пересмотром ценовой политики на оптовых рынках электроэнергии (более 30% электроэнергии будут продаваться по свободным не регулируемым государством ценам). Планирование заработной платы В каждом расчетном периоде в соответствии с планом продаж планируется рост реализуемых проектов. Это может повлечь за собой перегрузку персонала, не качественное исполнение услуги. Что бы этого избежать рассчитаем явочную численность персонала в смену в соответствии с принятой технологией реализации услуги (Таблица 3.9.) на 2010, 2011, 2012 годы, а так же рассчитаем штатную и списочную численность (Таблица 3.10.). Затем в соответствии с рассчитанной численностью рассчитаем заработную плату работников на каждый расчетный период.
Таблица 3.11 Расчет численности рабочих в производстве услуги фирмы «VIP Дом».
Рассчитаем годовой фонд оплаты труда по формуле 3.5.:
, (3.5.)
где - годовой фонд оплаты труда i-категории работников, тыс. руб. - среднемесячная заработная плата одного среднесписочного работника, тыс. руб. - списочная численность i-категории работников, чел.
Таблица 3.12. Расчет расходов на оплату труда работников фирмы «VIP Дом»
Планирование начислений на заработную плату Начисления на заработную плату производятся в виде единого социального налога от средств на оплату труда и рассчитываются по установленным законодательством нормам на государственное социальное и медицинское страхование. Ставки налога для работодателей регламентируются статьей 241 главой 24 НК РФ. Приведем расчет начислений на заработную плату работников в виде таблицы 3.12.
Таблица 3.13. Расчет начислений на заработную плату работников фирмы «VIP Дом»
Планирование прочих затрат К прочим затратам, связанным с производством и реализацией услуги, относят следующие виды затрат: 1. Арендные платежи за арендуемое имущество, 2. Расходы на подготовку и переподготовку кадров, 3. Расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией услуги, 4. Расходы на рекламу производимой и реализуемой услуги и т.п. Рассмотрим порядок расчета затрат на оплату процентов по полученному кредиту. Кредит взят в сумме 91,06 тыс. руб. под 24% на 1 год. Составим график платежей в погашение суммы кредита и процентов за пользование кредитом с помощью формулы 3.6. (Таблица 3.13.).
Таблица 3.14. График платежей в погашение суммы кредита и процентов за пользование кредитом
(3.6.) тыс. руб.
Условно допустим, что остальная часть прочих затрат рассчитывается как процент от величины элементов затрат. Площадь занимаемого офиса составляет 50 кв. м., стоимость аренды равна 250 руб. за один квадратный метр. Таблица 3.15.Расчет прочих затрат
3.4.5 Расчет затрат на производство и реализацию продукции Таблица 3.16.Распределение затрат на производство и реализацию продукции по годам расчетного периода, тыс.руб.
Раздел 3.5 Планирование цены Таблица 3.17.Расчет плановой цены, тыс. руб.
Раздел 3.6 Планирование операционных денежных потоков
Таблица 3.18.Операционные денежные потоки инвестиционного проекта, тыс. руб.
Раздел 3.7. Оценка эффективности инвестиционного проекта Таблица 3.19.План денежных потоков проекта, тыс. руб.
Коэффициент дисконтирования (αt) рассчитывается по следующей формуле:
,
где где r –норма дисконта, коэффициент; t – номер расчетного шага. Т.к. проект предполагает смешанное финансирование, то рассчитывается средневзвешенная цена капитала: ,
где i=1…n – количество источников финансирования инвестиционного проекта; ri – цена i-го источника финансирования; di – доля i-го источника финансирования в общем объеме капитала. Таблица 3.20.
Рассчитаем средневзвешенную цену капитала:
Результаты расчета коэффициента дисконтирования представим в таблице 3.20. Таблица 3.21.Расчет коэффициента дисконтирования при r=24,5%
Эффективность инвестиционного проекта оценим с помощью трех основных показателей: · чистого дисконтированного дохода (NPV); · срока окупаемости (DPB); · индекса доходности (PI). Срок окупаемости (DPB) определяется суммой целой и дробной его составляющих. Целая составляющая (часть) оп
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|