Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические парадигмы с.р.




Объект, предмет и категории теории соц. раб.

Объект – соц. процессы, явления, отношения.

Предмет – конкретные соц. процессы, явления, имеющие непосредственное отношение к личности, соц. группе или общности. (Социальная ситуация клиента и является предметом социальной работы)

Категории (наиболее важные ключевые понятия)соц. работы:

1)не являющиеся специфическими для теории соц. работы, т.к. обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками (соц. отношения, личность, социализация);

2)служащие категориями соц. работы, но используемые и другими науками (психосоц. работа, соц. реабилитация);

3)относящиеся собственно к соц. работе (соц. страхование, соц. работник, соц. биография).

Категории соц. работы м.б. проанализированы по признаку принадлежности к различным организациям соц. работы в различных сферах соц. практики. Понятийный аппарат в образовании будет отличаться от системы понятий, описывающих соц. работу в армии или медицинских учреждениях. По мере дальнейшего развития теории и практики соц. работы система ее категорий будет расширяться.

 

Принципы и закономерности с.р.

Закономерности явл. важнейшим. структурн. элементом соц. работы. Особенность: в практике соц. работы З. проявляются в комплексе, в переплетении разл. сторон и элементов. И лишь в теории можно исследовать и формулировать З. в чистом виде. В качестве основной З. можно выделить 1) взаимосвязь соц. политики гос-ва и содержания соц. раб. в общ-ве. Действительно, сам факт введения с.р. в качестве специальной профессиональной деят-ти связан с переориентацией соц. политики с больших групп населения, классов, страт на оказание помощи индивиду, семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В связи с этим закономерна также взаимосвязь между 2) целями соц. развития и уровнем развития с.р.. Хотя указанные цели формулируются в основополагающих гос-ных документах, в трудах теоретиков и экспертов достаточно неопределенно, однако анализ деят-ти соц. служб позволяет сделать вывод о направленности такого развития. В частности, определенное изменение приоритетов соц. обслуживания, кот. начиналось по преимуществу как деят-ть по оказанию пом. в первую очередь одиноким инвалидам и престарелым, а в последнее время развивается так же, как система по оказанию пом. безнадзорным и дезадаптированным детям и подросткам, семьям группы риска, др. категориям населения, испытывающим жизненные затруднения, свидетельствует о начале изживания соблазна сиюминутного реагирования на соц. проблемы, о появлении зачатков перспективного видения целей соц. развития. 3)зависимость результативности соц. защиты от структурной завершенности системы органов управления и функционирования; 4)зависимость результативности социальной зашиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового состава органов государственного управления. Вторая группа З. с.р.: общая заинтересованность соц. работника и клиента в конкретных результатах их взаимодействия (оба субъекта должны быть активны в решении проблем); соответствие полномочий и ответственности специалиста по с.р.; соответствие общего уровня развития специалиста по с.р.. Само по себе теоретическое знание З. еще не гарантирует их систематического использования в повседневной практике специалистов по с.р.. З. – это лишь некие ориентиры, кот. должен знать специалист по с.р.. Поэтому на практике соц. работник чаще всего исходит из типичности проблем клиентов, использует, в первую очередь, те выводы и правила, которые формулируются наукой и практикой на основе открытых З.

Выделяются следующие гр. п-ов: Общефилософские пр. (лежат в основе всех наук об обществе, ч-ке и механизмах их взаимодействия): прин. детерминизам; пр. историзма; пр. отражения; пр. неразрывной взаимосвязи индивида и его соц. среды; пр. развития; пр. единства сознания и деят-ти. Социально-полит-ие пр. (зависимость содержания и направленности с.р. от соц. политики гос-ва):пр. единства гос-го подхода в сочетании с региональными особенностями с.р.; пр. демократизации содержания и методов С.Р.;пр. учета конкретных условий жизнедеятельности личности (соц. группы) при выборе содержания форм и методов с.р. с ними; пр. законности и справедливости деят-ти соц. работника. Организационные пр. – социально-технологичкская компетентность кадров: пр. контроля и проверки исполнения; пр. единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности. Психолого-педагогический пр. – комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними: пр. индивидуального подхода; пр. целенаправленности и адресности С.Р. Специфические пр. – (осн. правила деят-ти при оказании соц. услуг населению): пр. универсальности – исключение дискриминации по любым признакампри оказании соц. пом.; пр. охраны соц. прав – не требовать от клиента отказаться от своих соц. прав; пр. соц. реагирования – осознание необходимости принимать меры для реш. соц. проблем, не ограничиваться стандартным набором мероприятий, а действовать в соответствии с соц. ситуацией индив. клиента; пр. профилак. направленности – предприним. усилия для профилактики соц. проблем и жизн. затруднений клиента во всех случаях; пр. конфиденциальности; пр. толерантности – терпимость.

 

Теоретические парадигмы с.р.

Под парадигмой в науке понимают исследовательскую позицию некоторого научного сообщества в отношении окружающего мира. Так, различные концепции в с.р. развиваются в русле функционалистской, радикально-структурной, радикально-гуманистической и интерпретативной социологических парадигм. Ф. парадигма основной задачей деят-ти в соц. сфере считает воздействие на клиента и среду его обитания для осуществления успешной адаптации. Этот подход закл. в рациональном объяснении соц. проблем и поиске их практических решений. Придерживаясь такого подхода, соц. работник совместно с клиентом ищет возможности достижения поставленной цели, выявляя факторы его соц. окружения и формы взаимодействия с др. людьми. При этом должны быть учтены соц. факторы жизнедеятельности личности; механизмы адаптации чел. к среде, возможности самостоятельного приобретения клиентом адаптивных навыков. Социологи - функционалисты, осмысливая характер общественного разделения труда, ставят вопрос о том, какие соц. потребности удовлетворяются функциями профессий. Профессионализация здесь представлена как позитивный процесс, кот., обеспечивая «общее здоровье соц-го тела», способствует осуществлению соц. преобразований т.о., чтобы соц. конфликт и дезинтеграция оставались минимальными.С этой позиции сам факт наличия или отсутствия в обществе такой профессии, как с.р., определяет то, под каким углом зрения воспринимаются индивидом и гос-ом соц. проблемы, формируются ли ценности гражданского общ-ва. Она по определению играет роль посредника между индивидами, отдельными гр., частными и гос-ми организациями. Р.-с. парадигма ориентирует на развитие соц. способностей клиента как на основную задачу специалиста. Основываясь на данном подходе, в с.р. реализуют модель деят-ти, направленную на область совершения позитивных социальных перемен. Эта модель строится на категориях «наделения полномочиями» и «социальной адвокатуры». Наделение полномочиями акцентирует внимание на субъектности клиента, развитии или восстановлении его потенциала, ответственности чел. за осуществление изменений своей жизненной ситуации. Соц. работник здесь выступает, прежде всего, в качестве наставника по приобретению навыков и развитию ресурсов оказания пом. Р.-г. парадигма выдвигает задачу изменения соц. позиции клиента. Она связана со стремлением помочь людям на основе развития их самосознания и самопознания, усиления их влияния на окружающий мир. Специалист не навязывает клиенту стратегию решения его проблемы, а дает ему возможность выбрать направление движения из различных альтернатив. В то же время соц. работник, проявляя искреннюю заинтересованность в решении проблемы, использует технологию «активного слушания», эмпатию, сопереживает эмоциям клиента и пытается построить с ним отношения соц-го партнерства. И. парадигма нацеливает на изменение смысла жизни клиента. Она в большей степени, чем вышеназванные подходы, опирается на феноменологическое знание и обращает внимание спец-та на восприятие клиентом окружающей реальности и символическую интерпретацию его взаимодействий с людьми. Представления о внешнем мире возникают на основе представлений чел. о себе, поэтому у него возникает возможность понять причины жизненных трудностей и преодолеть их с помощью соц. работника. Особенно важно использование данной методологии при совершенствовании работы в стигматизированных группах (с наркозависимыми, больными алкоголизмом и т.д.), т.к. изменение смысложизненных ориентаций их членов составляет одну из наиболее сложных задач соц. практики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...