Механизм компенсации слуховой депривации
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Характеристика лиц с нарушением слуха. Особенности психо-физиологического развития людей с нарушением слуха. Выделяются 3 группы причин нарушения слуха: 1. Причины наследственного характера (30-50%) от всех лиц с нарушением слуха. 2. Эндогенного и экзогенного характера (внутриутробная патология, корь матери, интоксикация и др.) 3. Послеродовой период – заболевания (отит, катар, лабиринтит и др.), травмы, контузии. Типы нарушения слуха: 1. В зависимости от механизма повреждения слухового аппарата, выделяют нейросенсорную тугоухость (повреждение звуковоспринимающего аппарата) и кондуктивную (повреждение звукопроводящего аппарата). 2. По локализации слуховые нарушения делятся на: - периферические, связанные с повреждением наружного, среднего и внутреннего уха; - центральные, связанные с повреждением подкорковых и корковых отделов головного мозга. 3. В зависимости от стороны повреждения бывает: - односторонняя тугоухость (ТУ); - двухсторонняя тугоухость. Кондуктивная ТУ– это расстройство звукопроводящих путей (в основном излечимо). Нейросенсорная ТУ – это расстройство звуковоспринимающих путей. В большинстве случаев неизлечимо, повреждены слуховые нервы. Классификация нарушений слуха
Заболевания, приводящие к потере слуха:
1. Заболевания наружного уха (НУ): · атрезия наружного слухового прохода, при этом страдает восприятие низких звуков, а восприятие высоких тонов сохраняется; · серная пробка: возникает в связи с повышенной секрецией желез, выделяющих серу, в результате аномалии развития слуховых проходов; · инородные тела в слуховых проходах. 2. Заболевания среднего уха (СУ): o катар среднего уха (разрастание аденоидов в носовой полости); o острое воспаление среднего уха – отит; o отосклероз (разрастание костной и хрящевой ткани, вследствие чего блокируется стремечко и звуковой сигнал дальше не проходит). 3. Заболевания внутреннего уха (ВУ): § дефекты и повреждения ВУ; § аномалии развития ВУ; § хронический отит. 4. Заболевания, не связанные с внутренним ухом: - шумовые контузии; - неврит слухового нерва; - истерическая глухота (вследствие травмы, стресса); - потеря слуха вследствие трудовой деятельности (профессиональные заболевания). Анатомо-физиологическая характеристика людей с нарушением слуха Дети с нарушением слуха значительно отстают от здоровых сверстников по антропометрическим показателям, особенно по ЖЕЛ - на 25-30%, а в физическом и психическом развитии на 1-3 года. Они позже осваивают естественные движения – держать голову, садиться, ходить. По показателям развития силы отстают от здоровых на 30-33%. Страдают нарушениями равновесия, координации движений, затруднением ориентировки в пространстве. Затруднено восприятие информации, узнавание предметов. Трудности в выделении признаков объектов, предметов (могут не узнать мяч, не знают, что с ним делать). Произвольное внимание слаборазвито, непроизвольного внимания нет вообще. Устойчивость и концентрация – низкие. Особенности развития двигательных способностей. Основные факторы, влияющие на особенности развития двигательной сферы глухих детей: отсутствие слуха, изменение некоторых функциональных систем и недостаточное развитием речи. У них наблюдается:
- недостаточно точная координация и неуверенность движений; - замедленность овладения двигательными навыками; - трудность сохранения статического и динамического равновесия; - низкий уровень развития пространственной ориентировки; - замедленная реагирующая способность; - отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук; - отставание в развитии жизненно важных физических способностей — скоростно-силовых, силовых, выносливости и других. Все нарушения в двигательной сфере глухих носят взаимосвязанный характер. Особенно это отражается на координационных способностях. Глухие школьники тратят на освоение сложнокоординационных навыков значительно больше времени. Снижение двигательной сферы глухих и координационных способностей происходит из-за недостаточного развития вестибулярного аппарата. Механизм компенсации слуховой депривации Компенсация функции (от лат. compensatio — возмещение) — восполнение или замещение функций, нарушенных или утраченных вследствие дефектов развития, болезней или травм. В процессе компенсации функция поврежденных органов выполняется непострадавшими системами путем усиления их деятельности, либо происходит перестройка частично нарушенной функции. В качестве компенсирующих каналов при обучении и развитии глухих детей выступают другие сенсорные системы: зрительная, кожная, двигательная, тактильная, остаточный слух, вибрационная чувствительность. В компенсации полностью утраченного слуха важную роль играют специальные технические средства – слуховые аппараты. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушение слуха на основе учения Л.С. Выготского. Суть учения: педагогическое воздействие должно быть направлено не только на преодоление и ослабление физических и психических недостатков детей, но и на развитие познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нравственных качеств (принцип коррекционно-развивающей направленности). Выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших.
ü Глухие – потерявшие слух в раннем детстве — до овладения речью, если их не обучают речи специальными средствами, они становятся немыми — глухонемыми. У большинства глухих имеется остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки (силой от 70 — 80 дцБ) в диапазоне не выше 2000 Гц. При специальном обучении овладевают грамотной речью. ü Слабослышащие (тугоухие) — дети с частичной недостаточностью слуха, потерявшие слух уже после приобретения речевого опыта, имеющие опыт общения. Слабослышащим считается ребенок, имеющий тугоухость первой и второй степени. Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному. ü Позднооглохшие - это дети, потерявшие слух вследствие какой-либо болезни или травмы после того, как они овладели речью, т.е. в 2-3-летнем и позднем возрасте. У детей может появиться тяжелая психическая реакция на то, что они не понимают, что им говорят. При благоприятных условиях воспитания и обучения, развитие у позднооглохших приближается к нормальному.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|