Игры, помогающие в преодолении застенчивости
Как мы уже с вами поняли, застенчивость не привязана жестко к периоду детства. Она может пройти с возрастом, а может стать чертой личности, мешающей человеку в общении не только с малознакомыми людьми, но и с близкими. Так давайте попробуем помочь застенчивому ребенку преодолеть себя и научиться легко и открыто контактировать с окружающими.
Данная книга, в основном, предназначена для родителей, которые в рамках семьи далеко не всегда могут обеспечить ребенку разнообразное общение, заняться игровой терапией. Тем не менее, предлагая подборку игр, авторы надеются, что вдумчивые взрослые смогут адаптировать эти игры к домашним условиям, сами будут активно в них участвовать. Естественные для ребенка условия помогут ему быть более раскрепощенным, а родители, лучше зная привычки своего чада, смогут выбрать для занятий наиболее благоприятные моменты. Т. Л. Шишова указывает, что групповая психотерапия сопоставима с ударной дозой сильнодействующего лекарства, которое снимает остроту заболевания, но не всегда обеспечивает длительный эффект, а эмоционально развивающие игры в семейной обстановке дает не столь быстрый, но зато стойкий эффект выздоровления.
На помощь в преодолении застенчивости может прийти самый любимый детьми вид деятельности – игра. Как известно, существует великое множество самых разнообразных игр, стоит применить немного фантазии – и ваш малыш в процессе своего любимого занятия попытается преодолеть своего злого врага – страх общения. Основными задачами в преодолении застенчивости являются повышение детской самооценки, достижение умения выражать свои эмоции и приобретение навыков общения.
Очень любимы детьми подвижные игры. Застенчивым детям обычно не хватает живости и подвижности, участие в таких играх помогают детям активно включиться в детский коллектив, в общую атмосферу жизнерадостности. Как правило, подвижные игры сопровождаются шумными выкриками, смехом, бурным весельем. Все это способствует выплеску детских эмоций, в том числе негативных, раскрепощению и умению выражать свои чувства и переживания. Приведем некоторые из подвижных игр – «Море волнуется раз…», «Гуси и серый волк», «Где твой домик?», «Сосны, елочки, пенечки», «Веселые старты», «День и ночь», «Веселые кузнечики», «Живые бусы», «Кто вперед», «Салочки». Игра «Тихо и громко» позволяет детям включиться в общую деятельность, учит выполнять действия согласованно с другими детьми, помогает снять эмоциональное напряжение. Подвижные игры можно проводить с детьми самого младшего возраста, начиная уже с 2 лет.
Преодолению застенчивости могут помочь игры-пантомимы, благодаря которым ребенок учится выражать свои эмоции и распознавать эмоции, которые другие дети пытаются передать при помощи мимики и жестов. Такие игры способствуют сближению детей и устанавливают благоприятный эмоциональный контакт игроков. Это всем известные игры «Где мы были, не скажем – а что делали, покажем», а также «Что изменилось?», «Кто пришел», «Что это такое?», «Какая оценка?», «Изобрази эмоции». Такие игры могут проводиться с детьми от 4 лет. Для недавно сформированной группы детей полезной будет игра «Как меня зовут». Игра помогает детям познакомиться и лучше запомнить имена друг друга.
Для повышения детской самооценки могут применяться игры «Хорошие слова», «Комплименты», «Самый лучший». Эти игры побуждают детей говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. Несомненно, все дети любят слушать предназначенные для них комплименты, это повышает их настроение и придает чувство собственной значимости.
Игры «Розовые очки», «Самый лучший спорщик», «Дорога хорошего настроения», «Колючий зверь», «Обзывалки», «Я хороший», «Коробка добрых поступков», «Смешилки», «Дождик и ромашки», «Потому, что ты хороший», «Добрый зверь», «Старички», «Пожелания» научат детей внимательному отношению к другим людям и друг к другу, помогут развить у детей такие чувства, как уважительность, сопереживание, сочувствие. Эти игры помогут детям научиться выражать свои эмоции, жизнерадостно и легко общаться со сверстниками, воспринимать себя равными другим людям. Такие игры лучше всего проводить с детьми старшего дошкольного возраста.
Игра «В зоопарке» научит малышей мгновенному перевоплощению из сильного в слабого, из доброго в злого, из трусливого в уверенного. Эта игра поможет застенчивым детям почувствовать себя уверенней.
Также повышению самооценки способствует игра «Посмотри на меня». Цель этой игры – довести до сознания застенчивых детей простую истину, которая говорит, что пристальное внимание, обращенное на них, в большинстве случаев означает симпатию, а не наоборот. Игры «Сломанный телефон», «Сломанный телевизор», «Кто спрятался?», «Чей предмет?», «Что изменилось?» способствуют развитию умения детей проявлять внимательность к другим людям, концентрироваться на других людях, что является важным умением для застенчивых детей.
Застенчивые дети часто теряются, если к ним неожиданно обращаются с вопросом. Для развития находчивости и сообразительности можно поиграть в такие игры, как «Отвечай – не зевай», «Кто сказал мяу?» и «Поймай мяч». Успешное участие в игре позволяет малышам снять эмоциональное напряжение, возникающее у застенчивых детей при необходимости быстро ответить на вопрос, почувствовать свое равенство (или даже превосходство) с другими детьми, способствует повышению самооценки, и, конечно, настроения. В процессе проведения игры педагог должен внимательно следить за тем, чтобы застенчивые дети не отставали от остальных, иначе смысл игры теряется.
Игра «Зайчики в трамвайчике» поможет застенчивым детям в развитии быстроты мышления, сообразительности и умения отстаивать свое мнение. Игра проводится с детьми старше 4 лет.
Такие игры, как «Скульпторы», «На ощупь», «Поймай меня», «Шторм на море», «Живые игрушки», «Наши маленькие друзья» помогут малышам в раскрепощении эмоционально-волевой сферы, научат их доверительным отношениям, помогут научиться сопереживать и сочувствовать другим людям.
Для детей, родители которых применяют авторитарный стиль воспитания, могут успешно использоваться игры «Все наоборот», «Мяч поймай и отвечай», целью которых является выполнение действий, противоположных заданным. Игра позволяет детям реализовать затаенное желание детей противостоять заданиям взрослых. Игры могут проводиться с детьми старше 4 лет.
Очень помогают в преодолении застенчивости различные ролевые игры и игры-фантазии. Родитель или педагог может предложить ребенку рассказ о вымышленном герое – это может быть сказочный персонаж или просто придуманный ребенок. Герой вашей истории должен обладать такими же чертами характера, что и ваш ребенок. Придумайте ему имя, созвучное имени вашего ребенка, но не такое же, например, вашего ребенка зовут Миша, пусть героем игры станет мальчик по имени Саша. Заранее продумайте сюжет игры-рассказа, в которой будет рассказываться о вашем вымышленном герое. Для этого стоит подумать, что заботит и беспокоит вашего ребенка, какая история поможет вам понять его чувства и желания. Начните историю с описания главного героя, подробно расскажите о его жизни. Пусть ваш ребенок узнает в этом герое свои черты. Пусть герой игры-повествования так же, как и ваш ребенок, имеет дома какое-нибудь животное, пусть у него будет младшая сестренка или брат, если в вашей семье тоже есть младший ребенок. Затем поместите героя в ситуацию, похожую на ту, в которой оказался ваш ребенок. Например, ваш малыш не может найти общего языка с новыми одноклассниками – пусть герой Саша, придя в новую школу, не сможет подружиться с одноклассниками из-за того, что стесняется и боится показаться глупым и неуклюжим. Он так волнуется, общаясь с другими детьми, что постоянно все роняет, толкает других детей и не может сказать ни слова. Из-за этого дети смеются над ним и не хотят с ним играть. По ходу рассказа дайте понять вашему малышу, что на самом деле Саша очень хороший, умный и добрый мальчик, просто иногда не знает, как правильно начать разговор с детьми и попроситься в игру. Побуждайте вашего ребенка к активному участию в игре, советуйтесь с ним, просите помощи и подсказки. Иногда дети стесняются рассказывать о своих проблемах и переживаниях. В игровой форме детям проще выразить свои чувства и отношение к происходящему вокруг них. Внимательный родитель во время игры может узнать многое о мироощущении своего ребенка и понять затруднения, возникающие при общении со сверстниками. Поняв, в чем заключается причина его проблем, введите в рассказ новый персонаж, который пользуется авторитетом у вашего ребенка – это может быть школьный учитель, старший брат, приятель, сказочная фея и т. д. Этот человек поможет вашему персонажу – обрисует проблему, предложит варианты ее решения, посоветует, как вести себя в данной ситуации и т. д. Ваша история обязательно должна хорошо заканчиваться. Старший брат поговорил с Сашей и объяснил, что Саша так себя ведет, потому что боится показаться смешным, поэтому нервничает и чувствует себя неловко. Брат подсказал Саше, как следует вести себя в некоторых ситуациях. Старший брат подбодрил Сашу, и с этого дня все в его жизни изменилось. Когда дети в школе увидели, какой Саша остроумный и веселый, они изменили к нему отношение и захотели с ним подружиться. Ваш ребенок должен обрести в этой игре реальную поддержку, полезные советы и позитивный настрой. Такой способ позволит вам дать советы вашему малышу в мягкой форме, не навязывая их и не подавляя его волю. Постарайтесь сделать ваш рассказ интересным и запоминающимся. Если ребенок пожелает, можете сделать этот рассказ «многосерийным», с продолжением. Для маленьких детей можно сделать главного героя осязаемым – в виде игрушки. Для детей старше 6 лет герой может быть просто вымышленным. Такие игры можно проводить в любое удобное для вас и вашего ребенка время. Во время проведения игры вы можете погулять с ребенком по парку или просто посидеть рядом на диване. Главное, чтобы игра проводилась в спокойной обстановке, без спешки и суеты. Затем вы можете обсудить с ребенком придуманную историю, проанализировать поведение и поступки главных героев, продумать варианты: а что было бы, если… Подобный вид деятельности учит детей умению анализировать и размышлять, умению искоренять не последствия проблемы, а ее истоки. Понаблюдайте, какие выводы сделал ваш ребенок из игры и находит ли им применение в жизни.
Все приведенные игры рассчитаны на групповые занятия с детьми, их можно проводить в детском саду, в группе продленного дня в школе, в различных развивающих и оздоровительных учреждениях, просто во дворе. Игры могут проводиться под руководством опытного педагога, психолога, или просто любящего родителя. В ваших силах собрать детей из вашего двора и устроить для них настоящий игровой марафон, который может продолжаться как угодно долго. Стоит отметить, что для вашего ребенка это сослужит хорошую службу – ваш авторитет, и следовательно, авторитет вашего малыша вырастет в несколько раз в глазах детей из вашего двора.
Море волнуется раз …
Цель игры: научить детей при помощи игры изображать различные предметы.
Возраст: от 5 лет.
Ход игры: при помощи считалки дети выбирают водящего, дети встают в круг, водящий – в его центр. Водящий говорит такие слова:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри.
В зависимости от фантазии водящего фигура может быть не только морской, но и небесной, огородной, красивой, балетной и т. д. Дети в кругу должны изобразить вариацию фигуры на заданную водящим тему и замереть. Водящий ходит среди замерших фигур и внимательно за ними наблюдает в течение 1–2 минут. Тот, кто пошевелился, улыбнулся или засмеялся, становится новым водящим.
Гуси и серый волк
Цель игры: развитие ловкости и быстроты у детей, снятие эмоционального напряжения.
Возраст: от 3 лет.
Ход игры: игровой зал делится пополам. При помощи считалки выбирается водящий – он будет волком. Остальные дети собираются в одной половине комнаты, педагог говорит слова народной потешки «Гуси-гуси», дети отвечают:
– Гуси-гуси!
– Га-га-га!
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Так летите!
– Мы не можем.
– Почему?
– Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
– Ну летите, как хотите,
Только крылья берегите.
После этих слов дети пытаются перебежать на другую сторону комнаты. Волк, бегая вдоль черты, ловит детей. Пойманных детей волк забирает в свое логово, и они выбывают из игры. Игра продолжается, педагог переходит на другую сторону зала и снова зовет «гусей». Таким образом, игра проводится 2–3 раза, затем при помощи считалки дети выбирают нового водящего.
//-- Где твой домик? --//
Цель игры: развитие внимательности, командного духа, умение управлять своим поведением.
Возраст: от 3 лет.
Ход игры: дети делятся на три команды: рыбки, птички, зайчики. Педагог объясняет детям, что у каждого животного есть своя среда обитания, т. е. птицы летают в небе, рыбки плавают в воде, зайчики прыгают на суше. В середине игровой площадки рисуется небольшой круг диаметром приблизительно 1,5 м. Включается негромкая веселая музыка, под нее дети бегают, прыгают, танцуют. Через некоторое время музыка выключается и педагог командует: «Небо», «Суша» или «Вода». Дети, персонажи которых относятся к названной среде, должны быстро забежать в круг. Дети, которые ошиблись, выбывают из игры. Игра повторяется несколько раз. Затем дети меняются ролями, и игра продолжается до тех пор, пока к ней наблюдается интерес. Малышам можно заранее изготовить шапки-маски, которые помогут им запомнить, кем они являются в игре.
//-- Сосны, елочки, пенечки --//
Цель игры: развивать внимательность, умение управлять своим поведением.
Возраст: от 4 лет.
Ход игры: дети встают в круг, взявшись за руки. Педагог находится в центре круга. Звучит негромкая музыка, дети движутся по кругу. По команде педагога «Сосны», «Елочки» или «Пенечки» дети должны остановиться и изобразить названный предмет: «Сосны» – подняв руки высоко вверх, «Елочки» – раскинув руки в стороны, «Пенечки» – присев на корточки. Ошибившиеся игроки выбывают из игры или получают штрафное очко. Затем игра продолжается.
Веселые старты
Цель игры: развитие ловкости, быстроты и реакции детей, способствование коллективной сплоченности.
Возраст: от 3 лет.
Ход игры: педагог заранее предупреждает детей о том, что будет проведено соревнование «Веселые старты», поэтому дети должны иметь при себе удобную спортивную одежду. Педагог заранее продумывает содержание игры, задания для игроков, подготавливает игровую площадку. Дети делятся на команды с равным количеством игроков, и проводится сама игра. Эти соревнования могут состоять из самых различных заданий. Педагог может заранее посоветоваться с детьми, попросить предложить интересные для них виды заданий. Победителями считается команда, первой прошедшая все испытания без ошибок. Для малышей игра может состоять из небольшого количества несложных заданий,4–5 заданий будет вполне достаточно, детям постарше количество заданий стоит увеличить, а сами задания сделать более сложными.
Приблизительный план соревнований для игроков 3–4 лет.
• Пробежать змейкой между расставленными кеглями.
• Перепрыгнуть полосу шириной 30 см, нарисованную на полу или не земле.
• Пролезть в вертикально стоящий обруч.
• Обежать стул, на котором лежит мячик.
• Взять мяч и попасть им в вертикально стоящий обруч.
• Вернуться к своей команде и передать эстафету другому игроку.
//-- День и ночь --//
Цель игры: развить быстроту и ловкость детей, научить свободно выражать свои эмоции, способствовать сближению детей.
Возраст: от 4 лет.
Ход игры: по желанию выбираются 7–8 детей (в зависимости от количества участников), они становятся в круг, берут друг друга за руки и высоко их поднимают, остальные дети свободно размещаются по игровому залу. По команде педагога «день» включается музыка, дети бегают по залу, пробегают сквозь круг. Педагог командует «ночь», дети в кругу опускают руки и стараются поймать детей, оказавшихся внутри круга. Пойманные присоединяются к тем, кто стоит в кругу, и игра продолжается. Педагог должен объяснить детям, что те, кто не стоит в кругу, не должны обходить круг стороной, иначе играть будет неинтересно.
//-- Веселые кузнечики --//
Цель игры: развитие быстроты, ловкости, способствование налаживанию дружеских отношений в детском коллективе.
Возраст: от 4 лет.
Ход игры: игра-эстафета, дети делятся на две команды, становятся колоннами перед линией старта. По команде педагога первый ребенок в колонне должен пропрыгать определенное расстояние, например, до противоположной стены, способом, который укажет педагог. Ребенок прыгает до стены, касается ее рукой, затем возвращается, в эстафету вступает следующий игрок. Если игроки проходят расстояние не до стены, а до линии, нарисованной на полу, обязательно надо заступить ногой за начерченную линию. Следующему игроку педагог указывает новый способ прыгания. Побеждает команда, участники которой выполнят задание первыми. Прыгать можно следующими способами.
• На левой ноге.
• На правой ноге.
• Большими прыжками с ноги на ногу.
• На двух ногах.
• Три прыжка на левой, три прыжка на правой ноге и т. д.
Разнообразие способов и видов прижков зависит от фантазии и возраста играющих детей.
//-- Живые бусы --//
Цель игры: научить детей доверительному отношению друг к другу, развитие раскрепощенности в выражении эмоций.
Возраст: от 5 лет.
Ход игры: дети делятся на несколько команд с одинаковым количеством человек. Педагог должен проследить, чтобы команды были примерно равны по силам, недопустимо собирать в одной команде активных и инициативных детей, в другую – тихих и застенчивых и т. д. Каждая команда получает свою «иголку с ниткой» – это может быть веревка с безопасной булавкой на конце. Задача каждой команды – собрать «живые» бусы на нитку. Бусинами в этой игре служат члены каждой команды. Булавка вдевается в отверстия на одежде детей – в петлю для пуговицы, пропускается через ремешок и т. д. Побеждает команда, которая быстрее всех соберет всех участников на веревку и завяжет ее концы. Игру можно провести несколько раз и по результатам определить самую быструю команду. По окончании игры всем детям можно вручить небольшие поощрительные призы. Для детей более старшего возраста, старше 7 лет, игру можно усложнить – каждый игрок «нанизывается» на нитку дважды, т. е. веревочка продевается сразу сквозь два отверстия на разных предметах его одежды – например, через брючки и рубашку. Если вдруг у ребенка нет подходящих отверстий на одежде, через которые можно продеть нитку, ребенок может соединить колечком большой и указательный пальцы и протянуть нитку через полученную петельку.
//-- Кто вперед --//
Цель игры: развитие быстроты и ловкости, умения опережать соперников, не используя грубость и силу.
Возраст: от 5 лет.
Ход игры: играет небольшая группа детей – примерно 6–7 человек. Кругом ставятся стулья, их количество должно быть на один меньше, чем количество играющих детей. Под музыку дети ходят вокруг стульев, как только музыка остановится, дети должны быстро сесть на стулья. Одному из детей места не хватит, он зарабатывает штрафное очко. Затем игра продолжается. По итогам игры подсчитывается, кто больше всех оставался без места. Педагог, проводящий игру, должен объяснить, что, занимая место, нельзя толкаться, быть грубыми и агрессивными. По окончании игры педагог может сказать, что очень хорошо быть быстрым и ловким, но игроки, которые чаще других оставались без места, делали это не потому, что они не такие быстрые, как другие, а потому, что привыкли быть вежливыми и уступать людям. Это поможет медлительным детям не чувствовать себя ущемленными и сохранит их желание играть в подвижные игры.
//-- Салочки --//
Цель игры: развивать быстроту, реакцию, ловкость; сближение детей, повышение настроения.
Возраст: от 4 лет.
Ход игры: в игре может принимать участие довольно большое количество детей. Один из них выбирается водящим при помощи считалки. Основное правило игры заключается в том, что водящий должен догнать кого-либо из игроков и коснуться его ладонью – осалить. Дети могут стать недосягаемыми для водящего, если успеют выполнить оговоренное действие. Существует много разновидностей салочек, например, «салочки-крестики», когда дети могут «закрыться» от водящего, стать недоступными, скрестив на груди руки; «салочки-в-воздухе» – чтобы скрыться от водящего, ребенок должен оторваться от земли – забраться на скамейку, качели, забор; «салочки-в-домике», дети очерчивают вокруг себя круг кусочком мела; «салочки-на-одной-ножке», где ребенок закрывается от водящего, встав на одну ногу; «красные салочки», в которых ребенок прячется от водящего, касаясь рукой предмета красного цвета и т. д. Вариантов может быть огромное множество, в зависимости от вашей фантазии и фантазии детей. Очень важно подобрать играющих детей по темпераменту – если ваш застенчивый ребенок окажется самым медленным и нерасторопным, он может все время оставаться водящим или вообще выйти из игры.
//-- Тихо и громко --//
Цель игры: снятие эмоционального напряжения, научить детей попеременно изменять ритм движений по указанию педагога.
Возраст: от 2 лет.
Ход игры: играющие дети встают в круг. Педагог берет в руки бубен, располагается в центре круга и объясняет детям правила игры, которые заключаются в следующем: под громкие и частые удары бубна дети активно двигаются, не сходя с места: прыгают на месте, сильно топают ногами, размахивают руками и т. д., в зависимости от пожеланий ребенка. Когда удары бубна становятся редкими и слабыми, дети снижают активность и бесшумно шагают на месте – крадучись, медленно и приподнимаясь на цыпочки. В начале игры педагог меняет ритм через определенные промежутки времени, например, через 3–4 минуты. Дальше игра становится более импульсивной, ритмы и сила ударов бубна меняются часто, через разные промежутки времени. Дети должны научиться резкой смене темпа деятельности. Игру можно проводить достаточно часто, несколько раз в неделю. Когда дети хорошо ознакомятся с игрой, педагог может предложить выполнение роли ведущего кому-то из детей – по желанию.
//-- Где мы были, не скажем, а что делали – покажем --//
Цель игры: научить детей выделять характерные черты какого-либо действия и изображать само действие при их помощи; научить детей распознавать через пантомиму смысл изображаемого действия.
Возраст: от 3 лет.
Ход игры: при помощи считалки выбирается водящий, которому предлагается выйти в другую комнату. Оставшиеся дети договариваются между собой, какое действие они будут изображать. Водящий возвращается и задает вопрос:
– Где вы были? – дети отвечают:
– Мы не скажем!
Водящий спрашивает:
– А что делали?
– Мы не скажем, мы покажем!
Дети изображают задуманное действие, водящий должен отгадать, что именно делают дети. Изображать задуманное действие могут все дети или только некоторые из них. Затем при помощи считалки выбирается новый водящий, и игра продолжается. Если водящий не смог угадать, что было изображено, ему говорят правильный ответ, и он продолжает водить. Педагог должен обратить внимание на то, чтобы застенчивые дети не остались в стороне во время игры.
//-- Кто пришел? --//
Цель игры: научить детей выделять характерные черты в поведении людей и уметь изображать эти черты действиями; научить детей определять людей по характерным признакам поведения.
Возраст: от 3 лет.
Ход игры: при помощи считалки дети выбирают водящего. Педагог сообщает ребенку, кого он должен изобразить, и он выходит из помещения. Затем ребенок возвращается в комнату, стучит в дверь. Остальные дети спрашивают:
– Кто пришел?
Ребенок отвечает:
– Не скажу, а покажу.
Водящий начинает изображать кого-то, остальные дети должны угадать, кого именно он хочет изобразить. Например, водящий изображает маму: делает вид, что открывает дверь ключом, готовит ужин, кормит им куклу, моет посуду, укладывает куклу спать. Ребенок, первым угадавший задуманного персонажа, становится новым водящим. Педагог может помогать детям в проведении игры, если водящий ребенок затрудняется с выполнением действий, педагог может задавать наводящие вопросы. Если в игре принимают активное участие одни и те же дети, а застенчивые малыши остаются в стороне, педагог может немного изменить правила и предложить выбор нового водящего при помощи считалки или по своему усмотрению.
//-- Что это такое? --//
Цель игры: научить детей выделять характерные признаки предметов и изображать эти предметы; научить детей отгадывать изображаемые при помощи пантомимы предметы.
Возраст: от 3 лет.
Ход игры: педагог предлагает детям разделиться на команды с небольшим количеством человек (4–6 детей в каждой группе). Каждая команда получает задание изобразить какой-либо предмет, команды-соперницы должны угадать, что именно было задумано. Изобразить обычный предмет не всегда бывает просто, поэтому педагог предлагает такие предметы, в которых можно легко выделить отличительные признаки или предметы, находящиеся в определенной заданной ситуации, например, автобус с людьми, стиральную машину, пылесос, подъемный кран и т. д. Педагог должен обратить пристальное внимание на застенчивых детей, принимают ли они участие в игре в полной мере или наблюдают за игрой со стороны.
//-- Какая оценка? --//
Цель игры: научить детей изображать различные по силе проявления эмоций.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: педагог объясняет детям правила игры: водящий ребенок должен изобразить, какие эмоции испытывает ребенок, получивший определенную заданную оценку. Ребенок, получивший пятерку, изображает бурную радость, получивший четверку – радуется умеренно, получивший тройку – изображает печаль, двойку – грустит, получивший единицу изображает сильно расстроенного человека. Дети выбирают водящего при помощи считалки, педагог в тайне от остальных сообщает ребенку оценку, «которую он получил», ребенок изображает проявление эмоций, остальные дети пытаются определить, получение какой оценки изображал ребенок. Педагог в процессе игры отмечает самых артистичных детей, поощряет застенчивых. Игру целесообразно проводить в группах детей старшего дошкольного возраста.
Изобрази эмоции
Цель игры: научить детей изображать заданные эмоции, такие как грусть, радость, восторг, скука, плач, веселье и т. д.
Возраст: от 3 лет.
Ход игры: дети при помощи считалки выбирают водящего. Педагог в тайне от других детей называет водящему эмоцию, тот воспроизводит ее при помощи мимики и жестов. Остальные дети угадывают, что именно изобразил водящий. Ребенок, первым назвавший правильный ответ, становится новым водящим. Для детей младшего дошкольного возраста задание можно задавать в ситуативной форме: например, педагог называет условную фразу: «Буратино радуется (грустит, скучает и т. д.)».
//-- Как меня зовут --//
Цель игры: познакомить детей друг с другом, помочь в запоминании имен.
Возраст: от 3 лет.
Ход игры: дети встают в круг и берут друг друга за руки. Один из детей начинает игру. Он называет свое имя. Стоящий рядом с ним ребенок продолжает игру – называет имя первого ребенка, затем добавляет свое. Следующий ребенок должен назвать имя первого ребенка, затем второго, затем добавляет свое. Все последующие игроки продолжают игру, называя цепочку из имен детей, стоящих перед ними, и свое собственное имя. В зависимости от возраста детей цепочка может состоять из разного количества имен. Для детей трехлетнего возраста цепочка не должна превышать трех имен, для семилетних – не более пяти имен.
//-- Хорошие слова --//
Цель игры: научить детей говорить друг другу теплые слова.
Возраст: от 3 лет.
Ход игры: педагог рассказывает детям историю: «В одном далеком городе дети стали говорить много плохих слов, а хорошие совсем забыли. Хорошие слова очень устали сидеть без дела и решили уйти из этого города в другие места, где дети не забывают их. А в этом городе началось что-то страшное. Дети стали обзываться, совсем перестали дружить, учителя в школе и воспитатели в детских садах совсем перестали хвалить детей, мамы и папы стали только ругать своих малышей. Очень тяжело пришлось деткам, и пошли они искать хорошие слова, чтобы просить их вернуться в их город. Очень долго дети искали эти слова и, наконец, нашли. Хорошие слова очень обрадовались, что они снова стали нужны детям, и с радостью вернулись. Но теперь, стоит кому-то сказать плохое слово, все тут же вспоминают, как хорошие слова уходили из города, и всем сразу уже не хочется ругаться. Давайте вспомним хорошие слова, которые мы знаем, и скажем их друг другу». Дети, обращаясь к другим, называют добрые слова, которые им знакомы.
Комплименты
Цель игры: научить детей находить друг в друге хорошие черты, говорить друг другу комплименты и приятные вещи.
Возраст: от 4 лет.
Ход игры: предварительно педагог объясняет детям значение слова «комплимент» и рассказывает, для чего люди говорят друг другу комплименты. Затем педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки мяч. Педагог обращается к одному из детей, говорит ему какой-нибудь комплимент и бросает мяч. Комплименты должны быть конкретизированными, быть чем-то обоснованы. Вместо: «Саша хороший» стоит сказать: «Саша щедрый, он всегда делится игрушками с другими ребятами». Ребенок должен «поймать комплимент», т. е. поймать мяч и вернуть его педагогу. Игра продолжается некоторое время, пока все дети не получат свой комплимент, затем ее правила могут измениться. Ребенок, «поймавший комплимент», выбирает одного из детей, говорит ему свой комплимент и бросает мяч. Тот ловит мяч и, в свою очередь, говорит комплимент следующему. Педагог мягко корректирует и направляет игру детей, помогает детям в случае затруднений. Игра не должна проводиться в быстром темпе, дети должны успеть обдумать комплимент, который они хотят произнести.
//-- Самый лучший --//
Цель игры: научить детей находить друг в друге положительные черты, говорить друг другу комплименты.
Возраст: от 3 лет.
Ход игры: заранее готовится «трон», например, кресло, обтянутое красивой тканью. Над троном крупными яркими буквами изображена надпись: «САМЫЙ ЛУЧШИЙ». Дети рассаживаются на стулья. При помощи считалки выбирается водящий, который занимает место на троне. В течение нескольких минут (время регулируется педагогом) остальные дети объясняют, почему этот ребенок самый лучший, придумывают уменьшительно-ласкательные производные его имени. По окончанию водящий выбирает следующего ребенка, который займет трон. Педагог может подсказать, что можно поблагодарить детей за комплименты и попросить ребенка описать свои эмоции, которые он испытывал, находясь на этом троне. Все дети должны по одному разу побыть на троне. В этой игре застенчивые дети не должны находиться в числе первых игроков, необходимо дать им время освоиться и привыкнуть к мысли, что вскоре ему придется оказаться в центре внимания. Конечно же, педагог должен объяснить детям, что недопустимо говорить обидные слова; что очень неприятно публично выслушивать неприятные для себя вещи, и что если кого-то не устраивает что-либо в поведении других детей, лучше сказать это с глазу на глаз в тактичной и мягкой форме. Если стеснительный ребенок категорически отказывается садиться на трон, не стоит его заставлять, можно предложить ему принять участие попозже, возможно, он изменит мнение. Педагог может сказать ребенку, что напрасно он отказывается играть, ведь воспитатель давно хотел сказать ему, как ценит в этом ребенке … (педагог называет качество ребенка, характеризующее его с положительной стороны), и сейчас представился отличный случай. Застенчивые дети могут просто побояться услышать о себе что-либо нелестное.
//-- Розовые очки --//
Цель игры: помочь детям разглядеть друг в друге положительные черты, повышение самооценки и хорошего настроения у детей.
Возраст: от 3 лет.
Ход игры: игра проводится в небольшой группе детей. Педагог объясняет детям смысл выражения «розовые очки» – это выражение подразумевает, что человек видит окружающее в «розовом свете», т. е. только хорошее, не замечая всего неприятного и негативного. Педагог одевает заранее приготовленные очки с розовыми стеклами, глядя на каждого ребенка, дает ему краткую положительную характеристику, описывает его сильные стороны и достоинства. После этого педагог может предложить каждому ребенку надеть очки и посмотреть вокруг – посмотреть на других детей и увидеть в каждом хорошие черты. Детям старше 5 лет педагог может предложить психологический прием снятия напряжения в конфликтных ситуациях – если ребенок зол, рассержен на кого-либо, можно мысленно представить, как надеваешь на глаза розовые очки, и мир преображается, неприятный человек предстает в другом свете.
//-- Самый лучший спорщик --//
Цель игры: помочь детям разглядеть друг в друге положительные черты, повышение самооценки и хорошего настроения у детей.
Возраст: от 4 лет.
Ход игры: игра проводится в небольшой группе детей – 8–12 человек. Дети разбиваются на пары, желательно, чтобы в каждой паре оказались дети, которые хорошо относятся друг к другу. Игра проводится между двумя парами, в каждой паре один ребенок является спорщиком, другой – предметом спора. Два спорщика пытаются доказать друг другу, чем их напарник лучше. Педагог внимательно следит, чтобы в процессе спора обсуждались достоинства своего напарника, а не недостатки противника, в таких случаях игра прекращается, и ребенок, пытающийся унизить противника, автоматически проигрывает. Затем спорит следующая пара. После того, как все пары поучаствуют в игре, дети в каждой паре меняются ролями, и игра возобновляется. По итогам игры выбирается самый убедительный спорщик, который лучше всех преподнес качества своего напарника, привел убедительные доводы. Он становится победителем игры.
//-- Дорога хорошего настроения --//
Цель игры: создание дружеской атмосферы в детском коллективе, повышение настроения и создание положительных эмоций.
Возраст: от 4 лет.
Ход игры: игра проводится в небольшой группе детей. Педагог должен предварительно провести беседу, попросить детей вспомнить ситуации, когда им было хорошо и комфортно. Это может быть прогулка с родителями на теплоходе, катание на велосипедах с друзьями, отдых в деревне у бабушки, которая всегда печет пирожки и т. д. Какие-то предметы или действия могут ассоциироваться у ребенка с хорошим настроением. Самое обычное слово может вызывать у ребенка приятные воспоминания.
Дети встают в ряд перед дорожкой, на которой разложены разноцветные кольца от пирамиды (6–7 колец будет достаточно). Дети по одному проходят эту дорожку, касаясь каждого кольца и называя слова, которые кажутся им хорошими и добрыми. Педагог может попросить ребенка объяснить всем, почему он считает это слово хорошим. Слова не должны повторяться.
Педагог может предложить детям старше 5 лет использовать этот прием для повышения своего настроения.
//-- Колючий зверь --//
Цель игры: создание позитивного настроения у детей, создание дружеской атмосферы.
Возраст: от 3 лет.
Ход игры: педагог показывает детям рисунок загадочного животного, выполненный на большом листе. Весь зверь исколот зубочистками, воткнутыми в плакат. Педагог объясняет, что это очень злой и страшный зверь. Таким он стал по той причине, что на нем много колючек, поэтому все его боятся и не хотят с ним играть. Педагог просит детей помочь этому животному избавиться от своей злости и раздражения. Задача детей – пожалеть зверя, наградить его хорошими чертами характера. Как только ребенок говорит хорошее слово про это животное, педагог выдергивает из него одну колючку и ломает ее. Постепенно количество колючек на звере уменьшается, он приобретает вполне добрый и симпатичный вид, дети все вместе придумывают ему прозвище. Желательно, чтобы количество колючек было больше количества детей, чтобы каждый ребенок мог вложить свой вклад в процесс перевоплощения зверя из злого и колючего в д
Воспользуйтесь поиском по сайту: