Тест «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А.Немчинова)
Методика предназначена для диагностики уровня тревоги испытуемого. Шкала лживости, введенная В. Г. Норакидзе в 1975 г., позволяет судить о демонстративности и неискренности. Опросник состоит из 60 утверждений. Текст опросника: 1. Я могу долго работать не уставая. 2. Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет. 3. Обычно руки и ноги у меня теплые. 4. У меня редко болит голова. 5. Я уверен в своих силах. 6. Ожидание меня нервирует. 7. Порой мне кажется, что я ни на что не годен. 8. Обычно я чувствую себя вполне счастливым. 9. Я не могу сосредоточиться на чем-то одном. 10. В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял все то, что мне поручали. 11. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка. 12. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит. 13. Я думаю, что я не более нервный, чем большинство людей. 14. Я не слишком застенчив. 15. Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением. 16. Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь. 17. Я краснею не чаще, чем другие. 18. Я часто расстраиваюсь из-за пустяков. 19. Я редко замечаю у себя сердцебиение или одышку. 20. Не все люди, которых я знаю, мне нравятся. 21. Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит. 22. Обычно я спокоен и меня не легко расстроить. 23. Меня часто мучают ночные кошмары. 24. Я склонен все принимать слишком серьезно. 25. Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость. 26. У меня беспокойный и прерывистый сон. 27. В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать. 28. Я более чувствителен, чем большинство людей. 29. Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех. 30. Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, вероятно, довольны другие
31. Мой желудок сильно беспокоит меня. 32. Я постоянно озабочен своими материальными и служебными делами. 33. Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда. 34. Мне порой кажется, что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть. 35. Я легко прихожу в замешательство. 36. Временами я становлюсь настолько возбужденными, что это мешает мне заснуть. 37. Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений. 38. У меня бывают приступы тошноты и рвоты. 39. Я никогда не опаздывал на свидание или работу. 40. Временами я определенно чувствую себя бесполезным. 41. Иногда мне хочется выругаться 42. Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо или с кем-либо 43. Меня беспокоят возможные неудачи. 44. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею. 45. Меня нередко охватывает отчаяние. 46. Я - человек нервный и легко возбудимый. 47. Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать. 48. Я почти всегда испытываю чувство голода. 49. Мне не хватает уверенности в себе. 50. Я легко потею, даже в прохладные дни. 51. Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать. 52. У меня очень редко болит живот. 53. Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе. 54. У меня бывают периоды такого сильною беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте. 55. Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения. 56. Я легко расстраиваюсь. 57. Практически я никогда не краснею. 58. У меня гораздо меньше опасений и страхов чем у моих друзей и знакомых. 59. Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня. 60. Обычно я работаю с большим напряжением.
Ключ:
Совпадения оцениваются в 1 балл. Вначале следует обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то эго свидетельствует о неискренности испытуемого. Затем подсчитывается суммарная оценка по шкале тревоги: 40 – 50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги; 25 – 40 баллов - свидетельствует о высоком уровне тревоги; 15 – 25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровню; 5 – 15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровню; 0 – 5 баллов - о низком уровне тревоги. Тест «Склонность к немотивированной тревожности»
Инструкция: Ответьте на предложенные ситуации «да» или «нет». 1. В детстве вы были пугливым, робким ребенком. 2. Ребенком вы боялись оставаться один в доме (возможно, боитесь и сейчас). 3. Вас иногда преследует мысль, что с вами может случиться что-то страшное. 4. Вы пугаетесь во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (пугались в детстве). 5. У вас часто бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущения возможной беды, неприятности. 6. Вам страшно спускаться в темный подвал. 7. Вам часто сняться страшные сны. 8. В вашем воображении обычно возникают неприятные мысли, когда близкие без предупреждения задерживаются. 9. Чаще всего беспокоитесь: как бы чего не случилось. 10. Вам страшно, когда в темноте раздаются различные звуки. 11. Очень переживаете, когда близкие уезжают на отдых, в командировку, за границу. 12. Вам страшно летать самолетом (или ездить поездом). Обработка результатов: Чем больше утвердительных ответов, тем отчетливее выражена дисфункциональность стереотипа эмоционального поведения: 10-12 баллов - необоснованная тревожность проявляется очень ярко, и стала неотъемлемой чертой поведения; 5-9 баллов - есть некоторая склонность к тревожности; 4 балла и меньше - склонности к тревожности нет.
Приложение 4 Результаты констатирующего эксперимента Результаты исследования тревожности контрольной группы
Результаты исследования тревожности экспериментальной группы
Приложение 5
Математическая обработка результатов констатирующего эксперимента Спилберг СТ
Ранжирование баллов
Общая сумма рангов: 228,5 + 236,5 = 465. Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле: ∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где Ń – общее количество ранжируемых наблюдений; Ŕ - общая сумма рангов. ∑ (Ŕ) = 30 ٠ (30 + 1) / 2 = 465 Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели ранжированы верно. Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T,
где n – количество испытуемых в каждой выборке; T – большая из двух ранговых сумм. U эмп. = (15 ٠15) + 15٠ (15 + 1) / 2 – 236,5 = 108,5 По таблицам найдем критическое значение для n. U кр. = 73 (р≤0,05) U кр. = 56 (р≤0,01) U эмп. = 108,5, то есть U эмп. > U кр. (р≤0,01), т.е. значения наших выборок статистически достоверно различаются.
Спилберг ЛТ
Ранжирование баллов
Общая сумма рангов: 220,5 + 244,5 = 465. Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле: ∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где Ń – общее количество ранжируемых наблюдений; Ŕ - общая сумма рангов. ∑ (Ŕ) = 30 ٠ (30 + 1) / 2 = 465 Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели ранжированы верно. Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где n – количество испытуемых в каждой выборке; T – большая из двух ранговых сумм. U эмп. = (15 ٠15) + 15٠ (15 + 1) / 2 – 244,5 = 100,5 По таблицам найдем критическое значение для n. U кр. = 73 (р≤0,05) U кр. = 56 (р≤0,01) U эмп. = 100,5, то есть U эмп. > U кр. (р≤0,01), т.е. значения наших выборок статистически достоверно различаются.
Шкала Тейлора ШЛ
Ранжирование баллов
Общая сумма рангов: 221,5 + 243,5 = 465. Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле:
∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2,
где Ń – общее количество ранжируемых наблюдений; Ŕ - общая сумма рангов. ∑ (Ŕ) = 30 ٠ (30 + 1) / 2 = 465 Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели ранжированы верно. Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где n – количество испытуемых в каждой выборке; T – большая из двух ранговых сумм. U эмп. = (15 ٠15) + 15٠ (15 + 1) / 2 – 243,5 = 101,5 По таблицам найдем критическое значение для n. U кр. = 73 (р≤0,05) U кр. = 56 (р≤0,01) U эмп. = 101,5, то есть U эмп. > U кр. (р≤0,01), т.е. значения наших выборок статистически достоверно различаются.
Шкала Тейлора ШТ
Ранжирование баллов
Общая сумма рангов: 208,5 + 256,5 = 465. Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле: ∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где Ń – общее количество ранжируемых наблюдений; Ŕ - общая сумма рангов. ∑ (Ŕ) = 30 ٠ (30 + 1) / 2 = 465 Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели ранжированы верно. Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T,
где n – количество испытуемых в каждой выборке; T – большая из двух ранговых сумм. U эмп. = (15 ٠15) + 15٠ (15 + 1) / 2 – 256,5 = 88,5 По таблицам найдем критическое значение для n. U кр. = 73 (р≤0,05) U кр. = 56 (р≤0,01) U эмп. = 88,5, то есть U эмп. > U кр. (р≤0,01), т.е. значения наших выборок статистически достоверно различаются.
Тревожность
Ранжирование баллов
Общая сумма рангов: 220 + 245 = 465. Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле: ∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где Ń – общее количество ранжируемых наблюдений; Ŕ - общая сумма рангов. ∑ (Ŕ) = 30 ٠ (30 + 1) / 2 = 465 Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели ранжированы верно. Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где n – количество испытуемых в каждой выборке; T – большая из двух ранговых сумм. U эмп. = (15 ٠15) + 15٠ (15 + 1) / 2 – 245 = 100 По таблицам найдем критическое значение для n. U кр. = 73 (р≤0,05) U кр. = 56 (р≤0,01) U эмп. = 100, то есть U эмп. > U кр. (р≤0,01), т.е. значения наших выборок статистически достоверно различаются.
Приложение 6
Техника выполнения упражнений в бассейне 1. Группа упражнений – дыхательные: Активные шумные вдохи над водой с резким выдохом в воду. Вдох над водой и очень длинный выдох в воду. Чем больше срок беременности, тем обычно дольше человек может выдыхать. Форсированное дыхание 10 секунд с акцентом на вдохе. Плавный вдох-выдох. Форсированное дыхание 10 секунд с акцентом на выдохе. Имитация задержки дыхания на потуге. Это упражнение делается обязательно после теоретической подготовки. Шумный вдох, задержка дыхания до 15 счета, медленный выдох в воду, снова вдох и т.д. 3 раза. Имитация 3 потуг на схватке. Варианты предыдущего упражнения, но задержка дыхания на полувыдохе, на полном выдохе и замкнутой голосовой щели. Собачье (поверхностное) дыхание. 2. Группа упражнений – активные у бортика: Стоя спиной к бортику. Махи ногой перед собой у поверхности воды. Стоя спиной к бортику. Нога выпрямлена перед собой. Носок ноги на себя, от себя. Стоя спиной к бортику. Нога выпрямлена перед собой. Скручиваем ногу в тазобедренном суставе внутрь, наружу. Упражнения 1-3 другой ногой. Стоя левым боком к бортику. Выпрямить правую ногу в сторону. Круги прямой ногой вперед, назад. Стоя левым боком к бортику. Согнуть правую ногу в колене и взять ее правой рукой за колено. Поворачивать рукой колено вперед - вниз и возвращать обратно. «Куриное крылышко». Стоя левым боком к бортику. Согнуть правую ногу в колене и взять ее правой рукой за колено. Вращать рукой колено, чтобы работал правый тазобедренный сустав. Вперед, назад. Стоя левым боком к бортику. Согнуть правую ногу в колене и взять ее правой рукой за колено. Повернуться к бортику налево всем корпусом стоя на неподвижной ноге, затем развернуться обратно. Не отпуская колено, согнуться вправо корпусом, стараясь положить правое ухо на правое колено. Стоя левым боком к бортику. Согнуть правую ногу в колене и взять ее правой рукой за колено. Постоять несколько секунд, стараясь держать прямой корпус и «раскрывая» себя рукой за колено на длинном выдохе. Упражнения 5-9 другой ногой. Встать лицом к бортику. Махи прямой правой ногой назад, не опуская ногу до дна. Выпрямить правую ногу назад, затем согнуть ногу в колене и пружинящими движениями покачать пятку, стараясь прижать ее к ягодице. Оставаясь в этом же положении, взяться правой рукой за правый носок и потянуть согнутую ногу наверх. Упражнения 11-13 другой ногой. 3. Группа упражнений – растяжки, вися на бортике лицом к нему: Повиснуть на бортике или поручне на руках. Обе ноги согнуть в коленях, носки выпрямить и прижать колени к стенке, разведя их максимально в стороны. Носки соединить. Пружинящими движениями стараться прижать таз к носкам ног. И.п. как в первом. Таз неподвижен. Выпрямлять руки в локтях и сгибать их. Повиснуть на бортике или поручне на руках. Ноги согнуть в коленях и упереться ступнями в стену как можно выше. Выпрямлять ноги в коленях, делая «поплавок». Спину скруглить. Затем согнуть ноги в коленях, прижимая ягодицы к стенке и к пяткам Повиснуть на бортике или поручне на руках. Ноги согнуть в коленях и упереться ступнями в стену как можно шире. Делать выпады влево и вправо по стенке, сгибая ноги поочередно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|