Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Итоговое обследование на выявление уровня тревожности

Повторное обследование проходило по тем же методикам, которые были использованы при первично диагностике. Результаты обследования представлены в приложении 8.

Как видно из представленных таблиц (см. приложение 8) в контрольной группе показатель тревожности по всем методикам повысился, в экспериментальной группе – понизился. Наиболее явно это можно увидеть графически. На рисунке 3.4 представлены результаты контрольной группы на первом и итоговом тестировании.

 

Рисунок 3.4 – Результаты контрольной группы по методике Спилбергера


Как видно из рисунка 3.4, в контрольной группе ситуативная тревожность выросла, а личностная уменьшилась, но незначительно. Низкая ситуативная тревожность наблюдалась у одного человека и на предварительном, и на итоговом тестировании.

На рисунке 3.5 представлены результаты контрольной групп на предварительном и итоговом тестировании по методикам Тейлора и необоснованной тревожности.

 

Рисунок 3.5 – Результаты тестирования контрольной группы по методике Тейлора и склонности к тревожности

 

Как можно увидеть из рисунка 3.5, диагностика по методике Тейлора показало, что женщин с высоким уровнем тревожности стало больше, так же как и женщин, у которых наблюдается необоснованная (немотивированная) тревожность.

Склонность к необоснованной тревожности на предварительном этапе наблюдалась у одной испытуемой, на итоговом - у двоих.

На рисунке 3.6 представлены графические данные по экспериментальной группе (методика Спилбергера).


Рисунок 3.6 – Результаты тестирования экспериментальной группы по методике Спилбергера

 

Как видно из рисунка 3.6, на итоговом тестировании после проведения занятий в бассейне значительно снизился показатель ситуативной и личной тревожности у женщин экспериментальной группы. Низкая ситуативная и личная тревожность на итоговом тестировании обнаружена у двух женщин. Умеренный показатель тревожности возрос.

На рисунке 3.7 представлены результаты выявления тревожности по методике Тейлора и необоснованной тревожности.

 

Рисунок 3.7 – Результаты тестирования экспериментальной группы

 

На рисунке 3.7 видно, что у женщин экспериментальной группе по методике Тейлора значительно снизились показатели по уровню тревожности. Появилось 3 человека, у которых уровень тревожности с тенденцией к низкому, чего не было на предварительном тестировании до проведения занятий в бассейне. Необоснованная тревожность, которая наблюдалась у трех женщин на предварительном этапе, после занятий снизилась.

Для выявления достоверности и значимости полученных результатов необходимо провести математическую обработку результатов обследования. Подсчет U – критерия Манна – Уитни представлен в приложении 9.

Результаты статистической обработки доказывают, что в контрольной группе уровень тревожности на конец исследования не понизился, в то же время в экспериментальной группе уровень тревожности значительно снизился.

Итак, можно говорить о том, что занятия в бассейне способствовали снижению уровня тревожности.

Таким образом, наша гипотеза о том, что беременные женщины, занимающиеся аквагимнастикой, имеют более низкий уровень тревожности, чем беременные женщины, которые не посещают занятия бассейне нашла в исследовании свое подтверждение.

 


Заключение

 

Одним из актуальных вопросов нашего времени является физическое и психическое здоровье будущего поколения. Беременность и роды, хотя и являются нормальной, естественной функцией организма женщины, но в то же время несут с собой колоссальную нагрузку на ее тело и психику. Неподготовленая женщина, не только подходит к родам с отрицательными эмоциями, непониманием и чувством беспомощности, но и, чаще всего, этот комплекс сопровождает будущую маму на протяжении всей беременности. Взаимоотношения между плодом и матерью в пренатальном периоде сложны и разнообразны. А.Бертин выявил, что качество эмоциональной связи между матерью и ребенком влияет на его развивающуюся психику.

Изменения в жизни, ждущие женщину с рождением ребенка, необычайно глубоки. Она перестанет принадлежать только себе, от нее будет теперь зависеть жизнь нового существа. Ответственность за ребенка, его физическое и личностное развитие она ни на кого не сможет переложить. Беременность влечет за собой решительные перемены во взаимоотношениях с другими людьми, в профессиональной деятельности женщины. Происходят изменения и с ее телом, и с ее психикой. Они начинаются уже в первой трети беременности, когда ребенок еще и не ощущается как живое существо. Такие изменения воспринимаются именно как изменения в себе, причем необратимые и далеко не всегда желательные. Интересы постепенно смещаются с привычных на новые, связанные с ребенком, его воспитанием. Это может переживаться как потеря своих личностных достижений.

Отрицательные переживания, острые стрессовые состояния, устойчивые страхи, возникновение неоднозначных чувств к будущему ребенку или к самой себе, а иногда своеобразное игнорирование беременности (когда женщина не ощущает себя беременной, не чувствует никаких изменений в физическом и психическом состоянии) могут свидетельствовать о наличии у будущей матери неосознаваемых внутренних проблем, конфликта между желанием иметь ребенка и неготовностью к решительным переменам в себе и в жизни.

В данной работе предполагалось изучить влияние психопрофилактических занятий, включающих в себя упражнения в бассейне (акватреннинг), на уровень тревожности у женщин во время беременности.

Объектом данного исследования выступали беременные женщины со сроком от12 до 20 недель (на начало исследования).

Нами была выдвинута гипотеза, что занятия в бассейне (акватренинг) положительно влияют на снижение уровня тревожности.

В ходе работы был проведен эксперимент. Женщин разделили на две группы – экспериментальную и контрольную. После предварительной диагностики на выявление уровня тревожности, женщины экспериментальной группы посещали занятия в бассейне. После проведения всего цикла занятий было проведено повторное тестирование женщин, в ходе которого нами были получены результаты, которые подтвердили выдвинутую гипотезу: уровень тревожности женщин, которые занимались акватренингом, снизился.

Таким образом, можно говорить о том, что занятия в бассейне целесообразны для уменьшения тревожности, следовательно, для общего психоэмоционального состояния женщин, которые готовятся к родам.

 


Библиографический список

 

1. Абрамченко В.В, Мальгина Г.Б., Коваленко Н.П., Убайдатова Б.А. Стресс и беременность. // Сб. Науч. трудов по материалам II-й Международной конференции под ред. И.В.Добрякова - СПб., 2003. – С.-49.

2. Аверина Ю.В., Пашкова Е.С. Особенности психокоррекционной работы с повторнородящими женщинами, имеющими психотравмирующий опыт рождения первенца. // Сб. материалов конференции по перинатальной психологии. – СПб., 2001. – С.-109.

3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб: Питер, 2001.

4. Белогай К.Н. Современные подходы к психологическому исследованию беременности // Материалы научно-практической конференции. – М.: РГУ, 2004. – 498с.

5. Брехман Г.И. Пути многоуровневого взаимодействия матери и ее неродившегося ребенка // Перинатальная психология и медицина. Ч.1. – Иваново, 2001. - С. 164 – 179

6. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии – 1999. - №3. С. 38 – 47.

7. Васильева В.В. Психопрофилактическое сопровождение беременных женщин в системе акушерского мониторинга. // Сб. Науч. трудов по материалам II-й Международной конференции под ред. И.В.Добрякова - СПб., 2003. – С.-43-45.

8. Вельвовский И.З. Система психопрофилактического обезболивания родов. – М.: Просвещение, 1986.

9. Волкова Е.Ф. Статистические методы экспериментальной психологии. – Новосибирск, 2003.

10. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1008с.

11. Грантли Дик-Рид Роды без страха. – М.: Просвещение, 1996. – 168с.

12. Добряков И.В. Перинатальная психология. – СПб.: Речь, 2004.

13. Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности и родов. – СПб., 2001.

14. Коваленко Н.П., Смагин С.Ф. Нервно-психические расстройства у женщин до и после родов. // Сб. материалов конференции по перинатальной психологии. – СПб., 2001.

15. Ланцбург М.Е. Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. // Мат. Росс. Конф. 26-28 мая 1999г. - Санкт-Петербург – Иваново, 2000. - С.312-320.

16. Материнство: сравнительно-психологический подход. // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. общества, т.2, вып.3, - М., 1996.

17. Мелхерм У. Плавание для беременных. – М.: АСТ: Астрель, 2004.

18. Меньшуткина Т.Г., Непочатых М.Г. Аквафитнес и питание. – М., 2005.

19. Перну Л. Я жду ребенка: 2-е изд. М., 1989.

20. Практикум по общей экспериментальной психологии./В.Д. Балин, В.К. Гайда, Гербачевский В.К. - СПб: Питер, 2006.

21. Сидоренко Е.С. Методы математической обработки в психологии - СПб, 2001

22. Фанти С. Микропсихоанализ. - М.: «ЦПП», 1997. – С.67-70.

23. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. – 2001. - №2.

24. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Детский психолог. - №5. – 2003.

25. Филиппова Г.Г. Психологические факторы нарушения беременности и материнства. // Сб. Науч. трудов по материалам II-й Международной конференции. / Под ред. И.В.Добрякова - СПб., 2003. – С.-35-36.

26. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

27. Чинарова Е. Аквапузики. // Беременность. – 2005. - №1 (январь).


Глоссарий

 

Активность – понятие, указывающие на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.

Инстинкты (с точки зрения перинатальной психологии) – психофизиологические представители бессознательного в реальной жизни человека, являющиеся инструментом адаптации и эволюции человека.

Личность — это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно полезную деятельность и отличающийся своими, присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими особенностями.

Материнство - вариант родительской сферы поведения (как составной части репродуктивной сферы), присущего женскому полу, которое приобретает особое значение у млекопитающих.

Мотивация – динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.

Онтогенез — развитие организма от стадии оплодотворения яйца до окончания индивидуальной жизни.

Онтогения, онтогенезис — история развития индивида в противоположность истории развития вида (или рода, семейства или иной систематической группы), которая носит название филогении, филогенеза, филогенезиса. Между явлениями онтогенетическими и явлениями филогенетическими существует тесная связь, позволяющая, на основании первых делать заключение о филогенезе данной формы.

Перинатальная матрица – информационный блок индивидуального бессознательного, связанный с периодом прохождения опыта рождения. Зависит от внешних (родительских) психоэмоциональных программ и от наследственных генетических программ реализации базовых инстинктов родителей и ребенка.

Потребность – состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то необходимом для их нормального существования.

Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии.

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Субъективный – относящийся к человеку – субъекту.

Тревожность– свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

 


Приложение 1

 

Структура психических процессов с точки зрения перинатальной психологии

 

I-IV — зоны перинатальных матриц; 1 инстинкт самосохранения, 2 — инстинкт продолжения рода, 3 инстинкт альтруизма, 4 — инстинкт творчества, исследовательский, 5 — инстинкт доминирования; 6 -инстинкт свободы, 7 — инстинкт сохранения достоинства; А — состояние включенного сознания: от логического анализа до сна и трансовых состояний; В— состояние сознания, при котором анализ скоординирован с индивидуальной волей и может проявиться в виде принятия решения, ответственности; С - уровень проявления эмоций в реальной жизни, легкие эмоциональные трансы (смех, плач, релаксация), возникающие как реакция на опыт взаимодействия с окружающим миром; D — уровень подсознания, психические функции, играющие роль буфера (фильтра) между сознанием и бессознательным; Е — вытесненный эмоциональный опыт, проявляющийся в психосоматических реакциях; зона сновидений, отражающих индивидуальный жизненный опыт, связанный с близкими людьми, семьей; F зона перехода области индивидуального опыта (сознания) в область коллективного бессознательного; зона сновидений с потерей самоидентификации, с фантастическими образами и явлениями, архетипы, взаимодействие с которыми может привести к переживанию, как счастья, так и страха, ужаса; G — коллективное бессознательное, глубинная трансовая зона, состояние сознания, идентичное Сверх-Я.


Приложение 2

 

Уровни (структуры) индивидуума и методы воздействия

Уровни воздействия Методы воздействия
Личностный Групповая, семейная и индивидуальная психотерапия, аутотренинг, арттерапия, ролевые игры
Эмоциональный Арттерапия, ролевые игры, телесноориентирванная терапия, групповая психотерапия
Когнитивный Лекции, семинары
Операциональный Отработка навыков
Психофизический   Аутотренинг, арттерапия, телесноориентированная терапия

 

Ожидаемые результаты психологической работы с семьей[41]

Усиление конструктивных факторов Ослабление разрушительных факторов
принятие на себя ответственности за семью, ребенка и род Эмоциональное безразличие
самоанализ и самосовершенствование отношение к ребенку как к объекту
повышение родительской компетентности ослабление негативных чувств: вины, страха, тревоги, агрессии, уныния
уважение к ребенку и взаимодействие с ним  
принятие жизни в развитии, изменений в себе, близких и семье  
уважение к проявлениям многообразия в природе и культуре  
усиление позитивных чувств: радости, уверенности, спокойствия, любви  

 


Приложение 3

Тесты на выявление тревожности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...