Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет 14. Цивилизационный подход




Билет 14. Цивилизационный подход

Прямая противоположность постисторической точке зрения. Одна из новейших версий данного подхода представлена в работе С. Хантингтона. " Столкновение цивилизаций".

 

Понятие цивилизации

· Хантингтон замечает, что идея цивилизации впервые была разработана французскими философами XVIII века как антитеза варварства. Цивилизация первоначально трактовалась как оседлое, городское, грамотное общество.

· Немецкие философы XIX века противопоставили цивилизацию культуре.

· Хантингтон отстаивает идею множественности цивилизаций, основой которых являются язык и религии

 

В новом мировом устройстве основным источником конфликтов будет не идеология и экономика, а культурные различия.

Наиболее значимые конфликты будут разворачиваться между нациями и государствами, принадлежащими к разным цивилизациям. Конфликт между цивилизациями – завершающая фаза эволюции глобальных конфликтов.

 

Цивилизация, по Хантингтону – это культурная общность наивысшего ранга.

Основные характерные черты:

1. Язык

2. История

3. Обычаи

4. Институты

5. Самоидентификация людей

 

Самые существенные конфликты произойдут на линии разлома между цивилизациями.

Причины:

1. Различия цивилизаций наиболее существенны и устойчивы (разные взгляды на религию, человеческие взаимоотношения, отношения между гражданином и государством, разные представления о правах и обязанностях, свободе, равенстве и иерархии)

2. Взаимодействие между цивилизациями укрепляет цивилизационное самосознание, следовательно обостряются разногласия и враждебность

3. Глобализация экономики размывает идентификацию людей по признаку места жительства => ослабевает роль нации-государства как источника идентификации, следовательно увеличивается роль религии.

4. Раздвоение роли запада. С одной стороны, западные страны более могущественные, с другой, незападные стремятся вернуться к собственным корнем. /пример: " Возврат в Азию" Японии, провал насаждения западных идей на Ближнем Востоке и " реисламизация" /

 

Разумеется, далеко не всегда цивилизационные различия вызывают конфликт, а он не всегда выражается в форме насилия.

 

Билет 15. Социальный конфликт в интерпретации Тоффлера

Разновидность цивилизационного подхода к современному социальному конфликту.

 

Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна — результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна — результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам. Границы между продавцом (производителем товара и (или) услуги) и покупателем (потребителем) стираются — «prosumer» может сам удовлетворить все свои потребности.

 

Суть: Социальный конфликт связан с кризисом индустриального общества и процессом становления общества " третьей волны" (всесторонняя информатизация, дестандартизация групповых и индивидуальных стилей жизни)

 

Основные конфликтующие стороны: носители ценностей постиндустриализма и приверженцы индустриализма.

 

Столкновение происходит на всех областях на всех уровнях:

1) Соперничество между регионами, ориентирующимися на индустриальное или постиндустриальное развитие

2) Противостояние отраслей " второй волны" (сталелитейная, автомобильная) и " третьей волны" (компьютерные и нанотехнологии, микроэлектроника). Первые требуют государственных субсидий, а вторые – свободную торговую политику.

3) В сфере образования. Преподаватели старой школы ориентированы на стандартизирующие методы обучения; новая школа основана на индивидуальном подходе и разнообразии образовательных методик.

4) В сознании людей. С одной стороны, идеализация прошлого (технофобия), религиозность. С другой – научный и рациональный подход.

5) Основной формой общественного богатства Тоффлер считает информацию. Причиной конфликта становится контроль над информацией => власть и влияние.

 

Власть переходит из сферы производства в сферу распределения. Отсутствие информации означает отчуждение от принятия решений и организации.

 

Новые формы конфликта: информационные войны (борьба стандартов, информационное соперничество, компьютерный шпионаж).

Наиболее " конфликтогенные силы" (по Тоффлеру): политизированные религиозные течения, профашистские политические объединения, патологические формы экологического движения, противники абортов и другие силы, стремящиеся к стандартизации и возврату в прошлое.

 

Очевидно сходство волновой теории с формационной теорией Маркса, однако волны, в отличие от формаций Маркса, сменяют друг друга в результате эволюции, а не революции. По Марксу революция — это локомотив истории, но, с точки зрения эволюционной теории, революции только затормаживают развитие. По Тоффлеру-же, наоборот, главный двигатель истории — технический прогресс, и, хоть очередная волна приходит в результате качественного скачка и является грандиозным поворотом истории и величайшей трансформацией всех сторон общественной и личной жизни, эти изменения бескровны и носят эволюционных характер.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...