Билет 2. Институционализация конфликтологии в России
Билет 2. Институционализация конфликтологии в России Первый этап – до 1924 года – характеризуется зарождением и развитием практических и научных знаний о конфликтах, но как специальный объект исследований конфликт не выделяется.
Второй этап – 1924-1989 гг. – начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках правоведения и социологии. В обществе закладывалась и целенаправленно создавалась бесконфликтная модель с положительной обратной связью, для которой характерно не развитие, а загнивание и развал в той или иной форме. Под прикрытием этой теории реально существующие в стране острые конфликты утаивались, загонялись внутрь. Однако, скрывать множество социальных конфликтов, существовавших в советском обществе, становилось все труднее, поскольку со временем они становились все многообразнее и острее. Различного рода коллизии проявлялись и в политике, экономике, быту. Главным из них был конфликт между господствовавшей советской и партийной элитой, номенклатурой и большинством народа, который с огромной силой и выплеснулся наружу в начале 90-х годов. Конфликтная же модель ассоциировалась с расстановкой сил на международной арене, где " империалистические силы" противостоят " международному рабочему движению" и " социалистическому лагерю". Причем первые атрибутировались как " реакционные", вторые - как " прогрессивные". Впрочем, существовала еще и " внутренняя контрреволюция", периодически меняющая свое лицо. Все же с середины 50-х годов, когда теория конфликта стала одной из господствующих парадигм в западной социологии, и в советской литературе стали появляться первые исследования по проблемам социального конфликта. Это были исследования о конфликтах в международных отношениях, в семье и на производстве. Но все же в целом западная теория конфликта в советской литературе оценивалась резко негативно. Она квалифицировалась как “буржуазная”, “апологетическая”, “антикоммунистическая”. Подчеркивалось, что эта теория является, с одной стороны, альтернативой марксизму, а с другой стороны, противостоит некоторым устаревшим буржуазным концепциям.
Но в 80-е годы некоторые советские социологи вынуждены были признавать определенные достижения западной конфликтологии. Однако, вплоть до начала 90-х годов в советском обществоведении существовал явный недостаток научных знаний о конфликте, который не преодолен в полной мере и до настоящего времени. Третий этап – с 1990 – Окончание " холодной войны", падение Берлинской стены, распад Советского Союза привели к бурному росту международных и региональных конфликтов, интенсивному росту терроризма во всем мире. Это объясняется тем, что перестали существовать два основных антагонистических полюса, а ожидаемое синергетическое состояние (взаимное позитивное отношение элементов системы друг к другу, ведущее к появлению позитивной обратной связи в системе, характеризующейся бесконфликтньм состоянием) так и не наступило. Конфликтология выделяется в самостоятельное научное направление и учебную дисциплину. В этих условиях и возникла настоятельная потребность в разработке отечественной конфликтологии в качестве самостоятельной отрасли научных знаний. Этот процесс стал особенно активным с начала 90-х годов. Ныне насчитывается уже около 2, 5 тысяч публикаций по проблемам конфликта. В работах отечественных ученых за последнее десятилетие был обобщен опыт зарубежных исследований, дан анализ социальных конфликтов в современном российском обществе.
Возникла и стала постепенно расширяться и практика посреднической деятельности по разрешению конфликтов. Созданы специальные центры по разрешению конфликтных ситуаций в Москве и Санкт-Петербурге, Калуге и Белгороде, Новосибирске и Красноярске. В вузах страны началось преподавание конфликтологии в качестве учебной дисциплины, обязательной для подготовки специалистов по экономике, менеджменту, правоведению и ряду других специальностей. Подготовка специалистов – конфликтологов начата в ряде крупнейших университетов страны, в том числе и через систему аспирантуры. Усилилось сотрудничество отечественных и зарубежных ученых, по этой проблематике стали чаще проводиться научные конференции, семинары и т. п. Появились первые научные периодические издания, посвященные социальным конфликтам. Билет 3. Мировоззренческие предпосылки конфликтологии Понятие конфликта как борьбы автономных воль лежит в фундаменте либеральной идеи.
Идея общественного договора – разрешение конфликта, а также сохранение свободы воли и достижение согласия на всеобщем основании.
Конфликт предполагает: − Позиционность (у каждого субъекта есть своя позиция) − Рефлексивность (наличие существенного основания) − Конфликт – форма равенства (в отличие от доминирования и принуждения) − Конфликт – проявление свободы
Мировоззренческие предпосылки: 1. ) Идеи либерализма: свобода и конфликт неразлучимы. Либеральные идеи Локка, Гоббса, Руссо и др. -> Естественное состояние во всех теориях – свобода -> Свобода предполагает конфликт. 2. ) Теория общественного договора: соединение частичного интереса со всеобщим. Предполагается, что конфликт будет приводить не к подавлению или уничтожению воли, а к достижению согласия и сохранению при этом свободы воли. Процессуальность общественного договора связана с социальным конфликтом, т. к. имел неотчуждаемые права, при реализации которых с другими индивидами общественный договор: − Препятствует индивидуальному произволу − Предполагает меры (? ) (законодательная власть) − Дает средства разрешения конфликта (законодательная власть)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|