Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практикум по технике рассеивания (стенограмма семинара).




С. Горин: Выделение, подчеркивание сообщения не является чем-то сверхъестественным. Это — обычный, “бытовой” навык. Когда вы хотите, чтобы собеседник с особым вниманием отнесся к тому, что вы сейчас говорите — как вы поступаете? Вы можете говорить громче; можете сделать паузу, чтобы обозначить важность сказанного... Что еще можно сде­лать?

Ответы из зала: — Можно говорить не только громче, но и тише — это тоже привлечет внимание, особенно если наклониться к партнеру. Можно подчеркнуть важность сказанного энергичным жестом, даже ударить кулаком по столу. Человек легче успокаивается, если ему что-то говоришь и одновременно поглаживаешь его по го­лове.

С. Горин: То есть, мы сейчас выделили главные способы подчеркнуть какое-то сообщение: во-первых, можно изменить характеристики своей речи (громкость, интонация, пауза); во-вторых, можно обозначить свое высказывание жестом; в-третьих, можно это сделать прикосновением. И могут быть, конечно, какие-то смешанные способы... Ну, напри­мер, если вы наклоняетесь к партнеру при беседе с ним, то это меняет характеристики речи и одновре­менно является жестом. То же самое происходит, когда вы при беседе поворачиваете голову вправо или влево — для вашего партнера это и жест, и изменение речи (на близком расстоянии изменение положения источника речи легко воспринимается). Давайте попробуем свести в таблицу возможные способы выделить или подчеркнуть сообщение.

ТАБЛИЦА 3. “Способы выделения сообщений”

А. Речевые (аудиальные) способы:

Þизменение громкости речи (громче-тише);

Þизменение темпа речи (быстрее-медленнее, паузы);

Þизменение интонации (повышающаяся-пони­жающаяся);

Þсопутствующие речи звуки (хлопок в ладоши, пощелкивание пальцами, постукивание по столу);

Þизменение локализации источника звука (спра­ва-слева, спереди-сзади); — изменение тембра голоса (жесткий, “металлический”-мягкий, “вкрадчивый”).

B. Визуальные способы (жестикуляция, мими­ка, пантомимика):

Þизменение положения тела (наклон, поворот);

Þжестикуляция руками, пальцами рук;

Þхарактерная последовательность жестов (пан­томимика);

Þизменение мимики.

C. Кинестетические способы:

Þпростое прикосновение,

Þпоглаживание,

Þпохлопывание по плечу, по спине,

Þпожатие руки.

D. Смешанные способы:

Þизменение дистанции до собеседника (прибли­жение — удаление, наклон тела к собеседнику — от собеседника);

Þречь, совмещенная с поворотом головы;

Þдвижения, совмещенные со звуками (демонст­ративное постукивание пальцами по столу, пощел­кивание пальцами при жестикуляции).

C. Горин: В принципе, мы могли бы нафантазировать множество других способов выделения сооб­щений, но основными способами останутся все те же: характеристики речи, жест, прикосновение.

Как это используется в работе? Скажем, если я работаю с больным истерическим параличом, то в классическом гипнозе я прямо ему заявлю: “Спать! А теперь вы можете почувствовать силу в ногах! Почувствуйте, как ноги наполняются силой! Встань­те! Идите!”. В технике рассеивания то же самое сообщение я сведу к фразе “почувствуйте силу в ногах”, и я буду рассказывать пациенту какую-то историю (неважно, какую — хоть передовицу из газеты прочитаю), в которой я буду выделять извес­тными вам теперь способами три слова, составляю­щие инструкцию — “чувствовать, сила, ноги”. То есть, каждый раз, когда в тексте истории встретятся слова “чувствовать, сила, ноги”, я буду менять гром­кость и интонацию речи, изображая какой-то жест. Знаете, это похоже на одну детскую систему шифровки: в целом сообщении выбирают каждое четвертое слово, и выбранные таким способом слова образуют отдельное скрытое сообщение. Давайте вы­берем внушение, актуальное для вас, и я продемон­стрирую работу в технике рассеивания.

Реплика из зала: Побольше уверенности в себе...

С. Горин: Вам нужна уверенность в себе? Все еще? Хорошо, тогда скрытое сообщение будет сле­дующим: “Будь уверен в себе”. Расскажу-ка я вам, как добирался сюда, на семи­нар... На остановке автобуса я встретил старого знакомого, мы немножко побеседовали и на проща­ние я сказал ему: “Будь!” (изменил громкость и интонацию речи, сделал характерный жест). Потом я стоял на остановке, и был уверен (интонация, громкость, жест) в том, что автобус рано или поздно придет, привезет в себе (интонация, громкость жест) пассажиров... Когда автобус приехал, я подумал, что будь (интонация, громкость, жест) он более пустым, я мог бы быть уверен (интонация, громкость, жест), что доберусь до места, сохранив в себе (интонация, громкость, жест) чуть больше спокойствия...

Интересно то, что эта техника действует незави­симо от того, знаете ли вы о том, как она действует. Набрались уверенности? (смех в зале, ответы “Да!”) Тогда делаем упражнение.

Упражнение №15. Выполняется в парах. Партнер А сообщает вслух простую инструкцию, которую он хотел бы получить. Партнер Б готовит какой-либо рассказ, в который включает нужную партнеру А инструкцию, и рассказывает его, выделяя любым способом составляющие инструкцию слова. Затем партнеры меняются ролями. (Усложненный вариант упражнения: партнер А говорит о своей психоло­гической проблеме, которую он хотел бы разрешить. Партнер Б сам придумывает подходящую инструк­цию, включает ее в свой рассказ, и рассказывает его три раза, применяя каждый раз другие способы вы­деления составляющих инструкцию слов).

С. Горин: Техника рассеивания очень эффектив­на при общении с одним партнером, с группой, с большой группой — но ее эффективность при работе с толпой, с массами людей становится просто фан­тастичной! Я полагаю, что люди, управляющие сред­ствами массовой информации, не могут этого не знать. Говорят, что недавно изобрели “лептонное” оружие, с помощью которого можно управлять ра­зумом и волей человека. Но оружие, действующее на волю, давно создано — это газеты и телевидение!

...Году этак в 1986-м был небольшой скандал вокруг еженедельника “Аргументы и факты”: один въедливый читатель обнаружил, что в маленькой заметке, слова, набранные жирным шрифтом, обра­зуют самостоятельное и вполне осмысленное антип­равительственное высказывание. Неважно даже, было ли это случайностью (как потом писал редактор еженедельника) или хорошо спланированной акцией (как писали противники “АиФ”) — по­думайте просто о том, что из тогдашних примерно двадцати миллионов читателей еженедельника заме­тил что-то только один). В любое письменное сообщение можно с помощью техники рассеивания вставить скрытую инструкцию, только выделять слова нужно: другим размером шрифта, другим цветом, другим типом шрифта (курсив, “жирный” шрифт, набор прописными бук­вами, печать “вразрядку” и т. п.),абзацным отступом (аналог паузы в разговоре), особым значком... В телепередачу скрытую инструкцию можно ввести с помощью “бегущей строки”, быстрого чередования кадров в сюжете, разговором “за кадром”... Мне трудно перечислить все возможные варианты, их очень много. Важно здесь то, что и статью в газете, и телепередачу увидят миллионы, и если даже в применении какой-то гипнотической техники допущены “помарки”, все равно сотни, ты­сячи людей “проглотили” инструкцию. В нашей стране традиционно был принят подход к рекламе и пропаганде с позиций убеждения, воз­действия на сознание, логической аргументации. Думаю, что мы практически не имеем иммунитета к подсознательным манипуляциям — значит, эффект от их применения мог бы быть велик. И кое-кто уже пользуется этим. Посмотрите, например, на рек­ламу компании “АСКО”:

БУДУЩЕЕ нельзя купить его можно ОБЕСПЕЧИТЬ!

Каждый день 10000 человек покупают страхо­вые полисы АСКО. АСКО приносит в их дома спокойную уверенность в завтрашнем дне. По­верьте этим людям. Выбирая АСКО, они делают правильный выбор.

Обратите внимание на выделения. Здесь исполь­зована техника рассеивания для подсознательного влияния на возможных клиентов (между прочим, компании со стабильным финансовым положением таких вещей не делают). Вы можете учесть все это и при чтении рекламы, и при составлении ее, при планировании рекламных кампаний...

Реплика из зала: И предвыборных — тоже?

С. Горин: Естественно! Зачем открыто хвалить себя и ругать конкурента? Так можно напроситься на неприятности. Нет, если бы я захотел поддержать Юру, например, в его борьбе за пост большого на­чальника, я бы написал статью... да хоть о пионер­ском лагере, где дети голосуют за того вожатого, который им нравится, и когда я встретил мальчика Юру, он сказал мне, что проголосует за Васю, так как он самый сильный, и я похвалил Юру за от­кровенность... А если бы я при этом захотел отругать нынешнего большого начальника X, я написал бы нечто вроде: “X — образованный, симпатичный мужчина. Мы говорили с ним о том, что на улицах грязно, лежит собачье дерьмо”-.—“Как жаль,— ска­зал мне X, — что собачье дерьмо не убирают” (смех в зале).

Феномен “25-го кадра”.

Одной из самых ярких страниц в истории техники рассеивания стало открытие в шестидесятых годах явления, получившего название “феномен 25-го кадра” (другие названия — “феномен 36-го кадра”, “феномен Бэрда”). Начиналось все в рамках обыч­ного психологического эксперимента; ученые изуча­ли восприятие человеком сверхкратких раздражи­телей. Очень удобным инструментом для исследо­вания оказался кинопроектор... Мы знаем, что кадры, чередующиеся в кинопро­екторе с частотой 24 в секунду, создают эффект движения, поскольку при этой скорости воспроизведения ряд неподвижных кадров “сливается” в одно движущееся изображение (не осознается разрыв между кадрами). А что произойдет, если 25-й кадр будет содержать информацию, отличающуюся от той, которая содержится в предыдущих двадцати четы­рех? В экспериментах выяснилось, что человек не осознает такую информацию, но помнит ее — то есть, человек не может объяснить, откуда он получил эту информацию и почему он ее помнит....В обычном кинозале идет обычный фильм. Никто из зрителей не знает, что по ходу фильма на экране промелькнут несколько раз на 1/25 долю секунды два кадра — страдающий от жажды человек в пустыне и изображение некоего напитка. Никто из них не поймет, почему после фильма так хочется промочить горло именно этим напитком. И продавец в киоске с напитками только удивится тому, что спрос на этот напиток возрастет после фильма в три раза! В начале шестидесятых эксперименты с филь­мами, “засеянными” рекламой (их называли “субламинарными” или “сублимационными”) были весь­ма популярны. Но вот одна из комиссий ООН посчитала нужным запретить такой способ рекламы, как аморальный, и эксперименты прекратились... Во всяком случае, прекратились публикации в открытой научной печати о таких экспериментах.

“Якорная” техника

Я уже говорил, что эриксонианский гипноз и нейролингвистическое программирование являются в значительной степени хорошим продолжением работ И. П. Павлова по физиологии высшей нервной деятельности. “Якорная” техника имеет прямое от­ношение к условным рефлексам. “Якорем” в эриксонианском гипнозе и НЛП называют стимул, запускающий механизм сформированного условного рефлекса. В русскоязычную литературу по эриксонианскому гипнозу и НЛП термин “якорь” в его вышео­писанном значении ввела первая переводчица работ по НЛП Инесса М.Ребейко. Давайте вспомним, как формируется условный рефлекс. Голодная собака видит пищу, в этот момент у нее начинает выделяться слюна и желудочный сок — и в этот же момент звенит лабораторный звонок. Если сочетание “вижу пищу — слышу звонок” пов­торяется несколько раз, то появляется устойчивая связь — на звук звонка собака отвечает так же, как на вид пищи (слюноотделением и выделением же­лудочного сока). Эта устойчивая связь называется условным рефлексом, а нейтральный ранее стимул — звонок — становится значимым стимулом, запус­кающим все сопутствующие рефлексу реакции. В терминах эриксонианского гипноза мы назовем зво­нок “положительным пищевым якорем” для собаки. (“Якорь” называют положительным, если он спо­собствует развитию реакции или связан с положи­тельными эмоциями, и отрицательным, если он спо­собствует угашению определенной реакции или свя­зан с отрицательными эмоциями). Человек отличается от других животных, в час­тности, тем, что условный рефлекс у него формиру­ется часто после первого предъявления какой-то последовательности событий. Так, человек, подверг­шийся нападению на темной улице, начинает бояться темноты или хождения по этой улице. В сексологи­ческой литературе я встретил описание такого слу­чая: во время первого полового акта юноша укололся случайно булавкой, которую его партнерша остави­ла в одежде; после этого он мог получить половое удовлетворение только в том случае, если его ко­лоли булавкой в течение полового акта. По этому поводу мы скажем, что укол булавкой стал для того юноши “положительным сексуальным якорем”. В повседневной жизни мы встречаемся с огром­ным количеством неосознаваемых нами условных рефлексов. Например, у влюбленной пары часто есть мелодия, которую они называют “нашей мелодией” — они просто слышали ее в момент встречи или в момент наивысшей влюбленности, но теперь она стала для этой пары “положительным аудиальным (слуховым) сексуальным якорем”; прослушивание этой мелодии возвращает паре чувство влюбленности по механизму условного рефлекса. “Отрицательным аудиальным музыкальным якорем” для большинства из нас служит похоронная музыка — стоит нам ее услышать, и наше настроение понижается, хотя мы не осознаем, что причина такого понижения настро­ения — какие-то другие похороны, на которых мы присутствовали давным-давно и чувствовали боль потери... В роли “якоря” может выступать то, что мы видим (чье-то лицо, характерный жест, картина и т. п.),то, что мы слышим (голос, музыка, шумы), и то, что мы чувствуем (прикосновение, поглаживание, по­целуй, боль и т. д.), В терминах НЛП “якоря” подразделяются, соответственно, на визуальные, аудиальные и кинестетические. Искусство примене­ния “якорей” при использовании транса и манипу­ляции сознанием основывается на удачно выбранном моменте для постановки “якоря”, удачно выбранном типе “якоря” и удачном воспроизведении уже пос­тавленного “якоря”.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...