Билет 5. Позитивистская традиция в интерпретации конфликта: Э.Дюркгейм и Т. Парсонс.
Билет 5. Позитивистская традиция в интерпретации конфликта: Э. Дюркгейм и Т. Парсонс. Позитивизм — направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. К началу XX в. интерес ученых, прежде всего социологов и психологов, к исследованию конфликтов определился со всей отчетливостью. Конфликт признавался нормальным социальным явлением. Указывалось на ряд биологических, психологических, социальных и других факторов, которые с неизбежностью порождают конфликты. Эмиль Дюркгейм – один из основоположников французской социологической школы – ставил знак равенства между общественным состоянием и социальной солидарностью. Он считал, что люди объединяются в общества не ради индивидуальной и групповой вражды, а вследствие взаимной потребности друг в друге. Толкотт Парсонс рассматривал общество как систему отношений между людьми, связующим звеном которой являются нормы и ценности. Он следовал следующим положениям: а) любая социальная система представляет собой относительно устойчивую и хорошо интегрированную структуру; б) каждый элемент этой системы имеет определенную функцию, внося тем самым вклад в поддержание ее устойчивости; в) функционирование социальной структуры базируется на ценностном согласии членов общества, которое обеспечивает необходимую стабильность и интеграцию. По Парсонсу, возможность конфликта заложена в самом процессе социализации, в ходе которого человек оказывается приобщенным не только к способам функционирования социальной системы, но и к нормам и ценностям соответствующей культуры. В конфликт может перерасти несоответствие, определенная напряженность, складывающаяся при социализации между внутренними физиологическими потребностями организма и потребностями человека в социальных отношениях.
По мнению Т. Парсонса, каждое общество относительно устойчивая, хорошо интегрированная и стабильная структура; каждый элемент общества имеет определенную функцию, т. е. вкладывает нечто в поддержание устойчивости системы; функционирование социальной структуры основывается на ценностном консенсусе членов общества, обеспечивающем стабильность и интеграцию. Парсонс формулирует ряд функциональных предпосылок стабильности общества, обеспечение которых позволяет сохранить социальную систему в рамках сложившихся норм и ценностных ориентации, избежать социальных конфликтов и потрясений. Это, во-первых, удовлетворение основных биологических и психологических потребностей значительной части членов данного общества. Во-вторых, эффективная деятельность органов социального контроля, воспитывающих индивидов в соответствии с господствующими в данном обществе нормами. В-третьих, совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками, в связи с чем индивиды выполняют предписанные им обществом функции и задачи.
В пятидесятые годы XX в. структурный функционализм стал синонимом социологической теории. Т. Парсонс, Р. Мертон, Л. Козер полагали, что функциональный анализ является ключевой формой теоретических суждений об обществе, предполагающих его объективный характер. Общество осмысляется как объективная реальность, находящаяся вне и над индивидами, состоящая из социальных фактов. " Устойчивые: связи между социальными фактами называются социальной структурой. Основное внимание и мелело смысле в рамках такого подхода сосредоточивается на том, как социальные структуры влияют на поведение людей, детерминируют социальное действие. Разумеется, признается, что эти социальные структуры сами являются продуктом человеческой деятельности и имеют свой генезис, но основное внимание сосредоточено на объяснении того, какие структуры и каким образом определяют социальное действие.
Билет 6. Традиция понимающей социологии: конфликт как форма социальности. Понимающая социология - направление социологии, исходящее из важности понимания субъективного смысла действия как основного метода познания жизни. Понимающая социология противопоставляется позитивизму и натурализму. Этот тип научной социологии создали немецкие социологи Георг Зиммель (1858 – 1918) и Макс Вебер (1864 – 1920). В основе их методологии – принципиальная противоположность законов природы и общества. Поэтому должно быть и два типа научного знания: науки о природе (естествознание) и науки о культуре (гуманитарные знания). Явления природы можно наблюдать как бы со стороны и расчленяя, синтезируя, экспериментируя можно понимать их сущность и объяснять. Социологические явления человек не может объяснить объективно, т. к. всегда находится внутри них, воспринимает и описывает их так, как увидел и понял, т. е. только субъективно. Наблюдать в обществе мы можем только цепочки реальных действий индивидов. А далее мы можем только сконструировать наши объяснения их действий на оснве понимания мотивов их поведения. Поэтому с точки зрения Земмеля и Вебера, природу можно объяснить, социальное – можно только понять. Для них предмет социологии не общество, не коллективное, а только индивид с его сознанием, мотивацией, рациональным поведением. Они постоянно подчеркивали важность понимания социологом именно субъективного смысла, который вкладывается в действия самим действующим индивидом. Главный инструмент познания – чистые формы или идеальные типы социальной действительности. Эти идеальные логические конструкции должны отражать типичные социологические явления (например, власть, религия, капитализм, бюрократия и т. п. ) и служить для соотнесения, сравнения с ними социологической реальности. Эти выделенные с помощью наблюдения и анализа идеальные типы позволяют лучше понять реальность, смысл того, что переживается людьми, даже когда они сами этого не понимают.
Вебер ввёл понятие статусных групп на смену индивиду и классу как субъекту социального конфликта. Исследование таких групп позволило Веберу стать теоретиком социального конфликта. Согласно Веберу, любое общество может быть рассмотрено как составленное из статусных групп, имеющих разную степень доступа к богатству, власти и престижу, которые озабочены тем, чтобы упрочить своё влияние путём установления социальной дистанции и монополизации экономических возможностей.
Принципиальные положения веберовской понимающей социологии: а) Понятие социального действия, которое нацелено на взаимоотображение мотивации поведения индивидов; b) Конфликт не отрицает, а наоборот, предполагает наличие базового согласия (общего отрицания), к которому стремятся участники конфликта; с) Социальный конфликт отличается от межсубъектной напряжённости; d) Типология социальных действий может быть применена и к конфликтному поведению как к частному случаю социального действия (целерациональное, ценностно-ориентированное, аффективное, традиционное). · Аффективное действие - действие, определенное актуальными чувствами и аффектами. Является составной частью всех социальных конфликтов. · Традиционное действие. На основе данного типа формируется множество социальных конфликтов. Условно их можно назвать конфликтами разрыва с традициями: таков межпоколенный конфликт, конфликты национального самосознания, конфликты самоопределения, сопровождающие процессы модернизации общества. · Целерациональное действие является наиболее релевантным и отвечающим тенденциям рационализации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|