Билет 16. Социальный конфликт и его структура.
Билет 16. Социальный конфликт и его структура.
Социальный конфликт - в широком смысле - конфликт как объективное проявление социальных связей людей; специфический способ взаимодействия личностей и социальных групп при расхождении во мнениях и взглядах, столкновении интересов, противоборстве преследующих свои цели сторон. Социальный конфликт - в узком смысле - конфликт, непосредственной причиной возникновения которого становятся разногласия социальных групп в мотивации трудовой деятельности, ухудшение их экономического и статусного положения в целом или в сравнении с другими группами, снижение степени удовлетворенности совместной работой. Функции конфликта имеют общий и специальный характер. Они связаны с типом и уровнем конфликта. Могут быть выделены следующие функции: а) интегративная; б) коммуникативная; в) мобилизационная; г) деструктивная; д) конструктивная. Баланс негативного и позитивного начал в структуре каждого конкретного социального конфликта. Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс. Структура социального конфликта может быть представлена следующим образом: § противоречие, которое выражено в проблеме и является объективной предпосылкой конфликта (источник конфликта); § люди как носители данного противоречия, представляющие различные социальные интересы (субъекты конфликта); § объект конфликта (скрытые нужды), блага, ресурсы, по которых поводу чего возникает конфликт;
§ предмет конфликта (открытые нужды), материальные образования с ним связанные; § столкновение субъектов конфликта (процесс, активная фаза), в котором как бы происходит “противоречие в действии”. Столкновение также характеризуется эмоциональной окраской и психологическими установками субъектов. Поскольку конфликт представляет собой высшую (активную) стадию развития противоречия, то в случае отсутствия последней составляющей (столкновения) мы имеем дело с латентным, т. е. скрытым конфликтом, выявление которого наиболее сложно. Такой конфликт также можно назвать “недоразвитым” в силу его остановки своего развития на стадии противоречия. Билет 17. Социальный порядок и конфликт, вклад М. Вебера. Вебер утверждал, что теория абстракции всеобщего как равной свободы для всех (Маркс) несостоятельна; рост интереса к его работам после войны, история показывала, что теория классовой борьбы опровергается. Для Макса Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других людей, действий; это арена, на которой действуют позитивно и негативно привилегированные группы. Они озабочены тем, чтобы в условиях конфликта материальных и идеальных интересов сохранить или даже упрочить свое влияние, отстоять свои экономические позиции, а так же амбиции и жизненные ориентиры. При анализе властных отношений Вебера интересуют не столько причины и характер актов насилия, сколько механизмы согласия с властными полномочиями. Для современного общества, по Веберу, наиболее адекватны рациональная система права, согласие с властью, основанное на законе, наличие конституционных основ правопорядка и развитого гражданского самосознания. Вебер ввёл понятие статусной группы как наиболее отвечающее возросшей сложности социальной структуры (вместо индивида и класса). Согласно Веберу, любое общество может быть рассмотрено как составленное из статусных групп, имеющих разную степень доступа к богатству, власти и престижу, которые озабочены тем, чтобы упрочить своё влияние путём установления социальной дистанции.
Маркс Вебер 1) Большое внимание уделял развитию конфликтов в полит сфере 2) главной причиной соц. полит конфликтов являются как страх за жизнь и имущества, так и за религиозные и полит убеждения. 3) полагал что для современного буржуазного общества характерно развитое правовое и гражданское правосознание (что увеличивает степень сознания в обществе) 4)однако это согласие не исключает полит конфликта между классами. Стратами и группами, которые имеют разные материальные и духовные интересы 5) вслед за Аристотелем подчёркивал, что одним из главных источником конфликтов является развившаяся в нём бюрократия 6) она реализует через систему гос. учреждений не только интересы государства, но и свои собственные (они осуществляют бюрократический произвол, которые является причиной конфликта) 7) Анализируя специфику бюрократии подчёркивал, что конфликт, между теми обязанностями, которые должен выполнять чиновник и его психологией - это реальность, которую всегда необходимо учитывать. 8) рассматривал соц. религиозные конфликты, как следствие проявления различных религиозных установок и ценностей, которые выражены в разных типах религиозного мировоззрения. Таким образом в центре внимания Вебера были конфликты различных статусных групп, которые отличаются эконом интересами, политическими амбициями и системами жизненной ориентации. Для него основными субъектами конфликта являлись: статусные группы, а не личности, как это было у Гопса.
Среди социологов, в чьих теоретических построениях проблема социального конфликта занимает доминирующее положение при объяснении социальных процессов и изменений (Вебер входит в их число), приняты следующие постулаты: 1. Каждое общество изменяется в каждой своей точке, социальные изменения вездесущи. 2. Каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом, социальный конфликт вездесущ. 3. Каждый элемент в обществе вносит свой вклад в его дезинтеграцию и изменение. 4. Каждое общество основано на том, что одни члены общества принуждают к подчинению других. Проблематика конфликта пронизывает все три главные направления творчества Макса Вебера: социологию религии, социологию политики и социологию экономической жизни, непосредственно связанные между собой: Проблематика конфликта в социологии политики. Наиболее очевидным образом проблематика конфликта проявляется в социологии политики, особенно в связи с анализом трех идеально-типических форм господства, подчинения или форм осуществления власти: традиционной, харизматической и рациональной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|