Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное регулирование Внешнеэкономической деятельности




 

Как правило, цели государственного регулирования внешнеторговой деятельности устанавливаются и закрепляются государством на законодательном уровне. Из числа действующих ныне законов, регулирующих ВЭД, прежде всего следует назвать: Закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (от 13 октября 1995 г.), Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР" (от 4 июля 1991 г.), Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (от 9 октября 1992 г.), "Патентный закон РФ" (от 2 сентября 1992 г.), Закон "О таможенном тарифе" (от 21 мая 1993 г.), "Таможенный кодекс Российской Федерации" (от 10 июня 1993 г.), Закон "О международном коммерческом арбитраже" (от 7 мая 1993 г.) и др.

Сформировавшийся механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности нацелен на:

защиту экономического суверенитета. Понятие экономического суверенитета производно от категории государственного суверенитета и означает полноту государственной власти в системе внутриэкономических отношений и участие в международных экономических отношениях в соответствии с принципом суверенного равенства государств.

обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности нацелено на поддержание экономической безопасности Российской Федерации, под которой понимается обеспечение такого состояния российской экономики, которое гарантировало бы достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года N 1300, в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 года N 24) закреплено, что "обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства". При этом особо отмечается необходимость усилить защиту интересов отечественных производителей "в условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг":

стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности;

обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности согласно статье 12 Федерального закона от 8 декабря 2003 года №164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее Закон №164-ФЗ) осуществляется посредством:

таможенно-тарифного регулирования. Согласно статье 19 Закона №164-ФЗ таможенно-тарифное регулирование заключается в установлении в соответствии с законодательством Российской Федерации ввозных и вывозных таможенных пошлин. Таможенная пошлина по определению, содержащемуся в Законе Российской Федерации от 21 мая 1993 года №5003-1 "О таможенном тарифе", представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

нетарифного регулирования. Согласно статье 21 Закона №164-ФЗ нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в следующих случаях:

) при установлении Правительством Российской Федерации в исключительных случаях временных ограничений или запретов экспорта товаров продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, а также ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов. Следует обратить внимание, что данные количественные ограничения устанавливаются только на продовольственные и сельскохозяйственные товары, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации;

) при недискриминационном применении количественных ограничений согласно статье 22 Закона №164-ФЗ;

) при принятии решения о введении квот и определении Правительством Российской Федерации метода их распределения и, в соответствующих случаях, установления порядка проведения конкурсов и аукционов;

) в случае лицензирования в сфере внешней торговли товарами, которое устанавливается в случаях, предусмотренных статьей 24 Закона №164-ФЗ;

) предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, перечни которых определяются федеральными законами;

) установления специальных защитных мер, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.

запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В Федеральном законе определены принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности; четко разграничены сферы компетенции Федерации и ее субъектов во ВЭД; перечислены важнейшие функции федеральных исполнительных органов, ответственных за регулирование ВЭД; дана краткая характеристика важнейших методов государственного регулирования внешнеэкономических связей: таможенно-тарифное регулирование; количественные ограничения экспорта и импорта; экспортный и импортный валютный контроль и т.д. Особое внимание уделено системе мер по содействию и стимулированию деятельности российских участников ВЭД.

Иное государственное регулирование внешнеторговой деятельности не допускаются.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...