Оформление школы и учительской
Оформление школы — вопрос педагогический. Нужно отказаться от массы стендов, начисто закрывающих стены коридоров, классов, учительской. И дело не только в эстетическом воспитании детей. Социологи отмечают, что чрезмерное нагромождение картин, цифр, пропагандистского материала имеют обратное действие: никто не стоит и не читает этих материалов, они не производят впечатления. Еще нередко мы видим наспех сколоченные стенды с цветными картинками, вырезанными, из журналов. Дурной вкус, не достойный современной школы. Ряд школ выработали определенную систему оформления школы, и она, как нам кажется, сыграла немалую роль в воспитании детей. Прежде всего, на стенах было очень мало разных украшений и стендов. Пусть будет больше воздуха и меньше пыли. Во-вторых, мы обращали особое внимание на качество исполнения. Пусть меньше, но лучше. В-третьих, оформление носило тематический характер (с учетом возраста и.интереса детей). В-четвертых, соблюдалась периодичность сменяемости материалов. Содержание одних стендов менялось каждую четверть, других — раз в месяц, третьих — раз в полугодие. Содержание стендов определялось юбилеями, знаменательными датами, интересными событиями. На первом этаже, где занимались малыши, появились сказки, хорошо оформленные цветными репродукциями. Здесь же был стенд о правилах уличного движения тоже с красочными картинками и юмористическими комментариями. На 2-м и 3-м этажах было несколько тематических уголков: "В мире науки", "Клуб путешественников", "Юный математик", "Литературный альманах", "Современная живопись" и т.д. Оформление выполняли лучшие художники и умельцы школы, ученики и учителя, привлекались спонсоры, а порой и профессиональные оформители из художественной мастерской.
Оборудование и оформление учительской преследовало одну цель: создать для учителей максимум удобств для работы и отдыха. Школьная документация Осуществление функций управления во многом зависит от внедрения строго продуманной внутришкольной информации и отчетности, единых форм учебно-педагогической документации. Только на основе ритмично действующей прямой и обратной связи, достоверной информации руководители школы могут ставить конкретные задачи, принимать правильные решения, обеспечить их практическую реализацию. Одна из наиболее характерных особенностей управленческой информации в современных условиях — резкое возрастание ее объемов. Но было бы неверно сводить возрастание объемов информационных потоков к объективным причинам. Сказываются субъективные факторы, привычка многих руководителей к "бумажному" стилю руководства, желание побольше собрать сведений про запас, на всякий случай. Большая часть информационных нововведений является излишней, дублирующей сведения, отражаемые официальной документацией первичного учета. В некоторых школах общее количество различных дел, учетных книг и журналов достигает 80—90 единиц. Неудивительно, что у руководителей таких школ, охваченных бумажной текучкой, постоянно не достает времени на то, чтобы обдумать систему работы, по-настоящему управлять учебно-воспитательным процессом. Некоторые директора школ в целях "совершенствования" учебно-воспитательного процесса стали требовать от учителей и классных руководителей ежедневных рапортичек об успеваемости и поведении учащихся, сценариев и журнала проведения внеклассных, внешкольных мероприятий, отчетов о походах, соревнованиях, олимпиадах, подробных планов самообразования учителей, конспектов первоисточников, различных сведений о питании, подробных психолого-педагогических характеристик на каждого учащегося и т.д. В школе увеличилось количество планов и отчетов. Это только усложняет работу.
Документы учителя и классного руководителя очень просты: планы уроков и план воспитательной работы на четверть. Для себя учителя могут вести еще другие записи. Планы работы учителей и классных руководителей носят произвольный характер и составляются на основе существующих методических рекомендаций. Тематические планы, как правило, публикуются в методических журналах, и нет надобности требовать от учителя специальных разработок. Поурочный план должен быть у каждого учителя. План воспитательной работы, как показывает опыт, целесообразнее всего составлять на полугодие или учебную четверть. В нем важно предусмотреть тематику классных часов и основные мероприятия по учебной и воспитательной работе с коллективом и отдельными учащимися. У руководителей школы должны быть индивидуальные тетради посещения уроков и воспитательных мероприятий. Общешкольного контрольного журнала вести не следует, опыт показал его педагогическую несостоятельность: записи ведутся формально, он не удобен для руководителей школ, анализ уроков учителей не всегда этично делать предметом всеобщего обсуждения. Учебно-педагогическая документация: — Алфавитная книга записи учащихся. — Личные дела учащихся. — Классные журналы. — Журналы факультативных занятий. — Журналы групп продленного дня. — Книга учета бланков и выдачи аттестатов о среднем образовании. — Книга учета бланков и выдачи свидетельств о базовом образовании. — Книга учета золотых медалей "За отличные успехи в учении, труде и за примерное поведение". — Книга учета похвальных грамот "За особые успехи в изучении отдельных предметов" и похвальных листов "За отличные успехи и примерное поведение". — Книга учета личного состава педагогических работников школы. — Книга приказов по школе. — Книга учета и движения детей школьного возраста с 6 до 16 лет включительно; — Ведомость выдачи учащимся свидетельств о получении ими специальности.
— Журнал учета пропущенных и замещенных уроков. — Книга протоколов педагогического совета школы. — Копии актов о результатах инспекторских проверок работы школы. — Книга замечаний и предложений инспектирующих лиц, копии статистических отчетов школы. — Книга регистрации входящей и исходящей корреспонденции. Финансово-хозяйственная документация: — Технический паспорт школы. — Инвентарные списки основных средств. — Книга складского учета материалов на нужды учреждения. — Ведомости выдачи материала на нужды учреждения. — Ведомость оперативного учета движения малоценных и быстроизнашивающихся предметов, находящихся в эксплуатации. — Инвентарная книга библиотечного фонда школы. — Акты списания материальных ценностей. В делах школы должны находиться тарификационный список учителей и действующее штатное расписание. Виды отчетности: — Отчет начальной, базовой девятилетней и средней школы на начало учебного года — Отчет об успеваемости учащихся начальной, девятилетней и средней школы за учебный год. 628 -"""-- - Отчет начальной, девятилетней и средней школы за учебный год. — Отчет начальной, девятилетней и средней школы об интернате при школе (если он имеется). 24. 7„ Внутришкольная оперативная информация Под управленческой информацией понимается совокупность сведений, данных актов, отражающих состояние системы управления в целом и отдельных ее компонентов. Внутришкольная оперативная информация — это один из видов управленческой информации, обеспечивающей ознакомление руководителей школ, учителей и классных руководителей о состоянии дел в школе и отдельных классах. Это может быть устная или письменная информация, она получается путем личного ознакомления и осмотра, устного сообщения или письменного отчета. Чтобы рационально руководить деятельностью школы, класса, отдельных учителей или учащихся, необходимо своевременно получать сведения об успеваемости, дисциплине и посещаемости учащихся, а также качестве уроков и воспитательных мероприятий. Необходимо знать о состоянии кабинетов, хозяйственного обеспечения, работы технических служащих и обслуживающего персонала.
Однако далеко не всякая, даже обоснованная информация, получаемая руководителями школы из различных источников, может сразу использоваться в качестве средства управления педагогическим коллективом. Так, например, живое содержание первичного учета хорошо характеризует текущий, ежедневный учебно-воспитательный процесс, но взятые отдельно разрозненные данные этого учета не отражают общего, главного в деятельности школы. Для этой цели они должны быть подвергнуты обобщению. Ведь суть информации не в количестве собранных бумаг, а в том, что она способствует эффективности внут-ришкольного управления и, в конечном результате, — улучшению учебно-воспитательной работы, повышению качества урока. На основании этих требований и надо подходить к совершенствованию информации в школе. В практике работы школы установилась определенная система внугришкольной оперативной информации, цель которой — резко сократить поток письменных документов. Ежедневная информация анализируется учителем и классными руководителями на основе изучения классного журнала и устных сообщений старосты класса о посещаемости учащихся, успеваемости, дисциплине, санитарном состоянии. Еженедельная информация обрабатывается заместителем директора. Это устная информация классных руководителей, обмен сведениями на совещании при директоре: об успеваемости и посещаемости "трудных" учеников, о внеклассных и внешкольных мероприятиях, о качестве работы учителей и классных руководителей, о состоянии журналов, дневников и тетрадей. Ежемесячная информация готовится заместителем директора, изучается директорам и членами администрации школы: о выполнении школьных программ; качестве работы учителей-предметников и классных руководителей; об успеваемости, посещаемости и дисциплине по отдельным классам; о результатах специальных проверок и контрольных работ; о санитарном состоянии школы, сохранности мебели, оборудовании. Почетвертная информация об успеваемости и дисциплине по классам и предметам анализируется администрацией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|