Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Связки охранителей




 

Семейные охранители (рис. 49, см. также рис. 37), связанные вместе, называются tajŋ ьkwut (ед. число tajŋ ьkwulgьn, в ед. числе слово употребляется очень редко). Буквально это слово значит «помощники в несчастьи». На одном и том же ремешке привязаны совершенно различные по своему назначению охранители. По моему мнению, они связаны вместе только для того, чтобы не потерять их во время постоянных перекочевок.

Обычно связки охранителей привязываются к основному деревянному изображению (см. выше «деревянный дух»). «Деревянный дух» с привязанной к нему связкой охранителей становится покровителем и получает название «хозяин оленей» – qaaken etьnvьlьn.

Сказка, начало которой я привел на стр. 57, продолжается рассказом о том, как деревянные люди‑ огнива сделали несколько пастухов и послали их стеречь стадо. На следующее утро пастухи исчезли, а вместо них осталась связка охранителей. Число деревянных изображений в этой связке соответствовало числу пастухов.

Другой эпизод, часто встречающийся в сказках, описывает, как юноша, желая создать себе стадо, толкнул ногой груду сучьев, лежавшую в лесу. Одни сучья превратились в оленей, другие – в пастухов.

Число деревянных изображений в связке колеблется от десяти‑ пятнадцати до нескольких десятков. Каждую весну вырезаются новые изображения из тальничных веток. Они необходимы на празднике рогов. Иногда сразу делаются пять или даже десять штук, особенно когда семья собирается делить стадо, а следовательно, и домашние амулеты. Каждый вернувшийся с охоты или из торговой поездки привозит с собой хотя бы один сучок из леса, через который он проезжал. Изображение, вырезанное из этого сучка, присоединяется к остальным изображениям. Когда накопляется слишком много связок охранителей, самые старые сжигаются на празднике рогов.

 

Рис. 49. Связка охранителей: а – воронья голова, Ь – лисий череп, c – изображение собаки, d – камень, изображающий землю.

 

В связке охранителей имеются особые изображения. Одно из них – «деревянная женщина» (uttь‑ ŋ ew), называемая также «госпожа» (ŋ ew‑ ermecьn). Это деревянная фигура, снабженная признаками, указывающими на ее пол (рис. 50, а), иногда это просто раздвоенный на конце сучок, завернутый в кусок кожи, представляющий женскую одежду (рис. 50, b. )

Другая фигурка (рис. 50, с) изображает деревянную женщину с человеческим лицом и с туловищем тюленя. Она завернута в шкуру, и к ней приделан большой совок, в который кладут жертвоприношения. Маленькие мисочки для жертвоприношений вообще часто прикрепляются к изображениям охранителей. Эта женская фигура считается главной «госпожой дома» и покровительницей стада.

 

Рис. 50. а, Ь, c – фигурки из связки охранителей, изображающие женских «защитников».

 

Рисунок 51 представляет собою «деревянного мужчину» (ottā ‑ laul или ott‑ orawetlan). Эта человекоподобная деревянная фигурка считается мужем «деревянной женщины». На таких «мужей» никогда не надевают одежды. Формы их разнятся в зависимости от вкуса и воображения сделавшего их человека. Иногда делается только одна голова, и такое изображение называется «деревянной головой» (uttьleut). В других случаях раздвоенный на конце сучок снабжают грубо сделанным лицом, и он считается начальником стада и мужем «госпожи». «Деревянный мужчина» и «деревянная женщина» называются иногда kamatagьn и kama‑ ŋ aur по аналогии с наиболее употребительными чукотскими именами. Это означает «дух‑ край» и «дух‑ женщина». Другие фигуры в связке охранителей считаются детьми и родственниками двух главных фигуру Женские фигуры охранителей обычно обернуты в кожу, мужские – нет. Мужских фигур больше чем женских. Все эти фигуры, взятые вместе, называются «люди из связки охранителей» (tajŋ ьkwut‑ orawetlat).

 

Рис. 51. а, b – фигурки из связки охранителей, изображающие мужских «защитников».

 

У оленеводов района Колымы я несколько раз видел в связке охранителей маленькие деревянные изображения челнока. Надо заметить, что в своей хозяйственной жизни колымские оленеводы мало пользуются челноками, не умеют делать их и редко покупают их у русских. Таким образом изображения челноков в связках охранителей служат новым доказательством того, что в древние времена все чукчи жили на берегу океана и занимались морским промыслом. В связках охранителей имеются еще так называемые ә naatte (мн. ч. от ә naal). Это части погребальной одежды. Каждый взрослый член семьи берет часть от одежды покойника незадолго до исполнения последнего обряда погребения, и взятые части прибавляются к семейной связке охранителей. С мужской одежды снимаются пояса (см. рис. 37, с), с женской – узкие полоски меха от обшивки ворота (рис. 37, d). Все эти кусочки сплетаются или сшиваются вместе и привешиваются к связке охранителей. Эти подвески тоже представляют главных хозяев стада и вообще имеют то же значение, что и деревянные изображения. В связи с этим охранители вообще представляются предками семьи. В разговорной речи они обычно называются «древними» или «умершими».

К числу охранителей также относятся головы воронов (velvь‑ leutti), которые подвешиваются в натуральном виде или в виде деревянных изображений (см. рис. 49 и 50, а). Головы волков подвешиваются в виде деревянных изображений. Лисицы (см. рис. 37 и 49, Ь), росомахи и зайцы представлены либо деревянными изображениями, либо черепами. Встречается также и изображение головы полярного медведя (см. рис. 52, Ь). Среди охранителей у чукоч всегда находим и деревянное изображение собаки (см. рис. 49, с). Но чаще всего употребляются черепа песцов.

В расположении всех этих охранителей нет определенного порядка. Обычно каждая связка представляет собою подбор охранителей в различных сочетаниях. Порядок размещения зависит от случайных указаний, полученных их владельцем во сне, при встрече с диким зверем и от прочих магических поводов или же от приказания старика, либо шамана. Такая неопределенность объясняется зыбкостью религиозных взглядов чукоч, еще не выработавших определенных форм, и указывает на первобытную ступень религиозного сознания.

У приносимого в жертву оленя, в особенности если что‑ нибудь в его внешнем виде является необычайным, для связки охранителей вырезается из головы кусок шкуры. У пушных зверей и морских млекопитающих отрезают и привязывают к связке охранителей кончик носа.

Камни необыкновенной формы, – например, со сквозным отверстием, – также присоединяются к связке.

Головы воронов в соединении с человекоподобными изображениями представляют «помощников» в делах потустороннего мира, «голова волка‑ помощника» имеет силу здесь, на земле; головы лисы, зайца и полярного медведя и носы пушных зверей помогают при охоте на этих зверей. Камни (см. рис. 49, d) представляют землю, по которой ходят «люди» из связки охранителей (tentin – «земля для хождения»). Так как черепа животных и камни употребляются при гадании, то предполагается, что и «люди из связки охранителей» употребляют их для этой же цели.

 

Рис. 52. а – амулет, представляющий голову ворона, b – амулет, представляющий голову медведя.

 

Деревянное изображение собаки представляет собаку, принадлежащую «главному хозяину» из связки охранителей. Он пользуется ею на охоте.

Связка охранителей имеет по отношению к стаду и дому такое же значение, как и доска для добывания огня, и также участвует во всех праздниках и жертвоприношениях. Когда семья хочет делиться, связка охранителей разрезается на столько частей, сколько наследников, и каждому из них дается часть.

Случается, что при появлении в районе какой‑ нибудь болезни духу болезни подносят в виде очистительной жертвы огнивную доску и связки охранителей. Для этого священные предметы раскладываются на земле и все члены семьи, один за другим, стряхивают на них свои воображаемые болезни. Затем доску и связки охранителей уносят и оставляют в тундре. Считается, что таким способом семья отдает «духу болезни» всю помощь и счастье, которые она имела. После этого семья должна собирать новых охранителей, что, конечно, сделать не трудно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...