Часть 3. Оценка экономической эффективности бизнес проекта
Раздел 3.1 Расчет продолжительности расчетного периода
Расчет продолжительности расчетного периода предполагает определение периода времени, в течении которого осуществляются предусмотренные проектом действия, и обеспечивается получение предусмотренных проектом результатов.
Продолжительность расчетного периода (горизонт расчета) принимается с учетом продолжительности создания и эксплуатации объекта.
Продолжительность расчетного периода рассчитаем по следующей формуле:
(3.1)
где Тр - продолжительность расчётного периода, количество лет, Тстр - продолжительность капитального строительства, количество лет, Нср - средняя норма амортизационных отчислений на реновацию оборудования, %
Поскольку в данном проекте капитального строительства не предусматривается, а установка необходимого для офиса оборудования не займет много времени, то примем Тр равным нулю. А расчет средней нормы амортизации приведен далее.
Тр=0+100/26,72=3,74 года=3 года 9 месяцев.
Представим график осуществления инвестиционного проекта в Таблице 3.1.
Таблица 3.1.График осуществления инвестиционного проекта
Стадия жизненного
цикла проекта
Предынвестиционная
Инвестиционная
Эксплуатация
Шаг расчёта (год)
0
0
1
2
3
4
1. Контракт
+
2. Разработка технической документации
+
3. Покупка и поставка оборудования
+
4. Монтаж оборудования
+
5. Осуществление услуги.
+
+
+
+
Раздел 3.2 Планирование инвестиций
3.2.1 Расчёт стоимости оборудования, инструмента и инвентаря и амортизационных отчислений
Рассчитаем стоимость оборудования необходимого для функционирования офиса фирмы по следующей формуле:
(3.2.)
где Фобi - стоимость i-ro вида оборудования, тыс.руб, Кустi -количество i-ro вида оборудования, шт., Цi - базисная цена i-ro вида оборудования, тыс.руб.
Ф об = 3*25+1*4+1*5+1*2+30*1=116 тыс. рублей
Рассчитаем величину амортизационных отчислений на полное восстановление (реновацию) оборудования, которая определяется по формуле:
(3.3.)
где Аобi - годовые амортизационные отчисления на реновацию i-го вида оборудования, тыс.руб, Hобi - норма амортизационных отчислений на реновацию i-гo вида оборудования, %.
(3.4.)
где Т – срок службы оборудования.
Для персонального компьютера срок службы составляет 3 года:
Для сенсорной панели и проектора срок службы составляет 5 лет:
А об= 33,33/100*75+20/100*30=6+25=31
Таблица 3.2. Расчёт стоимости оборудования, инструмента и инвентаря и амортизационных отчислений
Наименование
оборудования
Количество
оборудования,
шт.
Стоимость,
тыс. руб.
Амортизационные
отчисления
единицы
общая
норма, %
сумма, тыс. руб.
1. Вновь
устанавливаемое
оборудование:
1.1. Персональный компьютер
3
25
75
33,33
25
1.2. Принтер цветной
1
4
4
1.3. Сканер
1
2
2
1.4. Копировальная машина
1
5
5
1.5. Сенсорная доска, проектор
1
30
30
20
6
ИТОГО по п. 1
116
31
2. Неучтённое
оборудование
23,2
3. Инструмент,
инвентарь
5,8
4. ИТОГО
(п.1+п.2++п.3)
145
Средняя норма амортизации составит
31/116*100=26,72%
3.2.2 Расчёт инвестиционных издержек
К инвестиционным издержкам необходимо отнести стоимость оборудования, инвентаря, монтаж оборудования (10% от суммы стоимости оборудования и неучтенного оборудования, таблица 3.2.), прочие инвестиционные издержки (составляют 20% от стоимости основного оборудования).
Расчёт инвестиционных издержек представлен в таблице 3.3.
6. Капитальные вложения в создание оборотных средств
-
ИТОГО инвестиционных издержек
182,12
Капитальные вложения в создание оборотных активов для фирмы «VIP Дом» отсутствуют, так все оборудование и комплектующие к нему приобретаются по полной предоплате и не целесообразно складирование.
3.2.3 Распределение инвестиционных издержек по источникам финансирования
Источниками финансирования проекта является собственный и заемный капитал. Соотношение собственного и заемного капитала равно 1:1 (50%).
Представим финансовую структуру инвестиций в таблице 3.4.
Таблица 3.4. Финансовая структура инвестиций
Категория инвестиций
Источники финансирования
Условия финансирования
собственные средства
заёмные
средства
процентная ставка, %
срок предоставления займа, лет
начало погашения займа, год расч. периода
доля, %
сумма,
тыс. руб.
доля, %
сумма,
тыс. руб.
1. Первоначальные капиталовложения
50
91,06
50
91,06
24
1
1
2. ИТОГО общих издержек
50
91,06
50
91,06
-
-
-
Раздел 3.3 Планирование объема продаж
План продаж предприятия составляется на основе прогноза объемов сбыта продукции.
Качество составления плана продаж зависит от выбранного метода прогноза продаж. Существуют три группы методов прогнозирования:
1. экспертные;
2. статистические;
3. комбинированные.
Экспертный метод подходит для оценки развития нестабильного рынка, который сложно описать системой математических формул, а также долгосрочного планирования. Успешность применения этого метода во многом зависит от опыта и квалификации экспертов.
Статистические методы применяются в случае, если компания, работает на устойчивом и предсказуемом рынке, а также имеется база данных о предыдущей динамике прогнозируемого показателя и влияющих на него факторов. Так, например, исходными данными могут послужить данные предприятий - аналогов. Применяя статистические методы, необходимо использовать либо MS Excel, либо специализированные статистические программы (Statistica и т. д.). Среди статистических методов рекомендуется использовать два наиболее простых и используемых: метод построения линии тренда и метод цепных индексов. Наиболее распространенным примером построения уравнения является зависимость объема продаж от времени.
Для построения плана объема продаж воспользуемся методикой цепных показателей, так как присутствуют сезонные колебания.
План будем разрабатывать на основе информации о продажах фирмы-аналога «Умный дом» в 2007, 2008 годах. Под проектом будем понимать внедрение одного элемента. Стоимость их отличается незначительно, поэтому рассмотрим условный проект.
Исходную информацию представим в таблице 3.5.
Таблица 3.5. Данные о продажах фирмы «Умный дом»
Месяц
Количество проектов,
нат. выр.
Месяц
Количество проектов,
нат. выр.
2007 год
Январь
3
Июль
1
Февраль
1
Август
1
Март
0
Сентябрь
2
Апрель
1
Октябрь
4
Май
0
Ноябрь
2
Июнь
2
Декабрь
1
2008 год
Январь
1
Июль
2
Февраль
2
Август
1
Март
0
Сентябрь
3
Апрель
0
Октябрь
2
Май
1
Ноябрь
1
Июнь
1
Декабрь
0
Проведем поквартальную разбивку данных о продажах конкурента в таблице 3.6., и отобразим полученные данные на рисунке 3.1.
Таблица 3.6. Данные о продажах фирмы «Умный дом» за 2007-2008 гг.
Наименование
1 кв. 2007 г.
2 кв. 2007 г.
3 кв. 2007 г.
4 кв. 2007 г.
1 кв. 2008 г.
2 кв. 2008 г.
3 кв. 2008 г.
4 кв. 2008 г.
Объем продаж
4
3
4
7
3
2
6
3
Рис. 3.1. Динамика объема продаж фирмы «Умный дом».
Представим расчет плана продаж проектируемой фирмы «VIP Дом» в соответствии с методикой расчета цепных индексов, при этом учтем, что на каждом проектируемом шаге планируется рост объема реализации услуги на 5%. (Таблица 3.7.)
Таблица 3.7. Расчет плана продаж фирмы «VIP Дом»
2007
Квартал
1
2
3
4
Объем продаж, в нат. выр
4
3
4
7
Цепной индекс
1,000
0,750
1,333
1,750
2008
Квартал
1
2
3
4
Объем продаж, в нат. выр
3
2
6
3
Цепной индекс
0,429
0,667
3,000
0,500
2009
Прогноз
1
2
3
4
Средний индекс
0,715
0,709
2,167
1,125
Темп роста реализации
1,050
1,050
1,050
1,050
Объем продаж, в нат. выр
2,252
1,677
3,815
4,507
2010
Прогноз
1
2
3
4
Средний индекс
0,715
0,709
2,167
1,125
Темп роста реализации
1,050
1,050
1,050
1,050
Объем продаж, в нат. выр
3,383
2,519
5,731
6,770
2011
Прогноз
1
2
3
4
Средний индекс
0,715
0,709
2,167
1,125
Темп роста реализации
1,050
1,050
1,050
1,050
Объем продаж, в нат. выр
5,082
3,784
8,609
10,169
2012
Прогноз
1
2
3
4
Средний индекс
0,715
0,709
2,167
1,125
Темп роста реализации
1,050
1,050
1,050
1,050
Объем продаж, в нат. выр
7,634
5,683
12,932
15,276
Приведем план продаж фирмы «VIP Дом» по шагам расчетного периода в таблице 3.8.
Таблица 3.8. План продаж фирмы «VIP Дом» по шагам расчетного периода
Наименование услуги
Объем продаж, на каждом шаге расчетного периода, нат. выр.
2009
2010
2011
2012
Внедрение элементов системы «умный дом»
13
19
28
43
Раздел 3.4 Планирование затрат на производство и реализацию услуги фирмы «VIP Дом»
Планирование затрат на производство и реализацию услуги необходимо осуществлять в разбивке затрат по элементам:
1. Материальные затраты:
оборудование,
покупные комплектующие,
электрическая энергия,
тепловая энергия,
прочие материальные затраты.
2. Расходы на оплату труда.
3. Единый социальный налог.
4. Амортизация основных средств и нематериальных активов.
5. Прочие затраты.
3.4.1 Планирование материальных затрат
Так как услуга по внедрению элементов системы «умный дом» будет производиться по полной предоплате, то материальные затраты фирмы «VIP Дом» будут состоять из следующих элементов:
1. Устанавливаемое оборудование.
2. Электрическая энергия.
3. Тепловая энергия.
Расчеты затрат материальных затрат будут производиться с помощью следующей исходной информации:
· Стоимость устанавливаемых элементов отличается не значительно, и составляет 3 тыс. руб. за 1 кв. м. (Данные по стоимости устанавливаемых элементов были указаны на основе данных фирмы-конкурента «Умный Дом»).
· Средний метраж выполняемых проектов составляет – 200 кв.м. (Средний метраж коттеджей по Ивановской области).
· Тариф на потребление электроэнергии составляет – 3,74 руб./кВтч.
· Тариф на потребление тепловой энергии составляет 19,290 руб./кв. м.[6] Офис площадью 100 кв. м.
· Среднее потребление электроэнергии фирмой составляет 2000 кВтч в год.
· Рост тарифов на электроэнергию в 2010 году составит 22%, в 2011-18%, 2012-21%[7].
· Рост тарифов на потребление тепловой энергии составит в 2010 году-18%, в 2011-20%, в 2012-21%[8].
Отобразим полученные расчеты в таблице 3.9.
Таблица 3.9. Расчет материальных затрат
Наименование элемента затрат
Значение по шагам расчетного периода, тыс.руб.
Итого
2009
2010
2011
2012
Покупка оборудования к установке
7800,000
11400,000
16800,000
25800,000
61800,000
Электрическая энергия
7,480
9,126
10,768
13,030
40,404
Тепловая энергия
23,148
27,315
32,778
39,661
122,902
Итого материальных затрат
7830,628
11436,441
16843,546
25852,691
61963,306
Отметим, что рост тарифов на электроэнергию возможно будет выше отмеченного, в связи с пересмотром ценовой политики на оптовых рынках электроэнергии (более 30% электроэнергии будут продаваться по свободным не регулируемым государством ценам).
Планирование заработной платы
В каждом расчетном периоде в соответствии с планом продаж планируется рост реализуемых проектов. Это может повлечь за собой перегрузку персонала, не качественное исполнение услуги. Что бы этого избежать рассчитаем явочную численность персонала в смену в соответствии с принятой технологией реализации услуги (Таблица 3.9.) на 2010, 2011, 2012 годы, а так же рассчитаем штатную и списочную численность (Таблица 3.10.).
Затем в соответствии с рассчитанной численностью рассчитаем заработную плату работников на каждый расчетный период.
Технологическая
операция
Норма времени на
выполнение 1 операции
на 1 проект
в часах
Категория
работников
Время на выполнение операций в рамках 1 проекта, в часах
Плановые затраты времени на выполнение операций
Норматив затрат времени за год на одного работника, в часах (12мес.*22 раб. дня*8ч.)
Потребность в персонале определенной категории, чел.
за 2010 год (19 проектов),
в часах
за 2011 год (28 проектов),
в часах
за 2012 год (43 проекта),
в часах
2010 год (ст.5/ст.8)
2011 год (ст.6/ст.8)
2012 год (ст.7/ст.8)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Ι. Предварительный этап.
Технический
специалист
88,000
1672,000
2464,000
3784,000
2112,000
0,792 1
1,167 2
1,792 2
1. Получение заказа.
8
2. Получение планов помещений и пожеланий.
8
3. Составление Технического задания.
24
ΙΙ. Проектирование.
1. Разработка проекта системы автоматизации.
48
2. Разработка рабочей документации.
8
Юрисконсульт
Численность данной категории работников устанавливается в соответствии с организационной структурой фирмы
3. Выдача сметы.
8
Бухгалтер
ΙΙΙ. Закупка, поставка и монтаж оборудования.
1. Заказ оборудования на основе произведенной заказчиком предоплаты.
8
Менеджер проекта
Численность данной категории работников устанавливается в соответствии с организационной структурой фирмы
2. Доставка оборудования.
80
-
-
-
-
-
-
-
-
-
3. Монтаж оборудования.
24
Монтажник
24
456
672
1032
2112
0,216 1
0,318 1
0,489 1
ΙV. Программирование.
Программист
24
456
672
1032
2112
0,216 1
0,318 1
0,489 1
Программирование.
16
V. Пуско-наладочные работы.
Пуско-наладочные работы.
8
Итого:
240
-
-
-
-
-
-
3
4
4
Таблица 3.11 Расчет численности рабочих в производстве услуги фирмы «VIP Дом».
Наименование технологической стадии производства
Режим работы подразделения: количество смен
Численность, чел.
Явочное число рабочих в смену
Явочное число рабочих в сутки (гр.2*гр.3)
Штатная численность рабочих
Списочная численность
рабочих
2010
2011
2012
2010
2011
2012
2010
2011
2012
2010
2011
2012
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1.Предварительный этап.
1 смена по 8 часов
1
2
2
1
2
2
1
2
2
1,19 2
2,38 3
2,38 3
2. Проектирование.
3. Монтаж оборудования.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1,19 2
1,19 2
1,19 2
4. Программирование,
пуско-наладочные работы.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1,19 2
1,19 2
1,19 2
Итого основное производство
3
4
4
3
4
4
3
4
4
6
7
7
Рассчитаем годовой фонд оплаты труда по формуле 3.5.:
, (3.5.)
где - годовой фонд оплаты труда i-категории работников, тыс. руб.
- среднемесячная заработная плата одного среднесписочного работника, тыс. руб.
- списочная численность i-категории работников, чел.
Таблица 3.12. Расчет расходов на оплату труда работников фирмы «VIP Дом»
Наименование категории работников
Списочная численность, чел.
Среднемесячная заработная плата
одного работника, тыс. руб.
Годовые затраты на оплату труда, тыс. руб.
2009
2010
2011
2012
2009
2010
2011
2012
Основные рабочие:
6
6
7
7
-
672,000
672,000
852,000
852,000
Технический специалист
2
2
3
3
15,000
360,000
360,000
540,000
540,000
Монтажник
2
2
2
2
6,000
144,000
144,000
144,000
144,000
Программист
2
2
2
2
7,000
168,000
168,000
168,000
168,000
Руководители и специалисты:
5
5
5
5
-
924,000
924,000
924,000
924,000
Директор
1
1
1
1
30,000
360,000
360,000
360,000
360,000
Менеджер проекта
1
1
1
1
20,000
240,000
240,000
240,000
240,000
Юрисконсульт
1
1
1
1
9,000
108,000
108,000
108,000
108,000
Бухгалтер
1
1
1
1
9,000
108,000
108,000
108,000
108,000
Маркетолог
1
1
1
1
9,000
108,000
108,000
108,000
108,000
Итого
10
14
17
19
-
1596,000
1596,000
1776,000
1776,000
Планирование начислений на заработную плату
Начисления на заработную плату производятся в виде единого социального налога от средств на оплату труда и рассчитываются по установленным законодательством нормам на государственное социальное и медицинское страхование. Ставки налога для работодателей регламентируются статьей 241 главой 24 НК РФ.
Приведем расчет начислений на заработную плату работников в виде таблицы 3.12.
Таблица 3.13. Расчет начислений на заработную плату работников фирмы «VIP Дом»
Наименование показателя
Значение показателя по шагам расчетного периода
2009
2010
2011
2012
1. Ставка единого социального налога, коэф.
0,26
0,26
0,26
0,26
2. Фонд заработной платы основных рабочих.
672,000
672,000
852,000
852,000
3. Сумма начислений на заработную плату основных рабочих (стр1.*стр2.)
174,720
174,720
221,520
221,520
4. Фонд заработной платы руководителей, специалистов.
924,000
924,000
924,000
924,000
5. Сумма начислений на заработную плату руководителей и специалистов (стр4.*стр1.)
240,240
240,240
240,240
240,240
Итого начислений на заработную плату (стр3.+стр5.)
414,960
414,960
461,760
461,760
Планирование прочих затрат
К прочим затратам, связанным с производством и реализацией услуги, относят следующие виды затрат:
1. Арендные платежи за арендуемое имущество,
2. Расходы на подготовку и переподготовку кадров,
3. Расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией услуги,
4. Расходы на рекламу производимой и реализуемой услуги и т.п.
Рассмотрим порядок расчета затрат на оплату процентов по полученному кредиту. Кредит взят в сумме 91,06 тыс. руб. под 24% на 1 год. Составим график платежей в погашение суммы кредита и процентов за пользование кредитом с помощью формулы 3.6. (Таблица 3.13.).
Таблица 3.14. График платежей в погашение суммы кредита и процентов за пользование кредитом
Показатель
Значение показателя по шагам расчетного периода, тыс.руб.
2009
2010
2011
2012
1. Ежегодные отчисления, тыс. руб.
112,915
-
-
-
2. Сумма процентов, тыс. руб.
21,855
-
-
-
3. Сумма основного долга по кредиту, тыс. руб.
91,060
-
-
-
4. Остаток суммы кредита, тыс. руб.
0
-
-
-
(3.6.)
тыс. руб.
Условно допустим, что остальная часть прочих затрат рассчитывается как процент от величины элементов затрат. Площадь занимаемого офиса составляет 50 кв. м., стоимость аренды равна 250 руб. за один квадратный метр.
Таблица 3.15.Расчет прочих затрат
Показатель
Значение показателя по шагам расчетного периода
2009
2010
2011
2012
1. Проценты за кредит, тыс. руб.
21,855
-
-
-
2. Аренда офиса, тыс. руб.
150,000
150,000
150,000
150,000
2. Затраты на подготовку кадров (10% от ит. табл. 3.12.)
159,600
159,600
177,600
177,600
3. Расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка, сбора информации, непосредственно связанные с производством и реализацией услуги, рекламу услуги.
223,500
223,500
223,500
223,500
Итого
554,955
533,100
551,100
551,100
3.4.5 Расчет затрат на производство и реализацию продукции
Таблица 3.16.Распределение затрат на производство и реализацию продукции по годам расчетного периода, тыс.руб.
Экономические элементы
Значение показателя по шагам
1
2
3
4
1. Материальные затраты, всегов том числе:
7830,628
11436,441
16843,546
25852,691
1.1. Покупка оборудования к установке
7800,000
11400,000
16800,000
25800,000
1.2. Электрическая энергия
7,480
9,126
10,768
13,030
1.3. Тепловая энергия
23,148
27,315
32,778
39,661
2. Затраты на заработную плату, всегов том числе:
1596,000
1596,000
1776,000
1776,000
2.1. Основные рабочие
672,000
672,000
852,000
852,000
2.2. Руководители, специалисты
924,000
924,000
924,000
924,000
3. Начисления на заработную плату, всегов том числе:
414,960
414,960
461,760
461,760
3.1. Основные рабочие
174,720
174,720
221,520
221,520
3.2. Руководители, специалисты
240,240
240,240
240,240
240,240
6. Амортизация основных фондов
31,000
31,000
31,000
31,000
7. Прочие затраты, всего
554,955
533,100
551,100
551,100
8. Проценты за кредит
21,855
-
-
-
9. Плата за аренду офиса
150,000
150,000
150,000
150,000
10. Затраты на подготовку кадров
159,600
159,600
177,600
177,600
11. Расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией услуги; рекламу производимой и реализуемой услуги
223,500
223,500
223,500
223,500
Итого
10426,583
14011,501
19663,406
28672,551
Раздел 3.5 Планирование цены
Таблица 3.17.Расчет плановой цены, тыс. руб.
Наименование показателя
Значение показателя по шагам расчетного периода
1
2
3
4
1. Затраты на производство и реализацию продукции
10426,583
14011,501
19663,406
28672,551
2. Объем продаж, в нат.выр.
13
19
28
43
3. Затраты на производство и реализацию единицы продукции
802,045
737,447
702,265
666,804
4. Наценка, коэф.
0,050
0,050
0,100
0,130
5. Цена без учета НДС
842,147
774,319
772,492
753,489
5. Отпускная цена
993,733
913,696
911,541
889,116
Раздел 3.6 Планирование операционных денежных потоков
Таблица 3.18.Операционные денежные потоки инвестиционного проекта, тыс. руб.
Показатель
Значение показателя по шагам расчетного периода
2009
2010
2011
2012
1. Объем продаж, в нат. выр.
13
19
28
43
2. Отпускная цена.
993,733
913,696
911,541
889,116
3. Выручка от реализации услуги, в том числе
12918,529
17360,224
25523,148
38231,988
- НДС
2325,335
3124,840
4594,167
6881,758
4. Затраты на производство и реализацию услуги, исключая амортизацию.
10426,583
14011,501
19663,406
28672,551
5. Амортизация.
31,000
31,000
31,000
31,000
6. Прибыль (убыток)
2491,946
3348,723
5859,742
9528,437
7. Налог на прибыль (0,2*стр.6)
498,389
669,745
1171,948
1905,687
8. Чистая прибыль (стр. 6-стр.7)
1993,557
2678,978
4687,794
7622,750
12. Итого величина операционного денежного потока (стр.8+стр.5)
2024,557
2709,978
4718,794
7653,750
Раздел 3.7. Оценка эффективности инвестиционного проекта
Таблица 3.19.План денежных потоков проекта, тыс. руб.
Показатели
Значение показателя по шагам расчетного периода
0
2009
2010
2011
2012
1. Инвестиции
-182,120
-
-
-
-
2. Выручка от реализации
12918,529
17360,224
25523,148
38231,988
3. НДС
2325,335
3124,840
4594,167
6881,758
4. Затраты на производство и реализацию, исключая амортизацию
Коэффициент дисконтирования (αt) рассчитывается по следующей формуле:
,
где
где r –норма дисконта, коэффициент; t – номер расчетного шага.
Т.к. проект предполагает смешанное финансирование, то рассчитывается средневзвешенная цена капитала:
,
где i=1…n – количество источников финансирования инвестиционного проекта; ri – цена i-го источника финансирования; di – доля i-го источника финансирования в общем объеме капитала.
Таблица 3.20.
Источники финансирования
Удельный вес в общем объеме финансирования, %
Цена отдельных источников финансирования, %
1. Собственный капитал
50
25
2. Заемный капитал
50
24
Рассчитаем средневзвешенную цену капитала:
Результаты расчета коэффициента дисконтирования представим в таблице 3.20.
Таблица 3.21.Расчет коэффициента дисконтирования при r=24,5%
Год
1
2
3
4
Коэффициент дисконтирования
0,803
0,645
0,518
0,416
Эффективность инвестиционного проекта оценим с помощью трех основных показателей:
· чистого дисконтированного дохода (NPV);
· срока окупаемости (DPB);
· индекса доходности (PI).
Срок окупаемости (DPB) определяется суммой целой и дробной его составляющих. Целая составляющая (часть) оп