Приемы внедрения в практику передового опыта.
Смысл и цель изучения и обобщения передового педагогического опыта заключается в том, чтобы достижения мастеров педагогического труда сделать достоянием всех учителей. Поэтому руководители школ, методических объединений должны не только хорошо знать педагогическую сущность и ценность того или иного опыта, но и широко пропагандировать и внедрять его в практику работы учителей. Внедрение — наиболее важный и наименее изученный этап в системе распространения передового опыта. Можно хорошо его изучить и обобщить, даже успешно пропагандировать и в приказном, порядке вынуждать его применять и все же успеха не добиться. Внедрение нелегко дается учителю, оно требует творческих усилий, способности к трансформации и к преодолению трудностей, большого желания и силы воли, настойчивости и умения анализировать свои ошибки и неудачи. Никогда внедрение не проходит гладко. Неудачи на первых порах, даже при самой тщательной подготовке, неизбежны. Нужен навык, приспособления, отработка приема с учетом своих индивидуальных данных. Даже простой, казалось бы, прием: научить работать с учебником на уроке — не всем дается. Что может быть проще: поставил вопросы, рассказал как и что делать — приступайте. А вот не получается, и мешают-то разные пустячки: у одного нет тетради, другой забыл ручку, у третьего нужная страница в учебнике выдрана... Оказывается, учитель-мастер все должен предусмотреть, научить самой технике работы и правильной подготовке к ней. Каковы же методы распространения передового педагогического опыта? Это прежде всего устная пропаганда: выступление учителя или лица, изучавшего опыт, на методических объединениях, педагогических советах, семинарах, конференциях, педагогических чтениях.
Действенной и эффективной формой распространения передового опыта является его показ, демонстрация: посещение уроков и внеклассных мероприятий, ознакомление с планами, конспектами, дидактическим материалом, тетрадями и другими видами работ учителей и учащихся. Внедрение передового опыта невозможно без практикумов и тренировок, когда речь идет о приеме и способе работы. Например, как овладеть техникой проведения лабораторной работы, киноурока и т.д. Одного объяснения и показа мало, нужно выработать навыки у учителей и учащихся. Важное место занимает наглядная пропаганда: постоянно действующие и передвижные выставки, методические уголки и т.д. Внедрение передового опыта — управляемый процесс. Руководители школ — не пассивные созерцатели и пропагандисты, они энергичные и активные деятели, организаторы, добивающиеся включения всего коллектива в творческие поиски и работу по внедрению всего ценного и передового в практику. В условиях школы деятельность руководителей школ в этом отношении весьма разнообразна. Заметив оригинальное, новое в опыте отдельных учителей при посещении урока, внеклассных занятий, руководитель школы сам рассказывает об этом на заседании педсовета или производственном совещании, разъясняет, в чем заключается педагогическая ценность этих приемов, и рекомендует другим учителям попробовать применить их, а если понадобится, то предварительно посетить урок коллеги, посмотреть эти приемы в действии. Не надо пренебрегать мелочами педагогической техники, не следует обязательно гнаться за передачей сразу всего передового опыта. Такая задача может оказаться для начала очень сложной, непосильной. Отдельный же удачный прием может применить каждый, даже начинающий учитель. Например, применение звукозаписи на уроках иностранного языка, комментированные упражнения по русскому языку, оригинальные приемы проверки домашних заданий и т.д.
Руководитель школы, заметив новаторские приемы в практике того или иного учителя, может предложить ему самому рассказать о них на методическом объединении или каком-либо совещании. При этом полезно иллюстрировать сообщение демонстрацией дидактического материала, детских работ и т.д., в которых выражаются новые элементы опыта, достигнутые результаты. Эта передача передового опыта отличается от предыдущей большой активностью учителя, но так же, как и в первом случае, она не требует от него письменного изложения своих мыслей, а потому доступна широкому кругу учителей. Передовой опыт находит свое отражение в планах или конспектах уроков, которые учитель часто пишет для себя. Обнаружив содержательные планы, карточки, другие записи, руководитель школы обращается к учителю с просьбой отредактировать эти документы для педагогического кабинета или уголка передового опыта, чтобы ими как образцом могли пользоваться другие учителя. Могут быть и сборники таких записей с пояснениями и уточнениями, сделанными завучем или методистом. Внедрение передового опыта в школьную практику зависит от соблюдения определенных правил, речь идет о поэтапной организации этого процесса. В одной из школ учительский коллектив наметил тему для внедрения: "Организация обратной связи как средство совершенствования учебного процесса". Что делает администрация и педагогический коллектив? Первый этап. Учителя изучают теорию вопроса, для них читаются лекции, составлен перечень литературы, в коллективе проходят диспуты и обсуждения. Коллектив научно подготавливается к работе по-новому, творчески себя подковывает, осознает необходимость внедрения результатов научных исследований и передового опыта по данному вопросу. В учительской появились различные схемы, таблицы, рекомендации. Тут и дидактические требования к системе обратной связи, раскрытие значения и функции контроля, особенности обратной связи при изучении материала, текущей проверке знаний, обобщающем опросе, виды и способы опроса, организация помощи отстающим и т.д.
Второй этап. Выделяется передовая часть учителей-мастеров по отдельным предметам (математике, литературе, географии, истории и т.д), которая начинает конкретную практическую работу по внедрению. Передовые учителя экспериментируют, составляют перфокарты, дидактический материал, работают с учениками, ищут лучшие варианты внедрения. В школе в массовом порядке подготавливаются кабинеты, ТСО, наглядные пособия и т.д. Администрация готовит материальную базу, устанавливает, где возможно, контролирующие устройства, в мастерских школы готовятся планшеты, грифельные доски и т.д. Таким образом, на втором этапе разрабатывается методика работы, создаются необходимые условия для конкретного внедрения опыта. Третий этап. Массовое изучение полученных результатов и постепенное внедрение отдельных элементов опыта. Учителя посещают уроки мастеров, внедривших в практику работы систему обратной связи, знакомятся с различными видами опроса, техническими средствами, изучают приемы работы, учатся составлять карточки, кодированные задания, осуществлять комбинированный опрос. Опытные учителя рассказывают о своем опыте, делятся материалами, обсуждают отдельные технические приемы, указывают на возможные ошибки, пути их преодоления. Администрация организует открытые уроки, проводит их обсуждение, особое внимание оказывает технологии процесса, выработке навыков, умений. Многие учителя начинают постепенно применять отдельные приемы, готовятся к широкому внедрению всего опыта. Четвертый этап. Широкое внедрение опыта в практику работы всех учителей. С помощью руководителей школы и передовых учителей весь коллектив применяет в своей работе обратную связь в процессе изучения материала и во время текущей проверки знаний и после изучения всей темы. Учителя используют как машинную, так и безмашинную систему обратной связи. Особое внимание уделяется тематическому контролю, организации помощи отстающим ученикам. Руководители школы и руководители методических объединений и учителя-энтузиасты посещают уроки отдельных учителей, корректируют их работу, своевременно оказывают необходимую помощь.
Аттестация учителей Целью аттестации является создание эффективной системы дифференцированной оценки и оплаты труда работников образования, стимулирующей их профессиональный рост, непрерывное повышение квалификации и результативности труда. Аттестация учителей проводится на основе экспертной оценки труда: его результативности и "качества учебно-воспитательного процесса. Аттестация проводится по желанию учителей. Педагогическим работникам, не изъявившим желания проходить аттестацию на присвоение категории, разряды по единой тарифной сетке, оплата устанавливается в зависимости от образования и стажа. Педагогические работники, желающие пройти аттестацию, обращаются в соответствующую аттестационную комиссию: для получения квалификационной категории "Учитель второй категории" ("Старший учитель") — в школьную аттестационную комиссию; для получения квалификационной категории "Учитель Первой категории" - в районную аттестационную комиссию; для получения квалификационной категории "Учитель высшей квалификации" — в областную аттестационную комиссию. Присвоение звания происходит на основе документальных материалов (стаж, характеристика и документ об окончании курсов ИПК), анализа преподавательской деятельности и результатов работы учителя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|