Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальное прогнозирование и моделирование как метод научного познания




Прогнозирование (предвидение, предсказание) — незаменимый инструментарий со­циального предвидения, исследования и разрешения социальных проблем современного мира.Содержание и основные аспекты технологий социального прогнозирования и моделирования определяются ключевыми характеристиками рассматриваемых понятий. Разработка прогноза — специальное научное исследование конкретных перспектив раз­вития какого-либо явления (в нашем случае социального). Цель прогнозирования — не просто предвидеть те или иные явления будущего, а способствовать более эффективному воздействию на них в нужном направлении.

Структура социального прогнозирования может быть представлена как сочетание его философских аспектов и технологических подходов: 1) гносеология и логика научного предвидения; 2) методология социального прогнозирования; 3) методика социальных прогнозов (анкетирование, экстраполирование, моделирование, прогнозы на базе анализа патентов и т.д.).В настоящее время насчитывается около 150 различных методов и процедур прогнозирования. Их разделяют на три основные группы: общенаучные, интернаучные, частнонаучные, — основу которых составляют как практические, так и теоретические данные.К общенаучным методам относятся анализ, синтез, экстраполяция, интерполяция, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза, экспериментирование и др. Интернаучными являются индуктивный метод, мозговая атака, а также утопия и фантастика. Часть методов основана на переработке научно-технической информации (прогнозирование развития науки и техники) и на различных теориях (морфологического анализа, огибающих кривых, на основе разрешающих матриц, метода проб и ошибок и т.п.). Частнонаучные методы — это прогнозы по тестам и т.д.Цели СПиМ: 1)решения назревших соц. проблем;2)улучшение системы жизнед-ти в соответствии с возрастающими потребностями. Уровни СПиМ:1) мегауровень – общепланетарный, межгосударственный (с-ми СППМ явл. международные организации: ЮНЕСКО, ООН,римский клуб, Гринпис); 2) макроуровень (с-ми явл. фед-ые (Фед. Собрание:: гос. Дума, Совет Федераций; Правительство, исполнительная власть; Судебная власть: конституц-й суд, верховный суд, народный суд, высший орбитражный) и регион-е органы управл-я (Город-я Дума, Мэр, Областной, городской суд, суд присяжных)): а)в целом на уровне гос-ва (#ФЦП); б)на уровне крупного региона (#ФЦП «Молодой семье доступное жилье»); 3) микроуровень: а)уровень соц-х орган-ий; б)уровень муниц-ых образований; 4) миниуровень: а)малая гр-а (# организ-я похода); б)личность (# желание похудеть). Осн. технологич-е этапы прогноз-я:1)анализ сит-ции сегодн-го дня.2)диагноз: а)эффект Эдипа – вид управл-го решения, кот. нейтрализует нежедательный прогноз (своевременная реакция управленцев на прогноз).б)эффект «Пигмалиона – тип управл-го решения, когда прогноз выступает стимулом деят-ти людей (прогноз-ся успех – эффект от деят-ти усиливается).3)прогноз: кол-ый (четкая хар-ка) и кач-ый (улучшается прогноз или нет).4)верификация – проверка прогноза на достоверность. Модель – упрощ-ое представл-е объек. в форме, отлич-ся от объек., но отраж-й его наиболее сущ-е св-ва. Виды моделей: 1)содержат-ая (визуально-вербализованная): текст, график, таблица, макет, схема…; 2)когнитивная; 3)концептуальная – теория в виде модели; 4)имитационная (#деловая игра); 5)формальные – математич-е и компьютерные; 6)целевые; 7)описательные; 8)объяснительные; 9)прогностич-е. Особ. моделир-я соц. процесса: модели, кот. хор. Раб-ют в одних процессах, могут быть бесполезны в др. Модель индивидуальна под конкретные усл-я. При модел-ии необходимо указывать перечень усл.

 

25) Социальная реабилитация.

Понятие "социальная реабилитация" характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.Процесс социальной реабилитации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений. Эта трактовка является наиболее традиционной для современной социологической литературы, где под социальной реабилитации понимается процесс социального становления человека, который включает в себя усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Сущность социальной реабилитации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Социальная реабилитация личности - сложный, противоречивый процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека. Виды жертв неблагоприятных условий социальной реабилитации многочисленны. Социальная реабилитация включает в себя:социально-медицинскую реабилитацию, направленную на полное или частичное восстановление (компенсацию) той или иной утраченной функции жизнедеятельности организма или возможное замедление ухудшения состояния здоровья;социально-психологическую реабилитацию, направленную на повышение уровня психического здоровья, содействие в адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности; социально-педагогическую реабилитацию, направленную на предоставление педагогической помощи при нарушении способности к получению образования, в том числе на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получение образования, развитие творческого потенциала; социально-профессиональную реабилитацию, направленную на профессиональную ориентацию и содействие в трудоустройстве; социально-бытовую реабилитацию, состоящую из социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации и социально-бытового устройства.

26) Технология консультирования в социальной работе

Консультирование (консалтинг) – квалифицированная помощь лицам, испытывающим разные проблемы с целью их социализации, восстановления их соц. функций, выработки соц. норм общения. Цель – помочь человеку восстановиться, самому что-то сделать. Роль консультанта – показать направление деятельности. Направлений много, т.к. много соц. сфер: м/б медико-психологическое, соц.-правовое, соц.-управленческое, семейное консультирование. Особенности технологии – вызволение сил клиента для самостоятельного разрешения проблемы.Принципы консультирования:Доброжелательность; Безоценочное отношение к клиенту;Ориентация на нормы и принципы клиента;Запрет давать советы;Включенность клиента в процесс консультирования (отношения по горизонтали);Разграничение личных и профессиональных отношений;Анонимность консультирования (но не всегда, а по договору). Фазы консультативного процесса:1.Начальный этап – заключение договора (первое интервью). 2.Сбор данных и диагностика.3.Переход к действию (м/б анализ документов, встреча с другими людьми, с организациями). Формируются конечные цели и способы их достижения. 4.Реализация (часто производит сам клиент).5.Пересмотр или прекращение или продолжение договора.Виды напр-й соц. консультирования: 1.Медико-соц-ое2.Психолог-ое 3.Соц-но-педагогическое 4.Соц-но-прав-ое 5. Соц-но-управленческое 6.Соц-но-инновац-ое др. Организация соц. консультирования вкл. в себя региональные центры, специализ-ые службы: 1.планирования семьи 2.Супр-ие консультации 3.Психо – соц-ой помощи и консультирования 4.Службы экстренной психо – социальной помощи (телефон доверия). Консультативные службы в органах здравоохранения, а также общ-х орган-ях.

27) Технология посредничества в социальной работе.

Когда люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить сами, когда близкие, члены семьи или чи­новники не в состоянии помочь изменить ситуацию — возникает потребность в социальном посредничестве и консультировании, социальной работе и социальных ра­ботниках. Посредническая функция реализуется путем взаимодействия с конкретными специалистами (психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами, социологами, юристами и др.)Функция социального работника как посредника за­ключается в том, чтобы объяснять и представлять интересы одной стороны другой стороне, а также создавать условия, при которых клиент социальной работы в макси­мальной мере может сам изменять свою ситуацию, быть полноценным участником собственной жизненной ситу­ации. Посредническая деятельность социального работника начинается с диагностики социальной ситуации клиента, уточнения его проблемы, затем устанавливается связь с организацией, потенциально способной решить проблему клиента. Кроме того, социальный работник должен овла­деть навыками сбора точной информации о той организа­ции, к услугам которой он прибегает. На следующем этапе посреднического процесса соци­альный работник совместно с клиентом делают выбор уч­реждения, к услугам которого собираются обратиться. После осуществления выбора учреждения социальный ра­ботник помогает клиенту установить контакт с избранной организацией. Важным моментом последнего этапа явля­ется то, что социальный работник должен не просто на­править клиента в организацию, способную ему помочь, но и проконтролировать процесс установления и налажи­вания контакта между клиентом и специалистами учреж­дения, а затем оценить итоговый результат проделанной работы.

28) Технология социальной работы с пожилыми гражданами.

По данным ВОЗ пожилыми признаются люди в возрасте от 60 до 74 лет, от 75-89 лет- старческими, от 90 лет и старше – долгожители. Изучением процесса старения занимается геронтология. Процесс старения связан с изменением, происходящими в организме, ведущих к ослаблению биологических и социальных функций человека. Для любого стареющего человека характерны изменения со стороны ЦНС, что влечет за собой снижение работоспособности, появления обидчивости и раздражительности, утрате некоторых навыков и др. Именно в связи с данными обстоятельствами пожилые люди являются особой социальной группой и нуждаются в повышенном внимании общества и государства и представляют собой специфический объект социальной работы. Законодательную и правовую основу работы с пожилыми людьми составляют: К РФ, Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» принят государственной думой 30 ноября 2001г., одобрен 5 дек. 2001г., «О ветеранах», «Об основах соц. обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», постановление правительства РФ «О федеральном перечне гарантируемых государством социальных услуг представляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания». К элементам социальной помощи пожилым людям можно отнести: ЦСО, в том числе отделения социальной помощи на дому, отделения срочной социальной помощи, медико-социальные отделения, отделения дневного пребывания, больницы для хронических больных, стационары различного типа, обслуживания пожилых людей социальными работниками на дому и т.д. В соответствии с законом «Об основах социального обслуживания населения в РФ» в сферу социальных услуг, оказываемой пожилым людям входит: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогическая, социально-правовая; оказание материальной помощи и проведение социальной адаптации и реабилитации пожилых людей. В технологии социальной работы с пожилыми гражданами следует выделить три основных направления: 1. пенсионное обеспечение; 2. система льгот и пособий пожилым людям; 3. социальное обслуживание пожилых людей. Социальное обслуживание включает в себя стационарную, полустационарную и нестационарную формы. Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого и старческого возраста, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

К стационарным формам социального обслуживания относятся: пансионаты для ветеранов труда и инвалидов, ветеранов ВОВ, отдельных профессиональных категорий престарелых; дома-интернаты общего типа, дома милосердия; специальные дома для одиноких и бездетных супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначениям; геронтологические центры, психоневрологические интернаты, специализированные дома-интернаты для бывших заключенных, достигших старческого возраста.

Одной из новых форм стационарных учреждений в системе социальной защиты являются геронтологические центры. Помимо стационарных учреждений в системе социального обслуживания сформирована и стабильно работает сеть учреждений и служб, оказывающих услуги в полустационарных условиях. На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого и старческого возраста, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению их на социальное обслуживание. В качестве примера здесь можно привести поезда милосердия Нестационарные формы социального обслуживания созданы для оказания социальной помощи и обслуживания старых людей, предпочитающих оставаться в привычной для них домашней обстановке. Наиболее распространенными видами таких учреждений остаются пока отделения социального обслуживания на дому. Все более широкое развитие получают центры социального обслуживания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...