Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государства в переходной экономике




Сущность переходной экономики. Необходимость ре­формирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастаю­щей из года в год неспособностью административно-ко­мандной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Неэффективность функционирования администра­тивно-командной системы обусловлена, по крайней мере, двумя существенными предпосылками. Во-первых, не­гибкостью, неспособностью этой системы быстро адапти­роваться к экономическим переменам. Формальное суще­ствование товарно-денежных отношений подрывало здо­ровую конкуренцию производителей, а централизован­ное, директивное планирование подавляло хозяйствен­ную инициативу.

Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность труда. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения НТР. В результате страны с плановой эко­номикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношени­ях. Все это и обусловило необходимость реформирова­ния административно-командной экономики, ее преобра­зования в рыночную.

Становление современной рыночной экономики — дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным обра­зом трансформировать сложившуюся на протяжении деся­тилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механиз­мах экономического развития, чем административно-ко­мандная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невоз­можно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отно­шения собственности, создать рыночную структуру и соот­ветствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствова­ния.

Следовательно, переход от одной социально-экономи­ческой системы к другой — весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отно­шений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-ко­мандной системы.

Таким образом, процесс становления современной ры­ночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общест­ва, когда прежняя система социально-экономических отно­шений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в пере­ходной экономике, являются преимущественно изменения­ми развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

Основные черты переходной экономики. Во-пер­вых, для переходной экономики характерны изменчи­вость, нестабильность, носящие "безвозвратный" харак­тер. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное состо­яние, а ослабляют ее, она постепенно уступает место другой экономической системе. Эта неустойчивость, не­стабильность состояния переходной экономики обуслов­ливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений —необрати­мость, неповторяемость, а с другой — рост неопределен­ности итогов развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы.

Во-вторых, для переходной экономики, представляю­щей собой некую смесь старого и нового, характерно существование особых переходных экономических форм. Таковой, например, является сегодня акционерная форма собственности, которая лишь внешне совпадает с той же формой в современных рыночных системах. Фактически это разновидность номенклатурно-корпоративной собст­венности (закрытые акционерные общества). Таковыми являются и формы распределения, противоречиво соеди­няющие в себе элементы социализма и рыночной экономи­ки.

В-третьих, переходной экономике присущ особый ха­рактер противоречий. Это противоречия нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми или другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, про­исходящие в переходной экономике, ведут в конечном итоге к смене экономической системы, а в социально-поли­тическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострением противоречий, приводящих к социаль­но-политическим потрясениям.

В-четвертых, характерной чертой переходной экономи­ки является ее историчность, что обусловлено особеннос­тями экономического развития отдельных стран. Пробле­мы, с которыми столкнулись восточноевропейские страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее чем, например, проблемы латиноамери­канских стран, где уже ранее существовали некоторые рыночные институты, и число государственных предпри­ятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. К тому же конкретные уровни развития каждой страны обусловливают специфику протекания переходных процессов. Общие для переходной экономики закономерности получают разные формы проявления в различных условиях. Все это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической сис­темы в переходный период.

Особенности функционирования переходной эконо­мики. Специфика переходной экономики как "смешан­ной", структура которой представлена единством элемен­тов современного рыночного хозяйства и административ­но-командной системы и в которой не действуют в полной мере экономические связи как прошлой, так и будущей системы, обусловила ряд особенностей функционирова­ния.

Первая особенность связана с преемственностью (инерционностью) воспроизводственного процесса, ис­ключающего возможность быстрой замены существую­щих экономических форм другими, желательными. По­добные действия неизбежно внесли бы хаос в производ­ственный процесс. Именно инерционность воспроизвод­ства предполагает такую особенность функционирования переходной экономики, как сохранение в течение доста­точно длительного периода старых экономических форм и отношений.

Другой особенностью функционирования переходной экономики является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной програм­мы реформ. Резко возрастает роль субъективного фактора, от которого зависит правильность выбора направлений и путей развития, и его практическая реализация. Успех ускорения переходных процессов обеспечивается, если реформы намечены не произвольно, а на основе познания закономерностей эволюции, построения системы действий в соответствующих направлениях.

Создание экономической системы нового типа, преодо­левающей недостатки прежней командно-плановой и обес­печивающей рост эффективности хозяйствования, — до­вольно сложный процесс. Сложность обусловлена не толь­ко грандиозностью задач по реформированию существую­щей экономической системы, но и необходимостью одно­временного преодоления кризисных явлений, обострив­шихся вследствие вступления общества в переходную эко­номику.

Эти кризисные явления (резкое сокращение промыш­ленного производства, рост безработицы, усиление инфля­ции и др.) в определенной мере обусловлены деформацией функционирующего в условиях плановой системы хозяй­ственного механизма. В их основе лежат глубочайшие противоречия, накапливаемые в плановой экономике в течение десятилетий. Отказ от централизованного плани­рования, от твердых цен на продукцию и "выплеснул" наружу противоречия и несоответствия. Поскольку кри­зисные явления образуют элемент содержания переходной экономики, это существенно усложняет ее задачи, ибо требует принятия чрезвычайных мер по преодолению кри­зисной ситуации и стабилизации экономики.

Одновременно предстоит решать проблему преобразо­вания экономической системы в направлении развития экономической свободы и инициативы во всех их проявле­ниях. Весь предшествующий опыт показал, что одной из основных преград к росту эффективности было отсутствие инициативы и предприимчивости, вследствие чего система не могла быстро адаптироваться к меняющимся экономи­ческим условиям и достижениям НТП. Экономическая свобода не может быть обеспечена лишь законодательными мерами. Одним из решающих условий введения экономической свободы и формирования конкурентной среды являются глубокие институциональ­ные изменения и прежде всего изменения в отношениях собственности.

Важнейшей основой преобразования существующей экономической системы является создание развитой систе­мы социальной защиты и социальных гарантий. Современ­ной экономике нужна эффективная система социальной защиты, которая позволяла бы использовать трудовой и инновационный потенциал каждого человека, независимо от его социально-экономического статуса.

Сложность состояния экономики к началу переход­ных процессов и грандиозность проблем по реформиро­ванию экономической системы предопределили необхо­димость одновременного решения многообразных и раз­ноплановых задач: во-первых, задач чрезвычайного ха­рактера, связанных с кризисным состоянием экономики и других сфер общественной жизни; во-вторых, задач перехода от плановой системы хозяйствования к рыноч­ной; в-третьих, задач перспективного стратегического развития в направлении создания социально ориентиро­ванной экономики.

Сочетание этих задач определяет своеобразие содержа­ния переходной экономики и следующие пути их решения.

1. Осуществление финансово-кредитной стабилизации экономики посредством проведения жесткой денежно-кре­дитной политики.

2. Разгосударствление и приватизация экономики и развитие на этой основе предпринимательства и конкурен­ции. От темпов преобразования отношений собственности зависит процесс развития конкуренции в переходной эко­номике.

3. Демонополизация экономики, являющаяся важней­шей предпосылкой для развития рыночной конкуренции. Ее эффективное проведение в рамках переходной эконо­мики предполагает: во-первых, разработку системы огра­ничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ослаблению конкуренции; во-вторых, проведение разу­крупнения сложившихся предпринимательских монопо­лий; в-третьих, создание конкуренции в монополизирован­ных отраслях, поощрение действующих предприятий в других отраслях к производству монополизированных видов продукции, поощрение импорта такой продукции.

4. Либерализация цен, переход к их формированию в соответствии с рыночным механизмом. Свободные рыноч­ные цены уравновешивают спрос и предложение, ликвиди­руют состояние дефицита, создавая условия для усиления конкурентной борьбы. Существуют два основных способа перехода к рыночному ценообразованию: а) радикальный, т.е. быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен, выступающая основным элементом реализации так называемых шоковых экономических реформ; б) постепен­ный, т.е. поэтапная и рассчитанная на длительный период времени либерализация цен.

5. Формирование рыночной инфраструктуры — сис­темы экономических институтов (предприятий и органи­заций), призванных постоянно обслуживать развиваю­щийся механизм рыночных связей производства и по­требления. В соответствии с особенностями той или иной рыночной сферы в переходной экономике появляются обслуживающие их элементы инфраструктуры: сфера товарного обращения -- от розничной торговой сети до бирж; сфера рынка труда, представленная различными бюро по трудоустройству, центрами по переподготовке кадров, образовательными учреждениями и биржей труда; сфера обращения капитала через фондовые и валютные биржи, банки и небанковские инвестиционные учреждения.

6. Создание сильной системы социальной защиты на­селения.

7. Достижение социальной переориентации экономики на основе активной структурно-инвестиционной политики в направлении опережающего развития производства по­требительских товаров и услуг.

Трансформация административно-командной систе­мы в рыночную экономику может быть осуществлена двумя путями: эволюционным или путем шоковой тера­пии. Различие между ними заключается в сроках прове­дения системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.

Выбор эволюционного или шокового пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политиков, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.

Переходная экономика базируется на разных типах и видах собственности, разнообразных формах хозяйствова­ния. Еще в 20-е гг. в народном хозяйстве функционировало пять общественно-экономических укладов: социалистичес­кий, частнокапиталистический, государственно-капита­листический, мелкотоварный и патриархальный. Социа­листический уклад базировался на общественной собствен­ности; частнокапиталистический представлял собой чис­тый капитализм или свободное рыночное хозяйство; гос­капитализм как и социалистический уклад олицетворял командную экономику, только один из них — частную, а другой — общественную; мелкотоварный уклад в основном относился к свободной рыночной экономике, но нес на себе груз традиционной экономики; патриархальное хозяйство было целиком связано с традиционной экономикой. Объ­единял эту сложную и весьма противоречивую систему хозяйства рыночный механизм.

Национальное хозяйство современных цивилизован­ных стран также неоднородно по своей социально-эконо­мической структуре. Так, в США, Великобритании, Фран­ции, Германии и других странах есть государственные предприятия, мощные частные корпоративные объедине­ния, частные фирмы, весьма распространен малый бизнес. Взятые в совокупности, эти структуры образуют смешан­ное хозяйство. Имеющая место неоднородность государст­венного и негосударственного, государственного и домаш­него хозяйства, позволяет говорить о современной смешан­ной экономике как о многосекторной. Многосекторность и многопрофильность — это не только наличие многих рав­ноправных секторов и типов хозяйства, но и их взаимодей­ствие между собой. Это взаимодействие в экономике реа­лизуется государством, частными корпорациями и рын­ком.

Национальное хозяйство даже малых государств не­однородно, оно состоит из различных региональных струк­тур, отличающихся не только профилем предприятий, но и характером организационно-управленческой деятельнос­ти. В результате в пределах национального хозяйства не

избежать комбинирования методов и принципов управле­ния производством. В свою очередь, методы и формы государственного регулирования влияют не только на от­дельные секторы хозяйства, но и на содержание и размеры самого государственного сектора.

В переходной экономике развитие получают смешан­ные производственные структуры. Речь идет о создании государственно-частных предприятий, о совместных пред­приятиях, складывающихся на базе национальных и ино­странных производств. Они также требуют особого подхо­да при включении в общий народнохозяйственный орга­низм.

В переходный период необходимо демонополизиро­вать, разгосударствить государственный сектор в нацио­нальной экономике, создать частный сектор, который ранее отсутствовал. Создание последнего должно происхо­дить за счет реформирования государственного сектора в промышленности, торговле, строительстве, сфере услуг, а также за счет преобразования аграрного сектора.

Переходный период сопровождается и одновременно осложняется многогранностью решаемых задач. Следует учитывать, что становление смешанной экономики есть необходимое условие рыночных преобразований. Рынок предполагает экономическое взаимодействие ряда субъек­тов рыночных отношений, без чего невозможно создать такой атрибут рынка, как конкуренция. Без конкуренции и рынок — не рынок и экономика — не экономика.

При командно-административной системе господство­вал монополизм в экономических отношениях, а главным монополистом выступало государство, которое было ос­новным покупателем продукции, оно же являлось глав­ным, исключительным, распределителем ресурсов: финан­совых средств, техники, трудовых ресурсов, удобрений и т.д. Предприятия искали различные пути доступа к этим ресурсам, и очень часто дело складывалось так, что одни получали достаточно ресурсов, иногда в избытке, другие оказывались обделенными ими. Но в условиях отсутствия конкуренции предприятия, располагающие ресурсами, не были заинтересованы в их рациональном использовании, а предприятия, лишенные необходимых средств, не могли интенсивно развивать производство. Функционирующие производственные звенья действовали как обособленные друг от друга "мирки", экономически связанные с государ­ственной структурой власти. Переход к рынку означает создание конкурентообразующей среды. Ее структурными элементами должны стать не просто хозяйствующие субъекты, а различные собствен­ники. Для рынка не важно, будут ли эти хозяйствующие собственники называться по-прежнему или превратятся в акционерные общества, важно, чтобы они были собствен­никами используемых в производстве ресурсов и произво­димой продукции, реализовать которую могли бы по свое­му усмотрению. Не важно также, к какой форме собствен­ности эти хозяйствующие субъекты относятся — к обще­ственной, кооперативной или частной. Важно, чтобы они были собственниками и имели возможность самостоятель­но распоряжаться объектами этой собственности. В обще­стве можно создать огромный слой частных собственников, но если они будут замыкаться на внутреннем потреблении, будут полностью зависимы от государственно-администра­тивной системы управления, рынок создан не будет. При­мером может служить недавняя история Китая, когда широкомасштабно было допущено мелкотоварное произ­водство, в особенности в сфере сельского хозяйства. Это позволило на том этапе в сжатые сроки решить продоволь­ственную проблему, но не решило проблему формирования национального рынка. Аналогичная ситуация наблюдалась в Советской России в период НЭПа. В обоих случаях был дан толчок развитию национальной экономики, но отнюдь не национального рынка. В обоих случаях был сформиро­ван слой собственников-потребителей, но не собственни­ков-производителей.

Общество в настоящее время крайне нуждается в пред­принимателях-производителях, способных сформировать капиталы, создать новые рабочие места на производстве. Пока такой функции предприниматели не выполняют. Они заняты накоплением собственного богатства, материализа­цией его в виде строительства коттеджей, гаражей, приоб­ретения квартир, машин, приватизации земельных участ­ков и т.д.

Фактор права собственности выступает определяющим в развитии предпринимательства. Только собственник может самостоятельно принимать решения и воздейство­вать на их результативность. Предприниматель стремится приумножить свою собственность, ибо она обеспечивает свободу выбора сферы бизнеса, установления цен, распре­деления дохода, принятия управленческих решений, га­рантий риска и т.д.

Таким образом, под предпринимателем следует пони­мать собственника, обладающего специальными навыками организации и ведения производства, сферы услуг или научного изыскания, видящего перспективу развития об­щественного дела и умеющего оценивать его результатив­ность, общественную и личную целесообразность. В фор­мировании такого класса собственников-предпринимате­лей состоит одна из главных задач создания смешанной экономики, которая предполагает наличие различных форм хозяйствования, базирующихся на разных формах собственности. Развитие смешанной экономики как раз и способствует выбору товаропроизводителями форм собст­венности и хозяйствования.

С преобразованием командно-административной сис­темы хозяйствования даже традиционно советские хозяй­ственные структуры обретают не только административ­ную, но и экономическую самостоятельность. В их дей­ствиях и экономических расчетах начинают проявляться элементы отношений собственности. Это касается как непосредственно производства продукции, так и ее рас­пределения, реализации, решения социальных вопросов жизни населения.

Реформирование производственных и организационно-экономических отношений должно происходить посредст­вом создания хозяйственных структур, базирующихся на самостоятельных товаропроизводителях, ориентирован­ных на рынок и способных функционировать в условиях рынка. Необходимо, чтобы хозяйствующий субъект мог самостоятельно выбрать вид производственной деятельнос­ти, форму собственности, способ организации производст­ва и своих интересах использовать полученный резуль­тат. Обеспечить указанные условия можно посредством реформирования отношений собственности.

При обосновании рыночных форм хозяйствования ру­ководствуются следующими организационно-экономичес­кими принципами:

принципом экономической целесообразности. Следует освоить и внедрить такие формы хозяйствования и собст­венности, которые бы сопровождались если не ростом, то, по крайней мере, прекращением спада производства;

нельзя все и вся разрушать. Надо сохранить социаль­ную базу, обеспечить всем жителям страны равные права пользования производственной и социальной инфраструктурой; при выборе форм собственности и форм хозяйствова­ния необходимо учитывать менталитет нации, использо­вать преимущества местных условий, обеспеченность тру­довыми ресурсами и т.д.;

надо быть крайне осторожным при определении при­оритетов в развитии тех или иных форм хозяйствования, ибо бесперспективное производство может сыграть регрес­сивную роль;

необходимо обеспечивать постепенный переход от одних форм предпринимательской деятельности к другим, от менее развитых форм собственности к более развитым;

не следует забывать о принципе добровольности выбо­ра форм хозяйствования.

Для рыночной экономики характерна следующая структура отношений собственности:

ведущая роль принадлежит крупным акционерным компаниям с достаточно высокой концентрацией капита­ла;

за ними следует большое количество средних и мел­ких хозяйств с акционерной или частной собственнос­тью;

существенная роль в большинстве индустриальных стран принадлежит государственной и муниципальной соб­ственности, особенно в тех секторах экономики, которые не могут руководствоваться чисто коммерческой деятель­ностью.

Перед странами СНГ стоит задача — перейти примерно к такой же структуре отношений собственности, как в промышленности, так и в сфере сельскохозяйственного производства, с учетом местных условий и традиций. Эта задача может быть решена только при условии формиро­вания системы рыночных отношений. Становление же рынка предполагает экономическую свободу всех субъек­тов собственности и звеньев хозяйствования. Экономичес­кая свобода — это выбор хозяйствующими субъектами форм собственности; рациональный отбор методов хозяй­ствования, поставщиков сырья и оборудования, а также потребителей продукции; определение вида продукции и объемов ее производства; взвешенная оценка перспектив развития; установление или регулирование цен на реали­зуемую продукцию.

В рыночной экономике именно конкуренция способст­вует достижению высокой производительности труда и мировых стандартов качества продукции. Конкуренция на

рынке труда — это один из основополагающих принципов рыночной экономики. Она является мощным ускорителем снижения затрат на производство продукции, порождает стремление производителей вырваться вперед в вечной гонке снижения затрат.

Государство не в силах взвесить потребности граждан и дать надлежащие директивы производству. Да и стрем­ление государства централизовать в своих руках распре­делительные функции отрицательно сказывается на эф­фективности общественного производства. Совершенно очевидно, что экономическая система, которая не распо­лагает механизмом для приведения производства в соответствие с общественными потребностями, несостоя­тельна.

Вместе с тем государство не должно пускать на самотек процесс формирования рыночных структур. Формирование перспективной структуры товарного хо­зяйства по соотношению в нем крупных, средних и мелких предприятий, различных типов собственности должно носить разумный, продуманный характер. При­оритет должен быть отдан производствам, обеспечиваю­щим более высокую производительность труда. Именно с этих позиций необходимо оценивать путь движения экономики к рынку.

Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В плановой эконо­мике государственное управление играло решающую роль в определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Поэтому в переходный период, с одной стороны, происходит умень­шение степени государственного вмешательства в эконо­мику и государственное регулирование экономических процессов теряет всеобъемлющий характер. С другой стороны, меняются формы и методы государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху то­талитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период. Однако в переходной экономике роль государствен­ного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной рыночной сис­теме государство только поддерживает ауру для разви­тия экономики. В странах же, только ставших на путь формирования рыночных систем, рынок находится в стадии становления, его регулирующие возможности еще недостаточно высоки. Это и обусловливает необходи­мость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы. Переход от планового хозяй­ства к рыночному не происходит автоматически, стихий­но. Государство призвано регулировать процесс перехо­да, стимулировать создание инфраструктуры рынка, ус­ловий для его нормального функционирования. К тому же усиление регулирующей роли рынка непременно предполагает, что сам рынок должен стать объектом регулирования со стороны государства.

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Функции государства это основные на­правления его деятельности, посредством которых реа­лизуется назначение государства как политической орга­низации, добившейся стабильности в обществе. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. Ведь переход к рынку от высокоцентрализованной и админи­стративно управляемой экономики должен быть целена­правленным, в противном случае революционный слом старого механизма приведет к экономическим разруше­ниям и стагнации, подрыву государственности. Можно выделить две группы регулирующих функций государ­ства. Во-первых, группа функций по созданию условий эффективной работы рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно ры­ночных регуляторов.

К первой группе относится функция обеспечения пра­вовой базы и создания общих правовых условий экономи­ческой деятельности субъектов хозяйствования, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как глав­ной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных процессов и перераспределения дохо­дов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирова­ния экономического роста.

Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике. Если в развитой рыночной экономи­ке обеспечение правовой базы реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйствен­ного законодательства и внесения в него частичных кор­ректировок, то в переходной экономике необходимо заново создавать всю базу хозяйствования. Это далеко не простое дело. Ведь законы разрабатывают, принимают и исполня­ют люди, еще недавно жившие в условиях, которые сегод­ня они призваны существенно изменить. Кроме того, многое в жизни общества меняется. Принимая законы, нужно уметь предвидеть будущее, поскольку правовая основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоян­ные и существенные изменения в хозяйственном законода­тельстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику.

Государству принадлежит важная роль в стимулирова­нии и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополи­зации рынка, характерным для экономики переходного периода, реализация данной функции приобретает особое значение. Во-первых, нужны законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы. Во-вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конку­рентных рынков. В-третьих, следует открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. В-четвертых, должны быть законы, поощряющие конкуренцию и запре­щающие монополистические объединения и соглашения относительно цен.

Формирование рыночной системы предполагает обес­печение экономической и политической стабильности. С одной стороны, это необходимо для нарождающегося внут­реннего бизнеса, а с другой —для привлечения иностран­ного капитала.

Необходимость реализации государством стабилизацион­ной функции обусловлена кризисным состоянием переход­ной экономики, для которой характерны снижение экономи­ческой активности и спад производства, высокий уровень инфляции, тяжелое финансовое положение предприятий и снижение инвестиционной активности, безработица и паде­ние уровня жизни большей части населения. В таких условиях резкое "сбрасывание" экономических проблем на рыночные механизмы саморазвития на основе рецептов монетаристской доктрины еще более ухудшит рыночную ситуацию. К тому же использовать сугубо рыночные формы не представляется возможным, потому что система рыночных институтов, через которые можно было бы воздействовать на экономическую материю, отсутствует в переходной экономике или находится в эмбриональном состоянии.

Государство призвано сыграть существенную роль в становлении рынка и его сегментов, институтов и инфра­структуры. Целенаправленная реализация государством функции экономической стабилизации должна обеспечить не только равновесие в сложившихся условиях, но и выход из кризиса. Этого можно достичь на основе разработки и реализации научно обоснованной модели становления и развития рыночной системы, построенной с учетом сло­жившихся условий, внутренних и внешних факторов эко­номического развития.

Переход к рыночной экономике сопровождается рез­ким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения. Причем этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, кото­рые обостряют проблему неравенства, вызывая снижение жизненного уровня населения. Государство вынуждено более интенсивно участвовать в регулировании распреде­лительных процессов, происходящих в переходной эконо­мике. Цель государственного вмешательства — сократить различия в размерах доходов между отдельными субъек­тами путем их перераспределения.

При этом главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам, поскольку воз­можности увеличения налогообложения ограничены. Высокие налоги снижают условную активность. Не без­граничны и возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов. Зна­чительное увеличение их размеров и продолжительности выплат ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет как на экономику, так и на социальную атмосфе­ру в обществе.

Посредством определенных финансово-бюджетных ин­струментов (дополнительное налогообложение или предо­ставление субсидий) государство получает возможность предотвращать негативные и стимулировать позитивные, с точки зрения общества, эффекты частной экономической деятельности.

В тех сферах, где рынок оказывается неспособным в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных товарах", го­сударство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и при­звано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.

Регулирующие функции государство выполняет по­средством административных или экономических методов. Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу хозяйствования. Они преобладали в командной экономике. Экономические методы адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее косвенно на производите­лей и потребителей товаров и услуг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...