Понятие, состав и виды финансовой политики государства
Стр 1 из 15Следующая ⇒ Примерный перечень вопросов по дисциплине Финансы Сущность и функции финансов, их роль в системе рыночных отношений Финансы - это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Распределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий, фирм, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат.
Финансовая система государства, ее сферы и звенья Финансовая система представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений. Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру: 1) централизованные финансы – государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит; фонды имущественного и личного страхования; фондовый рынок; · 2) децентрализованные финансы – • финансы коммерческих предприятий и организаций; • финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов); • некоммерческих организаций; 3) финансы домашних хозяйств.
Понятие, состав и виды финансовой политики государства Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства.
По содержанию финансовая политика предполагает: • разработку общей концепции такой политики, определение ее основных направлений, целей, задач; • создание адекватного финансового механизма – системы установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений; • управление финансовой деятельностью государства и других субъектов хозяйственных отношений. Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов: 1) налоговой политики; 2) бюджетной политики; 3) денежно-кредитной политики; 4) ценовой политики; 5) таможенной политики; 6) социальной политики; 7) инвестиционной политики; 8) политики в области международных финансов. Включает в себя самостоятельные виды политики: - налоговая - бюджетная - денежно-кредитная (эмиссионная политика; политика стабилизации национальной валюты; кредитная политика) - Ценовая политика государства (регулирование цен и тарифов на монопольные товары и услуги) - Таможенная политика - Социальная политика - инвестиционная политика - политика в области международных финансов 4. Содержание централизованного финансового планирования и прогнозирования, принципы и задачи Основой финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов является финансовое прогнозирование и планирование. Прогнозирование заключается в том, чтобы определенными методами с использованием специального инструментария количественных оценок обработать имеющуюся на данный момент информацию о финансах, закономерностях их изменения, конкретных условиях их функционирования в данный момент и получить представление о направлениях их развития и состоянии в будущем. Прогноз очерчивает области и возможности, в рамках которых могут быть поставлены реальные задачи и цели, выявляет проблемы, которые должны стать объектом разработки в плане. В нем рассматриваются варианты активного воздействия на объективные факторы будущего развития финансов. Финансовый прогноз – это такое исследование перспективного развития, которое не ограничено принятым конкретным экономическим и политическим решением, а потому имеет предварительный, вариантный характер, горизонты его не ограничены рамками планируемого периода. Прогнозы могут быть среднесрочными (5–10 лет) и долгосрочными (более 10 лет).
Финансовое планирование – это вид финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов, ориентированной на достижение сбалансированности между их денежными ресурсами и направлениями использования этих средств. Для практического построения финансовых планов используется целый набор методов планирования, главными из которых являются экономический анализ, нормативный и балансовый методы. Метод экономического анализа представляет собой комплексное, взаимосвязанное изучение различных сторон деятельности субъектов финансовых отношений на базе системы текущего учета и отчетности (использование системы абсолютных и относительных показателей, сравнительный анализ, метод группировки, индексные расчеты, экономико-математические методы, балансовый метод). Нормативный метод предполагает, что финансовое планирование строится на нормативной базе, состоящей из научно и практически обоснованных норм и нормативов. При помощи этих норм и нормативов регулируются финансовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов с государством. Балансовый метод в планировании – метод планомерного установления и соблюдения материально-вещественных и стоимостных пропорций, а также пропорций в распределении трудовых ресурсов. В практике планирования используется система балансов: натуральные (материальные), стоимостные (денежные), трудовые, баланс народного хозяйства и межотраслевой баланс.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|