Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система ветров




 

Ветры тоже причисляются к «существам», и ко многим из них обращены заклинания. Приморские чукчи часто вместо того, чтобы сказать: «принес жертву всем направлениям», говорит: «принес жертву всем ветрам».

Начальник ветров – Qeralgьn. На Колыме это – западный ветер, на Чукотском полуострове – юго‑ западный. В обоих случаях это – самый сильный ветер данной местности.

Названия ветров в Колымском районе перечислены на рисунке 28. Названия ветров на Чукотском полуострове даны на рисунке 29.

 

Рис. 28. Ветры Колымского района: aŋ qajgьt – «морские ветры»; gьnun‑ jgьn – «с простора ветер», eŋ eneŋ e или emnuŋ ‑ igьn – «с земли ветер», amnoŋ ‑ qeralgьn – «приходящий с земли ветер».

 

Рис. 29. Ветры Чукотского полуострова: qitь‑ nikeen – «холодный север», gьnongьpь́ aŋ qajgьa – «с открытого (моря) морской ветер».

 

Рисунок 30 представляет собою систему ветров в устье реки Анадыря. Это рисунок чукчи. В нем нет отличий от системы ветров Чукотского полуострова, но, само собой разумеется, автор рисунка мог передать лишь приблизительное направление каждого ветра. Направления ветров на Чукотском полуострове учтены гораздо точнее по той причине, что большинство приморских чукоч и азиатских эскимосов знакомы с употреблением компаса; в своих летних и зимних промысловых экспедициях они постоянно имеют при себе компасы, которые достают от американских китоловов.

Существенная разница системы ветров Колымского района и Чукотского полуострова объясняется различным расположением суши и моря в этих районах. Морские ветры (aŋ qajgьt) на Ледовитом океане дуют с севера, на Тихом океане – с востока. Вблизи устья Колымы ветер qeralgьn дует с широкой открытой тундры, с запада, на Тихом океане у мыса Чаплина он дует тоже с тундры, но в юго‑ западном направлении. Ветер qaacgegьn, который дует на устье Колымы с северо‑ востока вдоль морского берега, на Тихом океане у мыса Чаплина дует также вдоль берега, но с юго‑ запада.

 

Рис. 30. Ветры устья Анадыря, jaqnajgь́ n – «встречный ветер».

 

Коряцкие названия ветров, сведенные мною в диаграмму в селении Vajkenan в Пенжинской губе, в основном те же, что у тихоокеанских чукоч. Так, qejalgьn, соответствующий чукотскому qeralgьn, также юго‑ западный; eŋ eneŋ e – юго‑ восточный. Но empejkьn, вероятно, соответствует колымскому jamwajgьn, поскольку оба названия обозначают один и тот же северо‑ восточный ветер.

Прочие ветры у коряков указанного селения следующие: gьsgolan («верхний» – с верховьев реки) – восточный; ewtelan («нижний» – с низовьев реки) – юго‑ югозападный; onm‑ ewtelan («внутренний нижний») – южный. Названия, подобные этим, употребляются русскими в Европейской и Азиатской России и обруселыми туземцами в различных местах северо‑ восточной Сибири.

Чукчи утверждают, что в полярной системе ветров qeralgьn и eŋ eneŋ e – муж и жена. Хотя они желают встретиться, они не в силах сделать это и вынуждены пролетать мимо друг друга. Другие говорят наоборот: пролетая мимо друг друга, они сталкиваются и вступают в мимолетную перебранку.

Холодный ветер производится великаном, который живет на краю земли и проводит свое время в том, что постоянно взбивает снег огромной лопатой, сделанной из китовой лопатки. Рассказывают также о старухе – хозяйке ветров, производящей вьюгу тем, что она стряхивает снег со своего жилья.

Гром происходит оттого, что пролетает громовая птица, а также от неистового грохота, производимого девушками, играющими на разостланной тюленьей шкуре. Дождь – моча одной из девушек. В одной из сказок молния описывается как одноглазый человек, который волочит за ноги свою одноглазую сестру. Она пьяна от мухоморов. Шум от ударов ее затылка о небесный пол – гром, ее моча – дождь. Обсидиан считается громовым камнем, который якобы падает с неба в виде шаров или в виде шероховато обделанных наконечников стрел и копий. Возможно, идея о каменных наконечниках стрел, падающих с неба, столь свойственная Старому Свету, заимствована чукчами от тунгусов или от обруселых туземцев.

Пьянящие мухоморы не причисляются ни к «духам» ни к «существам». Они составляют «отдельное племя» (janra‑ varat). [75] Мы уже говорили, что они очень сильны и, выходя из земли, могут поднять толстый древесный ствол на своей голове или раздробить на мелкие куски скалу. Они являются в причудливом виде пьяным людям.

На одном из рисунков (рис. 1, стр. 5) изображен путь человека, увлекаемого мухоморами. Он воображает себя оленем, затем он «погружается» и после опять возвращается, обуреваемый той же самой идеей. Его путь на рисунке соединяет всех людей и зверей, которые привиделись ему во время пьяного сна. [76]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...