Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизм компенсации слуховой депривации




Характеристика лиц с нарушением слуха. Особенности психо-физиологического развития людей с нарушением слуха.

Выделяются 3 группы причин нарушения слуха:

1. Причины наследственного характера (30-50%) от всех лиц с нарушением слуха.

2. Эндогенного и экзогенного характера (внутриутробная патология, корь матери, интоксикация и др.)

3. Послеродовой период – заболевания (отит, катар, лабиринтит и др.), травмы, контузии.

Типы нарушения слуха:

1. В зависимости от механизма повреждения слухового аппарата, выделяют нейросенсорную тугоухость (повреждение звуковоспринимающего аппарата) и кондуктивную (повреждение звукопроводящего аппарата).

2. По локализации слуховые нарушения делятся на:

- периферические, связанные с повреждением наружного, среднего и внутреннего уха;

- центральные, связанные с повреждением подкорковых и корковых отделов головного мозга.

3. В зависимости от стороны повреждения бывает:

- односторонняя тугоухость (ТУ);

- двухсторонняя тугоухость.

Кондуктивная ТУ– это расстройство звукопроводящих путей (в основном излечимо).

Нейросенсорная ТУ – это расстройство звуковоспринимающих путей. В большинстве случаев неизлечимо, повреждены слуховые нервы.

Классификация нарушений слуха

Степень нарушения слуха I (легкая) II III IY Y
Восприятие децибел (средний порог чувствительности) от 26 до 40 дцб 41-55 дцб 56-70 дцб 71-90 дцб более 90 дцб
Восприятие разговорной и громкой речи воспринимает на расст. от 6 до 3 м разговорная речь – до 3 м от уха не воспринимает, крик в ухо не воспринимает не воспринимает
Восприятие шепотной речи не далее, чем 2 м от уха крик у уха не воспринимает не воспринимает не воспринимает

Заболевания, приводящие к потере слуха:

1. Заболевания наружного уха (НУ):

· атрезия наружного слухового прохода, при этом страдает восприятие низких звуков, а восприятие высоких тонов сохраняется;

· серная пробка: возникает в связи с повышенной секрецией желез, выделяющих серу, в результате аномалии развития слуховых проходов;

· инородные тела в слуховых проходах.

2. Заболевания среднего уха (СУ):

o катар среднего уха (разрастание аденоидов в носовой полости);

o острое воспаление среднего уха – отит;

o отосклероз (разрастание костной и хрящевой ткани, вследствие чего блокируется стремечко и звуковой сигнал дальше не проходит).

3. Заболевания внутреннего уха (ВУ):

§ дефекты и повреждения ВУ;

§ аномалии развития ВУ;

§ хронический отит.

4. Заболевания, не связанные с внутренним ухом:

- шумовые контузии;

- неврит слухового нерва;

- истерическая глухота (вследствие травмы, стресса);

- потеря слуха вследствие трудовой деятельности (профессиональные заболевания).

Анатомо-физиологическая характеристика людей с нарушением слуха

Дети с нарушением слуха значительно отстают от здоровых сверстников по антропометрическим показателям, особенно по ЖЕЛ - на 25-30%, а в физическом и психическом развитии на 1-3 года. Они позже осваивают естественные движения – держать голову, садиться, ходить. По показателям развития силы отстают от здоровых на 30-33%. Страдают нарушениями равновесия, координации движений, затруднением ориентировки в пространстве.

Затруднено восприятие информации, узнавание предметов. Трудности в выделении признаков объектов, предметов (могут не узнать мяч, не знают, что с ним делать). Произвольное внимание слаборазвито, непроизвольного внимания нет вообще. Устойчивость и концентрация – низкие.

Особенности развития двигательных способностей.

Основные факторы, влияющие на особенности развития двигательной сферы глухих детей: отсутствие слуха, изменение некоторых функциональных систем и недостаточное развитием речи. У них наблюдается:

- недостаточно точная координация и неуверенность движений;

- замедленность овладения двигательными навыками;

- трудность сохранения статического и динамического равновесия;

- низкий уровень развития пространственной ориентировки;

- замедленная реагирующая способность;

- отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- отставание в развитии жизненно важных физических способностей — скоростно-силовых, силовых, выносливости и других.

Все нарушения в двигательной сфере глухих носят взаимосвязанный характер. Особенно это отражается на координационных способностях. Глухие школьники тратят на освоение сложнокоординационных навыков значительно больше времени. Снижение двигательной сферы глухих и координационных способностей происходит из-за недостаточного развития вестибулярного аппарата.

Механизм компенсации слуховой депривации

Компенсация функции (от лат. compensatio — возмещение) — восполнение или замещение функций, нарушенных или утраченных вследствие дефектов развития, болезней или травм. В процессе компенсации функция поврежденных органов выполняется непострадавшими системами путем усиления их деятельности, либо происходит перестройка частично нарушенной функции.

В качестве компенсирующих каналов при обучении и развитии глухих детей выступают другие сенсорные системы: зрительная, кожная, двигательная, тактильная, остаточный слух, вибрационная чувствительность.

В компенсации полностью утраченного слуха важную роль играют специальные технические средства – слуховые аппараты.

Психолого-педагогическая классификация детей с нарушение слуха на основе учения Л.С. Выготского. Суть учения: педагогическое воздействие должно быть направлено не только на преодоление и ослабление физических и психических недостатков детей, но и на развитие познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нравственных качеств (принцип коррекционно-развивающей направленности).

Выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших.

ü Глухие – потерявшие слух в раннем детстве — до овладения речью, если их не обучают речи специальными средствами, они становятся немыми — глухонемыми. У большинства глухих имеется остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки (силой от 70 — 80 дцБ) в диапазоне не выше 2000 Гц. При специальном обучении овладевают грамотной речью.

ü Слабослышащие (тугоухие) — дети с частичной недостаточностью слуха, потерявшие слух уже после приобретения речевого опыта, имеющие опыт общения. Слабослышащим считается ребенок, имеющий тугоухость первой и второй степени. Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному.

ü Позднооглохшие - это дети, потерявшие слух вследствие какой-либо болезни или травмы после того, как они овладели речью, т.е. в 2-3-летнем и позднем возрасте. У детей может появиться тяжелая психическая реакция на то, что они не понимают, что им говорят. При благоприятных условиях воспитания и обучения, развитие у позднооглохших приближается к нормальному.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...