Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, состав и виды финансовой политики государства




Примерный перечень вопросов по дисциплине Финансы

Сущность и функции финансов, их роль в системе рыночных отношений

Финансы - это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Распределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий, фирм, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат.
Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженного в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции, что отражает другую функцию финансов - контрольную.
Стимулирующая функция финансов проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот, санкций государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства.
Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо вообще не имеет собственных источников доходов (библиотеки, архивы), либо обладает недостаточными источниками доходов для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи).

Финансовая система государства, ее сферы и звенья

Финансовая система представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений. Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру:

1) централизованные финансы

– государственный бюджет;

внебюджетные фонды;

государственный кредит;

фонды имущественного и личного страхования;

фондовый рынок; ·

2) децентрализованные финансы

– • финансы коммерческих предприятий и организаций;

• финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);

• некоммерческих организаций;

3) финансы домашних хозяйств.

 

Понятие, состав и виды финансовой политики государства

Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства.

По содержанию финансовая политика предполагает:

• разработку общей концепции такой политики, определение ее основных направлений, целей, задач;

• создание адекватного финансового механизма – системы установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений;

• управление финансовой деятельностью государства и других субъектов хозяйственных отношений.

Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов:

1) налоговой политики; 2) бюджетной политики; 3) денежно-кредитной политики; 4) ценовой политики; 5) таможенной политики; 6) социальной политики; 7) инвестиционной политики; 8) политики в области международных финансов.

Включает в себя самостоятельные виды политики:

- налоговая

- бюджетная

- денежно-кредитная (эмиссионная политика; политика стабилизации национальной валюты; кредитная политика)

- Ценовая политика государства (регулирование цен и тарифов на монопольные товары и услуги)

- Таможенная политика

- Социальная политика

- инвестиционная политика

- политика в области международных финансов

4. Содержание централизованного финансового планирования и прогнозирования, принципы и задачи

Основой финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов является финансовое прогнозирование и планирование. Прогнозирование заключается в том, чтобы определенными методами с использованием специального инструментария количественных оценок обработать имеющуюся на данный момент информацию о финансах, закономерностях их изменения, конкретных условиях их функционирования в данный момент и получить представление о направлениях их развития и состоянии в будущем.

Прогноз очерчивает области и возможности, в рамках которых могут быть поставлены реальные задачи и цели, выявляет проблемы, которые должны стать объектом разработки в плане. В нем рассматриваются варианты активного воздействия на объективные факторы будущего развития финансов. Финансовый прогноз – это такое исследование перспективного развития, которое не ограничено принятым конкретным экономическим и политическим решением, а потому имеет предварительный, вариантный характер, горизонты его не ограничены рамками планируемого периода. Прогнозы могут быть среднесрочными (5–10 лет) и долгосрочными (более 10 лет).

Финансовое планирование – это вид финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов, ориентированной на достижение сбалансированности между их денежными ресурсами и направлениями использования этих средств. Для практического построения финансовых планов используется целый набор методов планирования, главными из которых являются экономический анализ, нормативный и балансовый методы. Метод экономического анализа представляет собой комплексное, взаимосвязанное изучение различных сторон деятельности субъектов финансовых отношений на базе системы текущего учета и отчетности (использование системы абсолютных и относительных показателей, сравнительный анализ, метод группировки, индексные расчеты, экономико-математические методы, балансовый метод).

Нормативный метод предполагает, что финансовое планирование строится на нормативной базе, состоящей из научно и практически обоснованных норм и нормативов. При помощи этих норм и нормативов регулируются финансовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов с государством.

Балансовый метод в планировании – метод планомерного установления и соблюдения материально-вещественных и стоимостных пропорций, а также пропорций в распределении трудовых ресурсов. В практике планирования используется система балансов: натуральные (материальные), стоимостные (денежные), трудовые, баланс народного хозяйства и межотраслевой баланс.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...