Глава 3. Перспективы использования опыта ФРГ в российской миграционной политике
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Как уже указывалось, в Германии функционирует этническая модель выстраивания политики в отношении иммигрантов. Опыт Германии по приему этнических немцев из стран бывшего Советского Союза был бы полезен для России при приеме русскоязычного населения из бывших советских республик. Для России актуальность темы, кроме отмеченного ранее опыта Германии по приему соотечественников, состоит в том, что наша страна с начала 1990-х годов превратилась в активного участника иммиграционных процессов. Это произошло в связи с трансформациями на политической карте европейского континента, распадом СССР, возросшим количеством национальных конфликтов в бывших советских республиках. При осуществлении миграционной политики и выработке основной миграционной стратегии государству придется считаться с тем фактом, что русское население сокращается. В сложившихся условиях можно допустить возможность возникновения ситуации, когда на роль титульной нации в РФ появятся несколько претендентов из числа выходцев из других государств, в первую очередь из Средней и Юго-Восточной Азии. Это может привести к нежелательным политическим, социально-экономическим и культурным последствиям. Поэтому наряду с осуществлением продуманной демографической политики, на наш взгляд, должна быть выработана оптимальная модель миграционной политики, которая бы учитывала достижения и ошибки иммиграционной политики в странах ЕС. Эта модель должна также предусматривать создание благоприятных политических, экономических, социальных и культурных условий для добровольного переселения из стран нового зарубежья 16,5 миллионов русских. Государственная программа содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная Указом Президента РФ от 22 июня 2006 года, с помощью научной общественности должна получить теоретическое обоснование и войти в систему национальных ценностей и приоритетов.
Иммиграционная проблематика тесно сближает Россию со странами ЕС, в первую очередь с Германией и Францией. Опыт западных стран в области иммиграции, включающий в себя как различные достижения, так и многочисленные ошибки и недочеты, может стать весьма полезным для России. Его использование будет способствовать формированию и проведению обдуманной иммиграционной политики, направленной на защиту национальных интересов. Зарубежный опыт представляет интерес для российской иммиграционной политики полезен и в экономическом плане. Например, в Германии предусмотрены особые условия для квалифицированных специалистов, получивших приглашение на работу. Основным требованием для въезда в Германию в качестве высококвалифицированного специалиста является уровень заработной платы работника в своей стране, эквивалентный 85 тысяч евро в год. С июля 2010 года в России был введен аналогичный критерий для отнесения иностранных работников к категории высококвалифицированных специалистов, что дает им ряд преференций, включая выдачу разрешительных документов вне квот. Таким критерием у нас является уровень заработной платы не менее 2 млн. рублей в годовом исчислении, предусмотренный договором с российским работодателем. Работодатель при этом самостоятельно оценивает уровень квалификации иностранного специалиста и несет соответствующие риски. Неквалифицированная иностранная рабочая сила пока не меньше востребована на рынке труда, чем высококвалифицированная, особенно в Российской Федерации. Инновационная экономика развивается неравномерно в различных секторах. В сельском хозяйстве, промышленности, строительстве, сфере торговли и услуг по-прежнему требуется неквалифицированный и низкоквалифицированный труд. Возможно, через 50 лет подсобных рабочих, грузчиков и уборщиков заменит робототехника, но сегодня это малооплачиваемый, непрестижный ручной труд, на который соглашаются мигранты, если ситуация на их родине совершенно бедственная.
Спрос на неквалифицированную рабочую силу в ряде отраслей германской экономики определил необходимость расширения программ сезонной миграции, временной работы по контракту, и привлечения стажеров из стран, не входящих в Европейский Союз. Период занятости неквалифицированных рабочих строго ограничен, и смена статуса их пребывания в Германии невозможна. Период занятости нанимаемых работников не превышает двух лет. Также каналом притока неквалифицированной рабочей силы стала программа au pair, в соответствии с условиями которой молодые люди в возрасте до 25 лет могут оказывать германским семьям услуги по уходу за детьми и ведению домашнего хозяйства. Период их пребывания и работы в стране - до 1 года. В России нет специальных ограничений доступа на рынок труда для неквалифицированных работников. Это гипотетически может решаться административными мерами при установлении квот. Но для нашей страны масштабное привлечение низкоквалифицированной рабочей силы из-за рубежа является фактором риска для экономического развития. Модернизация производства движется крайне медленно. Работодатели используют иностранных работников, особенно из «безвизовых» стран как дешевую рабочую силу. С 2010 года в нашей стране начал действовать особый упрощенный порядок привлечения иностранных работников для использования их труда в домашнем хозяйстве, на личных приусадебных участках российских граждан. Без учета квот и получения разрешений на работу на основании патента иностранный работник, прибывший в безвизовом порядке, может трудиться по договору с физическими лицами в качестве рабочего, уборщика, садовника, сиделки, повара и т.д. То есть в отношении неквалифицированной трудовой миграции можно даже говорить о стимулировании со стороны государства.
Отсутствие образования и квалификации, как правило, сопровождается трудностями адаптации в принимающей стране. Неквалифицированная и низкоквалифицированная иностранная рабочая сила несет с собой ряд проблем, самыми острыми из которых являются: нелегальная миграция, принудительный труд. В целом опыт ФРГ можно использовать в России по следующим направлениям развития иммиграционной политики: Необходимо переориентировать приоритеты российской миграционной политики в сторону содействия постоянной иммиграции, которая будет полезна и в демографическом, и в экономическом плане. Необходимо совершенствовать механизмы привлечения иностранных работников для временной трудовой деятельности. Необходимо продолжить работу по противодействию нелегальной миграции. Серьезные реформы миграционного законодательства должны сопровождаться миграционными амнистиями. Реализация программ социальной интеграции и адаптации мигрантов должна стать частью миграционной политики. Проблему жилищного обустройства мигрантов следует решать в рамках общей жилищной политики. Только наличие избыточного количества жилья может превратить его в товар, доступный широким слоям населения, в том числе мигрантам. Заключение
Основные выводы по миграционной политике ФРГ следующие: В современной Германии происходит постепенное ужесточение иммиграционной политики, связанное с ее секьюритизацией: мигранты ненемецкого происхождения позиционируются как источник угрозы безопасности общества и государства; Иммиграционная политика ФРГ в XXI веке стала более утилитарной и ориентированной на извлечение экономической выгоды: сокращается социальная поддержка мигрантов и наносится ущерб правовому измерению миграционной политики; Германская политика интеграции иммигрантов традиционно является, преимущественно, этнической, где доступ к гражданству легче всего предоставляется «по праву крови». Кроме того, ужесточаются меры по борьбе с нелегальной миграцией. Так, для нелегальных мигрантов или работодателей, использующих нелегальный труд мигрантов, предусмотрен большой штраф и тюремное заключение сроком на несколько лет без последующего права въезда в страну. Следует отметить тенденцию к размыванию границ между политикой в отношении нелегальных мигрантов и политикой в отношении просителей убежища. Часто и те, и другие прибывают в страну без разрешения и без документов, удостоверяющих личность; кроме того, нелегальные мигранты часто подают заявки на статус беженца с целью задержаться в стране назначения. Подобные действия привели к ужесточению мер государства не только в отношении незаконных мигрантов, но и в отношении лиц, имеющих законное право на защиту от преследования.
В ФРГ введены так называемые «контракты об интеграции» между государством и мигрантами, подписание которых обязывает иммигрантов проходить курсы языка и гражданского устройства. Германская политика интеграции иммигрантов традиционно является, преимущественно, этнической, где доступ к гражданству легче всего предоставляется «по праву крови». Натурализация «инородцев» в принципе возможна, хотя и значительно затруднена. Меньшинства признаются, причем государство активно старается интегрировать их в принимающее общество. Мигрантам ненемецкого происхождения обычно предоставляются полные социальные и экономические права, но доступ к полному гражданству лимитируется, требуется знание языка, культуры и истории государства; Диаспоры в ФРГ можно рассматривать как важнейший фактор политического влияния и ресурс развития стран происхождения, крупный источник денежных переводов, инвестиций, технологий и навыков. Современные диаспоры стали играть растущую роль в регулировании миграции. Можно выделить два основных механизма, посредством которых диаспоры влияют на формирование и направление миграции: это поддержание цепной миграции и развитие стран происхождения путем денежных переводов, инвестиций и передачи навыков. Государственным органам сложно контролировать или направлять деятельность диаспор. Чем сильнее диаспора, тем большее влияние она оказывает на регулирование жизни своих членов, и тем в большей степени она противопоставляет свою общину принимающему обществу ФРГ. Германское государство может прямо и опосредовано помогать признанным религиозным общинам мигрантов, не вмешиваясь в вопросы веры, но стоит в стороне от культурной политики, либо рассматривает ее с точки зрения скорейшей реимиграции иммигрантов. Подводя итоги исследования, необходимо отметить, что опыт построения миграционной политики послевоенной Германии противоречив.
В нем, безусловно, много позитивного: умение быстро реагировать на меняющуюся международную общественно-политическую и миграционную ситуацию (чтобы понять это, достаточно обратиться к перечню международных соглашений и правительственных постановлений в области миграции, принятых в стране в 1992, 1993 гг.); постоянно проводимое и законодательно закреплённое желание выбрать из обширного массива людей, потенциально готовых переселиться в страну, этнически близких (этот в высшей степени полезный опыт не был вовремя взят на вооружение российскими миграционными институтами, а нынешние попытки его мобилизации в виде разработки государственной программы переселения соотечественников, скорее всего, безнадежно опоздали); чёткие, несмотря на постоянные корректировки, и понятные мигрантам «правила игры». Однако эффективность немецкой модели иммиграционной интеграции не бесспорна. Её основа - приверженность социально-гуманистическим и одновременно экономическим приоритетам государства - сама по себе не свободна от противоречий, так как построена на постоянном взвешивании за и против, на системе льгот и запретов. Характерный пример: лицам, ищущим убежище в Германии, на время данного процедурного процесса предоставляется жильё, чего нет в подавляющем большинстве европейских стран), но при этом на них накалываются серьёзные ограничения по передвижению внутри страны. Противоречия между реальностью и правовой формализацией негативно влияют на интеграционный потенциал общества и на самочувствие в нём мигрантов, которых, несмотря ни на что, в Германии и в абсолютных, и в относительных измерениях больше, чем во многих европейских странах. Список использованной литературы
1. Указ Президента РФ от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // Информационно-аналитические материалы к парламентским слушаниям «Миграционная политика и связи с соотечественниками», состоявшимися 4 декабря 2006 года в Совете Федерации. 2. Бараулина Т. Государственное конструирование реальности: социальные последствия миграционной политики // Рубеж: альманах социальных исследований. 2003. № 18. . Вишневский А.Г. Низкая рождаемость в России и Германии // Демоскоп Weekly. 2003. № 109. . Карачурина Л. Иммиграционная политика Германии: успешный - неуспешный опыт // Мировая экономика и международные отношения, 2008, №7, с. 50-60. . Карачурина Л. Германия: как управлять мигрантами //Современная Европа. - 2009. - №2. - С. 18-33. . Лопатчиков Д.Л. Экономическая география и регионалистика. М.: Гардарики, 2007 - 565 с. . Менц Г. «Полезные» гастарбайтеры, обременительные беженцы и вторая волна сокращения социальных расходов: связь между миграцией и государством всеобщего благосостояния // Прогнозис. 2007. № 1 (9). 2 Апреля 2007 г. . Пуэ Т. Социальная помощь для переселенцев и иностранцев из стран СНГ. Пер. с нем. Франкфурт-на-Майне. 2005. - 188 с. . Рыбаковский Л.Л. Миграционный потенциал России // Демографические перспективы России. М.: Академия, 2008. - 288 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|