Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Художественно-историческая справка об авторской композиции и резьбы по дереву – резной рамы для зеркала




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по специальности

Декоративно прикладное искусство и народные промыслы (по видам)»

Тема: _____________________________________________________________ __________________________________________________________________

Студент: Кондрашов Пётр Алексеевич.

 

Группы 42 ДПИ

 

Руководитель_________________________

 

Консультант _________________________

 

Работа защищена «____» __________ 2017 г. с оценкой ___________

 

Секретарь ГЭК _____________/ _______________

Подпись Ф.И.О.

 

 

Москва


Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….4

Глава 1. Художественно-историческая справка об авторской композиции и триптихах в технике маркетри …………………………………………..………….……7

1.1. История столярного мастерства.

1.2. Техника маркетри, как художественно – эстетическая часть искусства

1.3. Зарождение техники маркетри………………………………………………………..20

1.4. История техники маркетри…………………………………………………… 22

1.5. Арнольдус Блёмерс……………………………………………………………………..29

1.6. История шкатулки……………………………………………………………………....30

1.7. Композиция и роспись шкатулки (папье-маше) в стиле лаковой миниатюрной живописи по мотивам картин голландских художников……………………………….………31

Глава 2. Технологическое обоснование художественного изделия «шкатулки (папье-маше) в стиле лаковой миниатюрной живописи по мотивам картин голландских художников»……………………………………………………………………..…………..…………..33

2.1. Описание и характеристика инструментов, материалов, оборудования и приспособлений………………………………………………...………...…………………………..……33

2.2. Технологическая карта ………………………………………………………………...36

2.3. Технология воплощения проектируемого изделия…………………………………..39

2.4. Охрана труда и техника безопасности……………………...........................................47

2.4.1. Организация рабочего места художника……………………………….………….47

2.4.2. Охрана труда и общие требования безопасности по данной специальности.….48

2.4.2.1. Пожарная и электробезопасность производственных помещений…………49

2.4.2.2. Общие требования безопасности по специальности ДПИ и НП..….…..51

Требования безопасности перед началом работы………………...…………..52

Требования безопасности во время работы……………………….…………..53

Требования безопасности в аварийных ситуациях………………..………….53

Требования безопасности по окончании работы……………….…………….53

2.4.3. Основы безопасности при проведении окрасочных работ………………………53

2.4.3.1. Воздействие ЛКМ на здоровье человека и основные меры по защите работников от действия вредных факторов…………………………………...…….54

2.4.3.2. Пожароопасные свойства ЛКМ и основные меры по обеспечению пожарной безопасности в окрасочном производстве……………………………………55

2.4.3.3. Требования безопасности к хранению лакокрасочных материалов и отходов производства……………………………………………………………………55

2.4.3.4. Требования безопасности к производственным процессам окраски и окрасочному оборудованию……………..………………………………………….58

2.4.3.5. Безопасность труда в окрасочном производстве. Общие требования…...…61

 

Заключение……………………………..…………………………………….…………………65

Список литературы…………………….………………………………………………………67

Терминологический словарь…………………………………………………………………..70

Приложение 1...………………………….………………………………………………….….76

 

 


Введение

 

Моей дипломной работой является авторская композиция на тему охоты выполненная на трипртихе размером: в технике маркетри

Работа в этой технике интересна мне своей сложностью, историей и необычной красотой и огромной разнообразностью древесных пород шпона, с уникальной фактурой и переливами цветов.

Актуальность данной работы – в том что использовании известного натюрморта для оформления прикладного предмета (шкатулки). Натюрморт делает изделие более красивым и привлекательным функциональным предметом. Кроме того, размещение на обложке фотоальбома красочного произведения искусств привлекает к нему внимание покупателей, позволяет развивать у них чувство прекрасного, вводит будущего пользователя данного предмета в мир Федоскинской росписи. Такая шкатулка может стать местом размещения разнообразных вещей, тематически связанный с размещенным на обложке натюрмортом.

Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

Жанр картины - натюрморт, сложен, так как вмещает в себя не только изображение предметов, в данном случае цветов, как таковое, но и психологические, философские аспекты, выражения мыслей, тем, вопросов и ответов, переживаемых художником. На полотне изображен букет цветов в вазе, что послужит увлекательной задачей в выполнении копии. Возможность посещения всевозможных выставок, где экспонируются произведения с изображёнными на них цветами, будет являться дополнительным обстоятельством для изучения картины и творчества А. Блёмерса.

Оптимальная функция художественного произведения обусловлена многими предпосылками. В первую очередь, это должно быть действительно художественное произведение, являющееся носителем изобразительной идеи, хотя бы частично понятной его владельцу. Только такие изделия способны удовлетворить человека эстетически, создать смысловую восприимчивость, воображение и фантазию. Но и хорошее изделие может оправдать своё утилитарное назначение только тогда, когда ему вместе с обстановкой будет придаваться не только дополнительная функция, но и эстетическая.

Новизна, прежде всего связана с новыми, современными технологиями и при этом с динамичные и живые краски позволяют создать нечто уникальное.

Объектом исследования является авторская композиция и роспись шкатулки (папье-маше) в стиле лаковой миниатюрной живописи.

Размеры шкатулки: высота – 24,5см, ширина - 18,5см.

Предметом исследования стала возможность размещения на функциональном предмете (шкатулке) классического произведения искусства, подбор натюрморта, воплощение приобретенных знаний, умений навыков в профессиональной деятельности композиции и росписи, выявление соответствия стандартного промышленного изделия и наиболее соответствующего ему произведения искусства.

Целью моей дипломной работы является освоение техники лаковой миниатюры и способа копирования, поиском нового, стимулом к изменениям и опытом. Создание нежной и воздушной росписи, чтобы она могла служить украшением интерьера колледжа, функционально-бытового предмета.

Выбор техники обусловлен тем, что, по моему мнению, лаковая миниатюра - это наиболее оптимальный вид изобразительного искусства.

Задачами дипломной работы будут следующие пункты:

1. дать описание истории лаковой миниатюры, в том числе и натюрморта;

2. изучить подробно стадии технологического процесса изготовления шкатулки;

3. ознакомиться с охраной труда и техникой безопасности.

Методами исследования в данной дипломной работе является:

1. сравнительный анализ исторического развития федоскинской росписи и ее использовании в оформлении бытовых предметов;

2. подбор необходимых технологий и определения оптимальной последовательности их применения;

3. определение соответствия процесса изготовления изделия основным требованиям техники безопасности и охраны труда.

Источниками информации являются опубликованные нормативные правовые акты, учебники, учебно-методические пособия, периодические издания (газеты и журналы) и ресурсы сети Интернет.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литература и приложения.

Во введении сформулирована цель и задачи работы, определены методы, выделены объект и предмет исследования, проанализированы источники информации и дана краткая справка о структуре работы.

Первая глава «Художественно-историческая справка авторской композиции и росписи шкатулки (папье-маше) в стиле лаковой миниатюрной живописи» посвящена темам напрямую связанным с моей работой, таким как таким как история Федоскино, её развитие и развитие натюрморта, биографические сведения о жизни и творчестве А. Блёсерса, техника лаковой миниатюры, а так же описание композиции творческих этапов росписи, а так же ведение мной работы с материалом.

Вторая глава «Технологическое обоснование художественного изделия авторская композиция и роспись шкатулки (папье-маше) в стиле лаковой миниатюрной живописи» ознакомит с инструментами и материалами, которые использовались и применялись для выполнения дипломной работы и с технологической картой выполнение изделия.

В теме «Охрана труда и техника безопасности» дается обзор условий организации рабочего места художника, электробезопасности, пожаробезопасности, описаны общие требования безопасности по профессии и основы безопасности при проведении окрасочных работ.

В заключении сформулированы основные выводы.

Список литературы содержит 43 наименования.

Термины, употребляющиеся в тексте дипломной записки, требующие более точного значения и пояснения, будут указаны в разделе «Терминологический словарь».

В приложении представлены натюрморты и фото этапов моей дипломной работы.

 

 


Глава 1. Художественно-историческая справка об авторской композиции и резьбы по дереву – резной рамы для зеркала

История резьбы по дереву

 

Искусство лаковой живописи родилось на Востоке, в Японии и Китае, еще в глубокой древности. Легкость и прочность материала, высокое качество лака, совершенство живописных форм, отточенных веками, превращали восточные лаки в настоящие художественные ценности. В средневековье искусство росписи лаковой поверхности проникло в Персию, а в начале XVIII века — в Европу. В это время приобретают известность французские лаки, особенно фирма братьев Мартэн, шотландские лаки. В Германии в 1763 году в Брауншвейге открывается фабрика лаковых изделий Штобвассера, разработавшая технологию производства высокого качества лаковых изделий. Изготовление первых лаковых изделий в России относится к началу XVIII века. При декоративном оформлении "Китайского кабинета" дворца Монплезир в Петергофе (1716-1722) было использовано 94 лаковых панно, выполненных русскими мастерами-иконописцами в китайском стиле. В середине - конце XVIII века появилось большое число лаковых табакерок из папье-маше. Роспись, украшающая их поверхность, превратила эти изделия в настоящую драгоценность. Живопись обычно представляет собой аллегорические и пасторальные сцены, либо композиции из цветочных гирлянд и букетов и сохраняет прихотливое изящество мотивов рококо или стройную ясность и непосредственность ранней классики.

Во второй половине XVIII века появляются табакерки, украшенные металлическими чеканными медальонами с портретами Петра I, Екатерины II или медалями, выбитыми в честь каких-либо важных событий. Искусство художников-миниатюристов как художественное явление формировалось под воздействием русской живописи XVIII—XIX веков, в то же время художники, создавшие лаковые изделия, были плоть от плоти народа и привносили в свое творчество ярко декоративную народную традицию.

Массовое производство лаковых изделий в России начинается в конце XVIII века, и честь основания этого дела принадлежит московскому купцу П. И. Коробову, имевшему под Москвой в селе Данилкове фабрику по изготовлению лаковых козырьков для русской армии. В 1795 году он пригласил из Германии нескольких брауншвейгских мастеров, с помощью которых наладил на этой фабрике производство лаковых табакерок, бисерниц, шкатулок и других изделий, обучил росписи по лаку масляными красками в классической живописной манере местных мастеров из ближайших сел, многие из них были талантливыми крепостными художниками. Выпускаемые табакерки вначале они имели только круглую форму, затем. По мере развития производства создавались новые формы, расширялся ассортимент, совершенствовалась технология миниатюрной живописи на изделиях из папье-маше.

После смерти П. И. Коробова фабрика непродолжительное время находилась во владении его дочери Е. П. Коробовой, перейдя затем по родственной линии в собственность московским купцам Лукутиным, которым принадлежала на протяжении восьмидесяти пяти лет. Расцвет производства приходится на вторую половину XIX века, когда фабрикой владел А. П. Лукутин. Изделия этого времени называют «лукутинскими». П.В. Лукутин, обладая художественным вкусом и предприимчивостью, расширяет производство. Фабрика превращается в большое предприятие, где работает уже около 100 человек. В основном это русские мастера. При фабрике была создана рисовальная школа с 30-ю учениками, наиболее талантливые из которых направлялись в Строгановское училище для усовершенствования своего мастерства. Ассортимент при П.В. Лукутине значительно расширился: выпускаются табакерки, чайницы, шкатулки и коробочки, карточницы, которые украшались живописной миниатюрой, орнаментальной графикой. Искусство русской лаковой миниатюрной живописи достигло значительных высот. Продукция фабрики распространяется не только в России, но и вывозится за ее пределы. Мастера работали на фабрике по найму, многие из них были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы, некоторые имели художественное образование, полученное в Строгановском училище. Известны имена некоторых из них — С. И. Бородкин, А. А. Шаврин, А. В. Тихомиров, Д. А. Крылов и др.

Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.

С 1828 года на изделиях фабрики ставится клеймо с изображением Российского герба и инициалов владельца фабрики, после чего изделия повсеместно стали известны под названием «лукутинских» (Центральный государственный исторический архив Ленинграда, фонд 18, опись 2, единица хранения 600).

Наивысшего расцвета производство достигло в период современного ведения дела отцом и сыном Лукутинами (1843 – 1863). Продукция фабрики этого периода отличается большим разнообразием форм и совершенством миниатюрной живописи. Изделия предназначались для различных слоев населения того времени с учетом их потребностей. Лукутины расширили производство, организовали при фабрике рисовальную школу. Фабрика стала изготавливать из папье-маше различные изделия: коробочки, шкатулки, обложки для альбомов, чайницы, портсигары, бисерницы, подносы и многое другое. Изящество предмета, в котором гармонично сочетается форма и живописная роспись, восхищает и делает его настоящей драгоценностью. Лукутинские мастера черпали сюжеты свих произведений из литографий, гравюр, лубочных картинок, распространенных в крестьянской среде в середине XIX в. Привычные, повседневные, взятые из жизни картинки народных гуляний, мотивы чаепития, катания на лихих тройках стали своеобразными символами искусства русской лаковой миниатюры. С 1828 г. на изделиях фабрики ставится клеймо с изображением Российского герба и инициалами владельца предприятия. В истории Федоскина лукутинская миниатюра составила стилистическое понятие и целую эпоху. Федоскинская лаковая живопись на протяжении истории своего развития ориентировалась на образцы классической живописи: творчески переработанные в миниатюре на многочисленных шкатулках, кошельках, табакерках пейзажи, мотивы бытового сельского и городского жанра, портрет, сюжеты с историческими сценами, с известных полотен русских и иностранных художников. Выбор картин определялся их популярностью в русском обществе.

Федоскинские миниатюристы владели многообразными художественными приемами. Популярность получили также изделия с монохромной росписью по светлому фону, декорированные орнаментами в изящную цветную клетку «шотландку», росписью, имитирующей разводы пластин панциря - «под черепаху».

В 1904 г. лукутинская фабрика закрылась. В 1910 г. десять мастеров объединились в артель, получившую название «Федоскинская трудовая артель бывших мастеров фабрики Лукутина», которая стала преемницей лукутинской фабрики и просуществовала до 1961 г. Работы мастеров артели сохранились и сегодня представлены в коллекции ассортиментного кабинета фабрики. Это произведения С. И. Тардасова, И. С. Семенова, А.Е. Головченкова, И.В. Иванова, ИМ. Бабашко, АД. Крутикова, И.С. и B.C. Бородкиных и др. В росписи ранних изделий артельного периода преобладают авторизированные копии произведений русских художников, а также традиционные сюжеты с «тройками», «чаепитиями». Работы этого периода декорируются в традициях восточной лаковой миниатюры растительными и орнитоморфными мотивами, напоминающими китайские и японские лаковые коробочки.

Миниатюрная живопись Федоскино «Федоскинская лаковая миниатюра» исполняется масляными красками в три-четыре слоя — последовательно выполняются замалёвок (общий набросок композиции), пропись или перемалёвка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото или поталь, или делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесённая жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.

Виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим чёрным лаковым фоном, отточенное несколькими поколениями мастеров умение соотносить композицию росписи с формой изделия, сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными не только в России, но и в Европе. Ассортимент изделий фабрики был очень разнообразен — ларцы, шкатулки, многообразные по форме и размеру коробочки, крышки альбомов, чайницы, очёчники, кошельки, пасхальные яйца и др. Последний из Лукутиных — Николай Александрович, известный московский промышленник, коллекционер и меценат, поддерживал федоскинское производство, не приносившее ему прибыли. В 1893 году им был построен новый усадебный дом, в котором разместились и живописные мастерские. В 1904 году, спустя два года после смерти Н. А. Лукутина, фабрика была закрыта. Часть мастеров перешла на работу к В. О. Вишнякову, имевшему сравнительно большую домашнюю мастерскую в селе Осташково в десяти километрах от Федоскина.

Федоскинская артель

Миниатюрная живопись Федоскино. В мае 1910 года десять мастеров учредили «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных». Первые изделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея. В 1912 году в артели работало 14 мастеров и девять учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160 наименований изделий, которые по своему качеству не уступали знаменитым лукутинским и значительно превосходили аналогичные изделия вишняковской мастерской. Уже в 1913 году изделия артели были удостоены малой золотой медали на Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве. Некоторое время изображение этой медали штамповалось на оборотной стороне выпускавшихся изделий. В первые послереволюционные годы артель пережила большие сложности, обусловленные не только резким падением спроса на свою продукцию, но и негативным отношением новых властей, облагавших мастеров непосильным налогом и даже предпринимавших неоднократные попытки закрыть мастерские. Перелом в отношении к федоскинской миниатюре наступил после 1923 года, когда эти изделия были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве. Мастера Федоскинской артели, несмотря на тяжелые условия, старались сохранить свои художественные традиции лукутинской миниатюры. Коллективный труд в общих мастерских способствовал воспитанию молодых кадров и преемственности традиций.

Производство стало постепенно расширяться, увеличился спрос на федоскинскую продукцию, которую стали активно продавать за границу. Большую творческую помощь в 1930-х годах оказали федоскинским миниатюристам известные искусствоведы А. В. Бакушинский и В. М. Василенко. Характерной особенностью Федоскинского промысла является максимальное использование ручного труда. Что определяет неповторимость изделий и является основой для раскрытия творческой индивидуальности мастеров.

Вместе с тем на предприятии используются средства малой механизации, приспособления, станки и механизмы, применяемые на вспомогательном и заготовительном участках. В основном это нестандартное оборудование, позволяющее создавать изделия довольно высокого качества.

1920 – 1930 годы – время восстановления традиций Федоскинской миниатюры и обновления ее темами за счет копирования образцов художников Кустарного музея и произведений русской классической и советской живописи. Наряду с копиями создавались и самостоятельные композиции. В период Великой Отечественной войны старейшие мастера. Ученики профтехшколы, а также несколько художников, отозванных с фронта, в полуразрушенных производственных помещениях и по домам стали изготовлять лаковые изделия и расписывать их.

В 1930—1950-х годах художники Федоскина преимущественно занимались копированием произведений станковой живописи. Для расширения ассортимента изделий и обогащения творческого начала в деятельности артели в 1945 году при ней была создана экспериментальная мастерская, научное и творческое руководство которой осуществлял НИИ художественной промышленности. Были возрождены утраченные способы декорировки изделий — «скань», «цировка», «шотландка», «малахит», роспись по перламутру и др. Впервые перед художниками-миниатюристами была поставлена задача перевоплощения в декоративную миниатюру натурных зарисовок. Однако принципиально новый этап в истории федоскинской миниатюрной живописи, ознаменованный ростом авторского начала, пришёлся лишь на конец 1950-х годов.

В 1950 – 1960 годах художники Федоскино в значительной мере отказываются от копирования станковых произведений и обращаются к созданию собственных композиций на современные темы: городской и сельский пейзаж, русский фольклор, орнаментально-декоративное оформление изделий. В этот период формируется новое поколение художников, постоянно пополнявших творческий коллектив федоскинцев. Художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры. Большой вклад в развитие искусства Федоскино внесли: М. С. Чижов, С. П. Рогатов, М. Г. Пашинин, И. И. Страхов, В. Д. Липицкий, П. Н. Пучков и др. Основные темы их творчества — природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России. В 1960-х годах артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи. В 1931 году при Федоскинской артели была создана школа кустарного ученичества (ныне Федоскинская школа миниатюрной живописи).

Последующие годы ознаменовали значительный перелом в создании образов для тиражирования, а так же наметился новый подход к темам и сюжетам.

Портретное направление в Федоскино продолжают старые традиции лукутинских лаков. В основе миниатюры лежат картины, рисунки, фотографии, а художник привносит лишь соответственное восприятие первоисточника, не отклоняясь от оригинала. Что бы ни писали федоскинские мастера, будь то бытовой жанр, пейзаж, натюрморт, в основе всех их творческих дерзаний видна сознательная ориентация на создание достоверных, правдивых реалистических художественных образов, созвучных современности.

Сегодня эта славная эстафета перешла к ГУП «Федоскинская Ордена «Знака Почета» фабрика миниатюрной живописи». Изделия фабрики экспонируются за границу, участвуют в международных выставках, являются подарками на правительственном уровне. Мастера промысла «Федоскино» сохраняют культурную историческую славу Отчизны и ее национальную идею. Многие художники являются лауреатами Государственных премий, имеют звание «Народных» и «Заслуженных художников Российской Федерации», большая часть художников состоит в творческих Союзах России. В ассортименте фабрики преобладают традиционные художественные изделия: шкатулки, ларцы различных форм и размеров, изделия по заказу.

Федоскинский промысел лаковой миниатюрной живописи является частью единой культурной среды в общем национальном культурном пространстве Московской области. В этом уголке Подмосковья хранят традиции народного искусства, искусства лаковой миниатюры, создавая высокохудожественные произведения, глубокие по содержанию и самобытные по манере исполнения. Особый интерес у всех, кто приезжает в Федоскино, вызывает экспозиция коллекции подлинных работ художников Х1Х-ХХ вв., выполненных с соблюдением традиционной технологии и художественных приемов оформления, присущих данному промыслу, развернутая в здании фабрики. Посетителям предоставляется возможность познакомиться с основными периодами развития промысла миниатюрной лаковой живописи села Федоскино, увидеть редкие образцы изделий лаковой миниатюры. Ценной частью коллекции являются изделия Х1Х-начала XX вв., в том числе наиболее ранние произведения, относящиеся к 1830-1840-м гг., выполненные на мануфактуре Лукутиных.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...