Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. Формы общественного хозяйства




Форма общественного хозяйства — это определенный способ организации хозяйственной деятельности людей. Каждая экономическая система имеет свои специфические формы организации хозяйственной деятельности людей. Однако в них можно найти общие экономические формы хозяйства. Таковыми являются натуральное хозяйство и товарное производство.

Натуральное хозяйство. Это такое хозяйство, при котором продукты производятся для непосредственного потребления. Естественной формой богатства здесь высту­пает натуральный продукт — материальное благо, имею­щее потребительную стоимость. В натуральном хозяйстве наиболее четко определяются главные проблемы экономи­ки: что создавать, как это делать и для кого предназнача­ются продукты. Эти проблемы решаются собственниками, работниками натурального хозяйства с учетом только внут­рихозяйственного потребления.

Натуральному хозяйству присущи следующие черты. Все виды работ, начиная с добывания предметов труда и закан­чивая завершающей стадией производства, ведутся в самом хозяйстве. В натуральном хозяйстве слабо развито общест­венное и преобладает естественное разделение труда. Харак­терными чертами также являются замкнутость, отсутствие связи с другими хозяйственными единицами. Все потребнос­ти производителя здесь удовлетворяются за счет собственно­го хозяйства. В производстве используются примитивные орудия труда, в силу чего низок уровень производительности труда. Натуральному хозяйству присущ консерватизм, для него характерно повторение производства в прежних разме­рах, на прежних основаниях.

Натуральное хозяйство — исторически первый тип хо­зяйственной деятельности людей. Оно возникло в глубокой древности, в период становления первобытнообщинного строя, когда началась производственная деятельность чело­века и появились первые отрасли хозяйства — земледелие, скотоводство. Натуральное хозяйство существовало у перво­бытных народов, не знавших обмена и частной собственнос­ти. Оно представляло собой систему замкнутых, экономичес­ки самостоятельных общин. Натуральное хозяйство преоб­ладало также в античных рабовладельческих государствах, хотя здесь имело место уже довольно развитое товарное производство. Оно было одной из главных черт феодальной экономики. Натуральную форму здесь имело помещичье хозяйство и присваиваемый феодалом прибавочный продукт. Последний выступал в виде многообразных натуральных повинностей и платежей. Натуральный характер носило хозяйство феодальное зависимого крестьянина. Крестьянская семья занималась земледелием, скотоводством и переработ­кой их продуктов в готовые предметы потребления.

Элементы натурального хозяйства имеют место и в современных развитых странах, где господствуют товарно-денежные отношения. Натуральное хозяйство преобладает во многих развивающихся странах. В натуральном и полу­натуральном хозяйстве слаборазвитых стран занято более половины населения. По прогнозам специалистов еще дол­гое время натуральное хозяйство будет занимать значи­тельное место в экономике этих стран. У многих народнос­тей Африки, индейских племен, живущих во внутренних регионах Латинской Америки, в Юго-Восточной Азии, сохраняется широкое многообразие конкретных форм на­турального хозяйства (охота, рыболовство, обработка земли, кочевое скотоводство).

Главный недостаток натурального хозяйства состоит в том, что оно не может обеспечить рост производительности труда, а потому поддерживает лишь минимальные условия жизни. Поэтому, начав с натурального хозяйства — самой первой формы организации экономической жизни, челове­чество на ней не остановилось и перешло к товарному производству.

Товарное производство и его основные черты. Это такая организация общественного хозяйства, при которой продукты производятся отдельными, обособленными про­изводителями, и каждый специализируется на выработке одного продукта. В силу этого для удовлетворения обще­ственных потребностей необходима купля-продажа про­дуктов, становящихся товарами на рынке.

Характерными чертами и признаками товарного произ­водства являются наличие общественного разделения труда и экономического обособления хозяйствующих субъектов; производство продуктов для продажи, а не собственного потребления; обмен товарами; эквивалентность обмена.

Товарное производство - это специфическая форма отношений между производителями и потребителями, осо­бый способ измерения общественного труда и включения его в совокупный труд общества. Включение в совокупный общественный труд — самая сложная и жизненно важная для каждого товаропроизводителя проблема, ибо в случае неудачи он не продаст свой товар и понесет потери, а может и разориться. Это заставляет товаропроизводителей чутко реагировать на конъюнктуру рынка, постоянно приспосаб­ливаться к ней.

В товарном производстве по-иному, чем в натуральном хозяйстве, рассматриваются главные проблемы экономической организации, связанные с созданием полезных вещей. Что создавать, как для этого использовать природные ресур­сы и для кого предназначаются продукты - все эти вопросы решаются в соответствии с требованиями рынка.

Основным условием возникновения товарного произ­водства является общественное разделение труда, при ко­тором производители специализируются на выработке оп­ределенных изделий. С развитием общества появляются новые отрасли производства и тем самым углубляется общественное разделение труда. Последнее приводит к тому, что хозяйства, специализирующиеся на производстве какой-либо продукции, не могут полностью использовать ее в своих нуждах и в то же время удовлетворить ею свои потребности. Это и обусловливает необходимость обмена, а вместе с ним и товарного производства.

Однако одного общественного разделения труда еще недостаточно для возникновения и существования товар­ного производства. Общественное разделение труда суще­ствовало и в первобытной общине. Одни ее члены изготов­ляли орудия труда, другие — предметы быта, но продукты их труда не поступали в обмен, продажу. Собственником всех продуктов была община. Другое дело, когда речь идет о взаимоотношениях различных общин. Тут встречаются разные самостоятельные собственники, и переход продук­тов из одной общины в собственность другой происходил путем обмена, посредством купли-продажи.

С появлением частной собственности и прибавочного продукта, производимого сверх того, что необходимо для поддержания жизни производителей, их обособление уси­лилось, возможности для развития товарного производства возросли и сфера товарно-денежных отношений расшири­лась. Таким образом, причиной возникновения и сущест­вования товарного производства было экономическое обо­собление производителей, а основной формой подобного обособления — частная собственность. Экономическое обособление применительно к товарному хозяйству пред­полагает наличие сильно выраженного экономического интереса хозяйствующего субъекта (физического или юри­дического лица), свободу выбора им вида хозяйственной деятельности, собственность на произведенный продукт, определенные обязательства перед обществом, государст­вом и партнерами. Различными обособленными собствен­никами средств производства и продуктов могут быть и общины, и частные лица, и кооперативы, и государство. 76

Понимание экономического обособления товаропрои­зводителей важно для оценки современных экономических процессов, перехода к рыночным отношениям, осущест­вляемого в странах СНГ, составной частью которых явля­ется укрепление экономической самостоятельности пред­приятий (объединений).

Возникнув в период разложения первобытнообщинно­го строя, товарное производство обслуживало рабовла­дельческий строй, феодализм и всеобщий характер приоб­рело при капитализме. В рабовладельческом обществе удельный вес товарной продукции в общем объеме обще­ственного производства составлял от 5 до 10 %. При феодализме, особенно с переходом к денежной форме ренты, товарное производство повысило удельный вес до 30 %. В системе отношений классического капитализма производство товаров в общем объеме производимой про­дукции составляет около 100 %. Товарное производство преобладает в современных развитых странах и пробивает себе дорогу в развивающихся государствах. С переходом к рыночным отношениям широкий размах товарное произ­водство приобретает и в странах СНГ.

Разложение натурального производства, возникнове­ние и укрепление товарного производства знаменует собой серьезное продвижение в экономическом прогрессе. Бла­годаря тому, что капитализм освоил товарно-рыночный механизм, именно здесь производительные силы в своем развитии продвинулись гораздо дальше, чем за всю пред­шествующую историю.

Товарное производство обладает высокой адаптивнос­тью к разным экономическим системам. В каждой из них оно обслуживает реализацию тех форм собственности, которые им свойственны.

Типы товарного производства. Истории развития че­ловеческого общества известны два типа товарного произ­водства: простое и капиталистическое. Первоначально воз­никло, простое товарное производство — хозяйства само­стоятельных мелких товаропроизводителей (крестьян и ремесленников), при которых продукты производятся для обмена. Затем появилось крупное капиталистическое товарное производство, которое имело общие основы и раз­личия по сравнению с простым товарным производством.

Их общими основами являются наличие частной собст­венности на средства производства, стихийный характер развития, конкурентная борьба, производство продуктивна рынок. Различия между ними состоят в том, что при простом товарном производстве средства производства принадлежат самим производителям, при капиталистичес­ком — находятся в собственности предпринимателя; первое основано на личном труде, второе — на наемном; при первом продукт принадлежит производителю, при втором — предпринимателю; при первом рабочая сила не является товаром, а при втором — она товар; при первом товарное производство не выступало всеобщей формой производст­ва, при втором — оно носит всеобщий характер; при простом товарном производстве цель — удовлетворение потребностей производителя, при капиталистическом — получение прибыли; при первом товары — продукты труда, при втором — продукты капитала; простое товарное производство базируется на отсталой технике, капиталис­тическое — на развитой машинной индустрии.

Однотипность и различия простого и капиталистичес­кого товарного производства предопределяют природу мелкого производителя: с одной стороны, он выступает как труженик, а с другой — как собственник. Эта двойствен­ность проявляется в период революционных преобразова­ний общества.

В настоящее время в странах СНГ широкое развитие получило предпринимательство — инициативная, самосто­ятельная хозяйственная деятельность граждан и их объ­единений. Многообразие форм собственности породило разнообразные формы предпринимательства.

В Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 — 2000 гг. большое внимание уделяется развитию предпринимательства; мало­го и среднего бизнеса. В частности предусматривается развитие различных форм свободного предпринимательст­ва и создание материальных и нормативно-правовых основ предпринимательской деятельности. Намечаются такие меры по поддержанию предпринимательства, малого и среднего бизнеса, как введение упрощенного налогообло­жения для малого и среднего бизнеса в сфере производства и инноваций; расширение и совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для предпринима­тельских структур (менеджеры, специалисты по маркетин­гу и т.д.); оказание более широкой государственной под­держки фондам, содействующим развитию предпринима­тельства; разработка и реализация программы государст­венной поддержки малого предпринимательства и т.д.

Товар и его свойства. Товар есть продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товар отличается от продукта тем, что его путь от производства к потребителю обязательно лежит через рынок. Он изго­товлен не для собственного потребления, а с целью обмена на другие продукты. Полезная вещь может быть создана природой или трудом человека. Однако все, что создается непосредственно природой (дикорастущие плоды, вода в водоемах рек и т.д.), не является товаром. Последним становятся вещи, изготовленные трудом человека. Из про­изведенных людьми продуктов можно выделить такие, которые предназначены для себя, и те, что изготовлены для других людей, для общества. Товарами становятся продукты, изготовленные для других людей, для общест­ва. Причинами существования товара являются тесные экономические связи между людьми в виде общественного разделения труда, экономическая обособленность произво­дителей, товарно-денежные отношения, многообразие форм хозяйствования, существование мирового рынка.

Товар обладает двумя свойствами: потребительной сто­имостью и стоимостью.

Потребительная стоимость — это совокупность полез­ных свойств товара, благодаря чему он обладает способнос­тью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека. Ее характерные черты: она выступает как общественно полезная потребительная стоимость (за исключением некоторых товаров, например табака, спирт­ных напитков, наркотиков и др.); выражает сущностную взаимосвязь между производством материальных благ и их потреблением. Особой потребительной стоимостью обладает рабочая сила как товар. Она создает продукт.

Потребительные стоимости составляют вещественное содержание богатства любого общества. Они являются предпосылкой прогресса человечества. В рамках отдель­ной экономической системы одно из проявлений социаль­ного прогресса — это процесс возвышения потребностей в результате роста разнообразия потребительных стоимос­тей. С потребительной стоимостью неразрывно связаны качество продукции, конкурентоспособность, значение ко­торых в современных условиях возрастает.

Стоимость товара — это овеществленный в нем об­щественный труд. Характерные черты стоимости: она вы­ражает производственные отношения многоукладной экономики, проявляется через меновую стоимость. Стоимость и меновая стоимость — не тождественные понятия. Первая — это внутреннее свойство товара, вторая - внешнее проявление стоимости. Категории "потребительная стои­мость" и "стоимость" впервые в единстве появились в работе А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов". Однако противоречивости "единства" свойств товара он не замечал.

По Марксу, товар есть единство потребительной стои­мости и стоимости. Товаром не может, быть вещь, не обладающая стоимостью, точно так же не может быть товаром вещь, не являющаяся потребительной стоимостью. В то же время между потребительной стоимостью и стои­мостью товара имеется внутреннее противоречие.

Как потребительные стоимости товары качественно различны, разнородны, не соизмеримы и не могут непо­средственно приравниваться друг к другу. Однако как стоимости они качественно однородны и различаются лишь количественно, величиной затраченного на их производст­во общественного труда. По Марксу, потребительная сто­имость является вещественным свойством товара, стои­мость — его общественным свойством.

Необходимое условие обмена — различие потребитель­ных стоимостей обмениваемых товаров. Однако потреби­тельные стоимости различных товаров как качественно разнородные, с точки зрения теоретиков трудовой стоимос­ти, являются количественно несоизмеримыми. В современ­ной экономической теории принят иной подход, разрабо­танный представителями теории предельной полезности — К. Менгером, О. Бём-Баверком, Ф. Визером. В основе обме­на лежит не трудовая стоимость, а полезность, причем именно проблема сравнения, соизмерения различных полезностей занимает важнейшее место в их учении.

Два свойства товара, по мнению сторонников трудовой теории стоимости, определяются двойственным характе­ром труда товаропроизводителя. Его труд выступает как конкретный и как абстрактный.

Потребительную стоимость создает конкретный труд. Каждому виду конкретного труда присущи специфические для него цель, предмет и орудия труда, технологические, профессиональные и другие особенности. Так, например, в странах СНГ насчитывается более 15 тыс. профессий и специальностей, отсюда и разнообразие потребительных стоимостей.

Стоимость товара создается абстрактным трудом или трудом вообще, т.е. затратами интеллектуальной, нервной, мускульной и другой энергии товаропроизводителя. Он отражает общественную сторону производства и характер общественного устройства в данной стране.

Труд товаропроизводителя одновременно является как частным, так и скрыто общественным. Это единство част­ного и общественного труда противоречиво. Каждый това­ропроизводитель выбирает тот или иной конкретный вид деятельности, руководствуясь исключительно своими част­ными интересами и выгодами. Вместе с тем труд товаро­производителей в силу общественного разделения труда не может быть только их частным делом. Товаропроизводи­тель производит продукты не для себя, а для других, и труд его по существу является общественным трудом, составляет частицу труда общества в целом.

Общественный характер труда товаропроизводителей выявляется лишь в процессе обмена, когда товар поступает на рынок и обменивается на другой. Если товар будет продан, значит, он нужен обществу, значит, и труд, затра­ченный на его производство, имеет общественный харак­тер, признается обществом. Однако товаропроизводителям не всегда удается реализовать произведенные товары, сле­довательно, их частный труд не всегда признается общест­вом. В этом и состоит противоречие между частным и общественным трудом, которое находит свое выражение в противоречии между конкретным и абстрактным трудом, потребительной стоимостью и стоимостью. Товар не реали­зует своей потребительной стоимости, потому что не может реализоваться как стоимость, частный труд, воплощенный в товаре, не получает общественного признания (конкрет­ный труд не сводится к абстрактному труду). Схематичес­ки свойства товара можно выразить так:

Величина стоимости товара. Отдельные товаропрои­зводители на изготовление одного и того же товара расхо­дуют разное количество труда или рабочего времени. Ра­бочее время, которое затрачивается на производство това­ров отдельным товаропроизводителем, называется индиви­дуальным рабочим временем. Однако величина стоимости товара не может определяться этим временем. При таком

подходе в выигрыше оказался бы тот, кто затрачивает больше времени на производство данного товара. При продаже его по стоимости он получил бы больше дохода, чем прилежный работник.

Величина стоимости товара определяется не индивиду­альными, а общественно необходимыми затратами труда, общественно необходимым рабочим временем. Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной сто­имости при наличии общественно нормальных условий про­изводства и при среднем в данном обществе уровне умения и интенсивности труда. В национальной экономике в качест­ве общественно необходимого времени выступает рабочее время той части товаропроизводителей, которая поставляет на рынок основную массу данного вида товаров.

По мнению сторонников теории предельной полезнос­ти, только полезность товара может придать затратам труда так называемый общественно необходимый харак­тер. Затраты труда на производство тех или иных товаров, по их мнению, осуществляются лишь потому, что люди испытывают потребность в определенных полезностях.

Впервые попытку разграничения индивидуальных и общественно необходимых затрат сделал Д. Рикардо. Од­нако под общественно необходимыми затратами он пони­мал худшие условия производства, причем не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности. Он также считал, что в основе изменения величины стоимости лежит изменение производительности труда.

Действительно, решающее влияние на величину стои­мости товара оказывает производительность труда. Произ­водительность труда — это его эффективность, плодо­творность. Измеряется она количеством потребительных стоимостей, производимых в единицу времени или величи­ной времени, затрачиваемого на единицу производимой продукции. Чем больше потребительных стоимостей про­изводится в единицу времени, тем выше производитель­ность труда, и наоборот.

Повышение производительности труда приводит к уменьшению рабочего времени, необходимого для произ­водства товара, и, следовательно, к снижению величины его стоимости. Предположим, что продолжительность ра­бочего дня 8 ч. За это время производится 16 единиц товара. Величина стоимости каждой из них равна 30 мин. При повышении производительности труда в 2 раза за те же 8 ч будет изготовлено 32 единицы товара и величина стоимости снизится до 15 мин.

Величина стоимости товара изменяется в зависимости от интенсивности труда. Под интенсивностью труда по­нимаются затраты рабочей силы в единицу времени. Рост интенсивности труда означает увеличение затрат труда в течение одного и того же промежутка времени. Более интенсивный труд воплощается в большем количестве про­дуктов и создает большую по величине стоимость в едини­цу времени. Допустим, что в нашем примере интенсивность труда возросла в 2 раза. Это означает, что товаропроизво­дитель за те же 8 ч затратит в 2 раза больше труда, который воплотится в 32 единицах, а стоимость единицы товара останется без изменения (30 мин).

Таким образом, при повышении, как производительности труда, так и его интенсивности количество изготовленных потребительных стоимостей увеличивается. Однако в первом случае стоимость единицы продукции снижается, величина же стоимости массы производимой продукции остается неиз­менной, а во втором — возрастает величина стоимости массы продукции, а стоимость единицы продукции остается неиз­менной. Другими словами, величина стоимости товара изме­няется прямо пропорционально количеству и обратно про­порционально производительной силе труда.

На величину стоимости товара оказывает влияние и степень сложности труда. Труд ювелира сложнее труда слесаря, а последний сложнее труда лесоруба. Труд работ­ника, не требующего специальной подготовки, называется простым трудом. Труд, для выполнения которого необходи­мо предварительное обучение, называется сложным трудом. Сложный труд следует рассматривать как умноженный или возведенный в степень простой труд. Сведение сложного труда к простому происходит в процессе обмена. При опре­делении величины стоимости товара за основу берется обще­ственно необходимое количество простого труда.

К.Маркс в качестве простого труда рассматривал труд человека, не обладающего специальной подготовкой. Сей­час подобная совершенно неквалифицированная рабочая сила может использоваться лишь на подсобных работах. Все основные формы работ требуют той или иной степени квалификации. Поэтому мы вправе в качестве простого труда выделять труд наименее квалифицированных основ­ных работников, принимающих участие в производстве каждого данного типа продукта. Переход к рыночной экономике, создание системы рынков (средств производства, труда, потребительских благ, ценных бумаг и т.д.) и рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь создают благоприятные условия для свободного движения товаров и услуг, развития товарного производства со всеми его составляющими: конкуренцией, ориентацией на потребителя, максимальной эффективнос­тью производства и т.д.

Теории стоимости. Существуют различные теории сто­имости. Одна из них — трудовая теория стоимости, которая определяет субстанцию и величину стоимости товара трудом, затраченным на его производство. Основы теории трудовой стоимости заложили английские эконо­мисты У. Петти, А.Смит и Д. Рикардо. У Петти появилась идея, что стоимость определяется трудом вообще. По Смиту, стоимость товаров создается в любой отрасли ма­териального производства, однако конкретному труду он приписывал стоимости образующие свойства. Д. Рикардо определяет стоимость товаров трудом, затраченным на их производство, безотносительно к его конкретной форме. Вместе с тем он не проводит различий между конкретным и абстрактным трудом. Лишь в трудах К.Маркса впервые была открыта двойственная природа труда товаропроизво­дителей, понимание которой позволило ему разработать подлинно научную трудовую теорию стоимости.

Одной из распространенных теорий является теория предельной полезности. Она появилась во второй полови­не XIX в. Ее представителями являются австрийские эко­номисты О. Бём-Баверк и К. Менгер. Сторонники этой тео­рии утверждают, что стоимость — это чисто психологичес­кое явление, объясняемое "предельной", т.е. наименьшей, полезностью данного товара для покупателя. Бём-Баверк раскрывает это положение на примере поселенца, живуще­го в лесу с пятью мешками зерна. Первый мешок нужен ему для прокормления, второй — для улучшения питания, третий — для откорма домашней птицы, четвертый — для изготовления водки, пятый — для кормления попугая, служащего ему забавой. Стоимость хлеба будет опреде­ляться именно полезностью пятого мешка, удовлетворяю­щего ненасущные потребности. Отсюда делается вывод: чем больше товаров, тем меньше их полезность для поку­пателя, тем ниже их стоимость.

Суть теории спроса и предложения сводится к тому, что стоимость, или цена, товара определяется не затраченным на его производство трудом, а исключительно спросом и пред­ложением. Согласно этой теории, если спрос превысит пред­ложение, то стоимость товара повысится, а когда увеличится предложение при неизменном спросе, стоимость товара уменьшится. Сторонниками теории спроса и предложения были французский экономист Ж.Б.Сей и английский эконо­мист Г. Д. Маклеод. Математическое выражение теории спро­са и предложения встречается у Л.Вальраса (Швейцария). Этой теории придерживались также представители австрий­ской школы — К. Менгер, О. Бём-Баверк, Ф. Визер. Англий­ский экономист А.Маршалл пытался соединить теорию спро­са и предложения с теорией предельной полезности и теорией издержек производства. Американский экономист П. Самуэльсон это соединение называл оптимистическим неокласси­ческим синтезом.

Широко известна теория трех факторов производст­ва, возникшая в первой половине XIX в. Она связывает создание стоимости, слагаемой из доходов (процент на капитал, заработная плата и земельная рента), с функци­онированием трех факторов производства — капитала (трактуемого как средства производства), труда и земли. Этим трем факторам соответствуют три вида доходов — прибыль, рента и заработная плата. Названные доходы образуют стоимость продукта и реализуются через цену в процессе продажи продуктов на рынке. Факторный подход нашел применение и при разрешении проблемы стоимости в рамках теории предельной производительности, согласно которой каждый из факторов производства (капитал, земля, труд) не только является производителем стоимос­ти, но и имеет определенные границы своего производи­тельного эффекта.

Возникновение и сущность денег. Как общественное свойство товара стоимость можно выявить только путем приравнивания одного товара к другому в процессе обмена, т.е. как меновую стоимость. Существуют два полюса вы­ражения стоимости: относительная форма стоимости — представляет товар А, который выражает свою стоимость в другом товаре Б, и эквивалентная форма стоимости — представляет товар Б, который служит материалом для выражения стоимости товара А. Относительная форма стоимости свидетельствует о том, что все товары, различающиеся как потребительные стоимости, качественно одинаковы как стоимости, как сгуст­ки однородного абстрактного труда. Она также показывает, что стоимость любого товара может быть выражена лишь косвенно, через потребительную стоимость другого товара.

Эквивалентная форма стоимости имеет свои особен­ности: потребительная стоимость товара, находящегося в эквивалентной форме стоимости, становится формой про­явления своей противоположности — стоимости; конкрет­ный труд — абстрактного труда; частный труд — общест­венного труда.

В процессе развития обмена меновая стоимость, или форма стоимости, прошла четыре этапа: простую, единич­ную, или случайную; полную, или развернутую; всеоб­щую; денежную.

При простой форме стоимости отдельному товару А, находящемуся в относительной форме, противостоит только один случайный товар — эквивалент Б; при развернутой форме стоимости товару А, находящемуся в относительной форме стоимости, противостоит множество товаров-эквива­лентов — Б, В, Г, Д; при всеобщей форме стоимости всем товарам, находящимся в относительной форме стоимости, противостоит один товар-эквивалент, но здесь роль всеобще­го эквивалента выполняют различные товары (скот, меха, рыба, зерно и др.); при денежной форме стоимости всем товарам, находящимся в относительной форме стоимости, противостоит всеобщий эквивалент, общественная роль ко­торого прочно срослась с потребительной стоимостью благо­родных металлов — золота или серебра.

Переход от одной формы стоимости к другой происхо­дил постепенно, по мере углубления общественного разде­ления и усиления обособленности товаропроизводителей. Развитие форм стоимости — это есть и развитие процесса обмена, и процесс возникновения денег. Причем деньги возникают как продукт стихийного развития товарного производства и обмена.

До появления денег существовал бартер — непосредственный обмен одного товара на другой. Например, земледелец обменивает 150 кг зерна на одну овцу, принадлежащую скотоводу. При бартерном обмене количество участников рынка ограничено. При увеличении участников рынка, круга хозяйствующих субъектов бартер наталкивается на серьез­ные затруднения. Когда на рынок поступают разнообразные товары и в большом количестве, для приобретения нужного товара необходимо осуществлять несколько промежуточных сделок. Появление денег разрешает это затруднение. Владе­лец товара обменивает его на деньги, которые затем расхо­дует на приобретение нужного товара.

Деньги — особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Они выражают затраты общественного труда, воплощенного в товаре, и на этой основе обеспечивают их обмениваемость. Как и все товары, деньги обладают стоимос­тью и потребительной стоимостью. Стоимость золота заклю­чается в том, что на его добычу затрачено большое количе­ство общественно необходимого труда. Золото — один из самых трудоемких с точки зрения добычи металлов. Потре­бительная стоимость золота как денежного товара раздваи­вается. С одной стороны, оно имеет обычную потребитель­ную стоимость — используется для технических целей, изго­товления предметов роскоши, зубного протезирования и т.д. В 1986 г. в капиталистических и развивающихся странах в ювелирной промышленности было использовано 1097 т зо­лота, в электронике — 124, в стоматологии —51 и в других отраслях — еще 57 т. С другой стороны, золото обладает всеобщей потребительной стоимостью, т.е. является предме­том всеобщей потребности в процессе обмена.

Деньги — это абсолютно ликвидное средство обмена, т.е. товар, имеющий наибольшую способность к сбыту. Деньги — один из наиболее значительных компонентов в экономи­ческой жизни общества. Они возникли на определенном этапе развития хозяйственной жизни общества, но не как продукт соглашения между людьми или какого-либо законо­дательного акта государства, а как результат экономических отношений, естественной хозяйственной жизни людей.

Золото выполняет роль денег потому, что оно по срав­нению с другими товарами обладает рядом преимуществ: делимостью, сохраняемостью, качественной однороднос­тью, портативностью (высокой стоимостью при небольшом объеме), его относительной редкостью в природе.

Функции денег. В развитом товарном хозяйстве деньги функционируют как мера стоимости, средство обращения, средство образования сокровищ или средство накопления, средство платежа, мировые деньги.

Исходной функцией денег является функция меры сто­имости. Суть ее состоит в том, что деньги выражают стои­мость всех других товаров. Однако это не значит, что они делают товары соизмеримыми. Основой соизмеримости товаров является овеществленный в них общественный труд. В этой функции деньги выступают как мысленно представ­ляемые, идеальные деньги. Для выражения стоимости товара не обязательно иметь наличные деньги. Товар мысленно приравнивается к деньгам еще до обмена. Это возможно потому, что в реальной действительности существует опре­деленное соотношение между стоимостью золота и стоимос­тью данного товара как продуктов человеческого труда.

Товары выражают свою стоимость в определенном коли­честве золота. Весовое количество золота, принятое в той или иной стране за денежную единицу, называется масштабом цен. Не следует смешивать масштаб цен с функцией денег как меры стоимости. Как мера стоимости деньги измеряют стоимость товаров, а как масштаб цен деньги выступают в виде фиксированного веса золота и служат для измерения его количества. Как мера стоимости деньги функционируют стихийно, а масштаб цен устанавливается государством в законодательном порядке. И наконец, с изменением стоимос­ти золота изменяются цены на товары, но масштаб цен не изменяется (20 г золота всегда в 20 раз больше 1 г).

Стоимость товара в денежном выражении, как указывает К.Маркс, есть его цена. Уровень цен определяется стоимос­тью самих товаров, стоимостью денежного металла (золота).

При определении цены товара учитываются стоимость товара, спрос и предложение, стимулы к труду, качество товара, взаимоотношения продавца и покупателя и т.д. Цены на товары и услуги постоянно растут, что объясняется в основном падением производства, удорожанием топливно-энергетических ресурсов, инфляционными процессами.

На механизм колебания цен обращали внимание многие экономисты. Наиболее известным является положение А.Смита о "невидимой руке", которая направляет действия

разрозненных производителей и потребителей продукции. Каждый действует, преследуя свой личный интерес. Ориен­тиром для него является лишь повышение или понижение цены. Однако в результате разрозненных действий, основан­ных на подчинении ценовому механизму, рождается опреде­ленный порядок, и структура общественного продукта в большей или меньшей степени соответствует структуре об­щественных потребностей. "Невидимая рука" — это депер-сонифицированный, без личностный ценовой механизм. В своеобразной форме эта же идея разрабатывалась К.Марк­сом в его концепции "товарного фетишизма", когда над товаропроизводителем господствует фетишизм — товар с его постоянно изменяющейся ценой. Та же идея лежит в основе исследования современным экономистом Ф. Хайеком спон­танного, т.е. самопроизвольного порядка.

В настоящее время функцию меры стоимости выполняют бумажные деньги без всякого золотого обеспечения. Ведь и бумажные деньги однородны, поэтому, выражая цены това­ров в национальных валютах, хозяйственные агенты могут легко сравнивать стоимости самых разнородных товаров.

На практике цены не просто отклоняются от стоимости, а формируются вокруг "конструирующего стержня", отлича­ющегося от стоимости. Положение К.Маркса о едином фак­торе, образующем стоимость, и о том, что цена — это денежное выражение данной стоимости, вступило в противо­речие с практикой. Оно может рассматриваться

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...