Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Помазание кровью. Напевы. Охранители у приморских чукоч. Семейные охранители




Помазание кровью

 

У каждой семьи существуют специальные знаки помазания, которые также относятся к священным предметам. Они намазываются на лицах всех членов семьи каждый год во время осеннего праздника. Убивается олений теленок, кровь которого и служит для этой цели. Знаки просты: всего лишь несколько линий или рядов точек на лбу и на щеках (рис. 55).

Они служат для того, чтобы сделать лицо похожим на лицо «духа, охраняющего оленей» (qoren vaьrgьn). [121] Пятна над глазами изображают глаза духов. Два пятна или две линии на щеках – уши. Две линии, проведенные поперек щек, служат для увеличения рта, так как духи большеротые. Чукотский рисунок (рис. 55, е) изображает лицо чукотской женщины со знаками помазания. Эта женщина татуирована. Знаки на подлинном рисунке сделаны жертвенной кровью.

 

Рис. 55. Образцы разрисовки лица.

 

Каждая семья имеет свои знаки, которые вместе со священными предметами и хозяйством переходят от поколения к поколению. Если семья разделилась, то благодаря сходству знаков можно предотвратить браки между родственниками. С течением времени эти знаки постепенно изменяются.

Ни один человек не должен разрисовывать себя сам. Обычно разрисовку всех членов семьи, начиная со своего мужа, берет на себя хозяйка дома. Ее самое разрисовывает муж. Если в одной семье есть несколько взрослых женщин, то они обычно разрисовывают друг друга. Аргентов говорит, что жена разрисовывает у мужа и у детей лоб, грудь и подошвы ног, и затем таким же образом разрисовывает ее муж, [122] но я никогда не слышал о разрисовке каких‑ либо других частей тела, кроме лица. Иохельсон, однако, передает, что оленные чукчи и оленные коряки во время праздников разрисовывают себе лоб и живот.

Дочь, выбранная главным наследником, совершает праздничные обряды вместо матери. Если главный наследник, сын или дочь, даже не будучи еще вполне взрослым, вступает в брак в родительском шатре, родители часто не принимают никакого участия в проведении праздника. Тогда помазание делает всем молодая хозяйка, даже в том случае, если ей не более десяти лет.

Помазание кровью символизирует родство всех членов семейного очага. По этой причине помазание представляет существенную часть свадебной церемонии. Как и обычно, при этом убивают молодого оленя, и новобрачные при участии хотя бы одной женщины из семьи жениха проводят церемонию помазания. Такая же церемония проводится и в случаях усыновления. Если два человека вступают в братский или товарищеский союз по жене, как это часто делается у чукоч, то это обычно сопровождается двойным помазанием. Оно проводится в домах обоих участников. Это обозначает, что с этого времени очаги вступивших в союз соединены и они могут свободно обмениваться огнем.

 

Напевы

 

Наряду со связкой охранителей и знаками помазания каждая семья имеет и свои собственные напевы, которые поются при исполнении праздничных церемоний. Часть из них переходит по наследству от поколения к поколению и сохраняется в течение некоторого времени, но через одно или два поколения напевы изменяются и вытесняются мотивами, которые сочиняет каждый сам для себя.

 

Охранители у приморских чукоч

 

Охранители у приморских и у оленных чукоч в основном совершенно одинаковы. Имеются различия, но они зависят всецело от разницы в подробностях обрядов, неизбежной у приморских охотников и у оленеводов.

 

Семейные охранители

 

В старину приморские чукчи и эскимосы также употребляли деревянное сверло для добывания огня, но теперь оно никогда не употребляется, даже во время праздничных обрядов. Однако приморские чукчи охраняют свой огонь от смешения и запрещают обмен огнем. Правда, наблюдение за исполнением этого запрета здесь слабее, чем у оленеводов. В последние годы запретом этим совсем пренебрегают. Собирая коллекцию для музея, я имел много случаев заметить, что у приморских чукоч также запрещается вносить в дом священные предметы и домашнюю утварь, принадлежащие «чужому очагу». Считается предосудительным даже во время путешествия брать огонь от «чужого очага» или пользоваться чужим котлом, так как он покрыт сажей.

Так как шесты и шкуры (материал для постройки жилища) ввиду недостатка их представляют для приморских чукоч большую ценность, то в случае смерти кого‑ либо, не оставившего после себя прямых наследников, его жилище не бросается на произвол судьбы, как это делается у оленеводов. Приходят какие‑ нибудь дальние родственники, разрушают постройку и делят между собой материал. При этом они не вступают внутрь дома, пока не разрушат его.

У многих приморских чукоч имеются связки охранителей (рис. 56), но они не придают им такого значения, как оленеводы. Изображения в связках те же, что и у оленеводов, но значение их другое: считается, что они помогают своим владельцам на охоте.

 

Рис. 56. Связка охранителей приморских чукоч: а – «защитник» b – «защитник», вооруженный ножом, с – собака, d – доска для добывания огня.

 

Человекоподобные фигуры называются, «защитниками» или «помощниками». [123] Иногда они представляют собою изображения небесных существ, иногда изображения морских существ, которые, между прочим, не имеют ничего общего с описанным выше Keretkun’ом.

В связках охранителей мы находим, наряду с изображениями вышеуказанных животных, части носа моржа, черепа различных морских птиц (например, чайки, гагары) и изображения этих птиц. Киты и другие морение животные бывают представлены деревянными изображениями. В связке охранителей, изображенной на рисунке 56, имеются два «защитника» (а, Ь), один из которых вооружен ножом, маленькая собачка (с), изображение доски для добывания огня (d) и два кусочка дерева, не имеющие определенного значения.

 

Рис. 57. Связка охранителей приморских чукоч.

 

Связка охранителей на рисунке 57 содержит часть верхней губы моржа (a), грубое кожаное изображение «защитника» (b), деревянное изображение морского духа с человеческим лицом и рыбьим хвостом (с), деревянную птицу (d), круглый кусок дерева, представляющий инструмент для гадания (e), изображение головы священной доски для добывания огня (f), кусок кости, представляющий прибор для гадания (g), кожаное изображение «защитника» (h) и три когтя от плавника тюленя.

 

Рис. 58. Фигуры из связки охранителей: а – морской дух, Ь – его собака, c – фигура с двумя головами, представляющая человека и его «защитника».

 

Рисунок 58, а и Ь, представляют собою изображения морского «духа» и его собаки, с – двухголовое изображение из связки охранителей, принадлежавшей одному из жителей Мариинского поста. Он сказал мне, что одна из голов представляет его самого, а другая – его «помощника» в работе. Владелец этого изображения был мелким ремесленником, мастером на все руки. Его «помощник», по его словам, очень внимательно следил за получением платы за работу его хозяином. В случае опоздания уплаты он наказывал и мастера и заказчика. Он сердился на обоих, так как к его деятельности, как «помощника», они отнеслись с явным пренебрежением. Однажды, когда его хозяин недополучил плату за починку котла, «помощник» так рассердился, что во время работы вскочил в виде красной искры в левый глаз хозяина. В результате глаз был сильно поврежден. А несчастного заказчика вскоре после этого разбил паралич.

Я купил связку охранителей с привязанным к ней изображением, но после получения платы злополучный владелец ее заявил, что он видел во сне в первую же ночь после продажи своего «помощника», – «помощник» очень сердится на него. В это время в районе была эпидемия инфлюенцы. Мастер внезапно заболел и на следующий день умер. Его соседи были твердо убеждены, что причиной его смерти была месть «помощника». Этот случай является хорошей иллюстрацией отношения чукоч к своим «помощникам».

 

Рис. 59. Кожаный кружок, изображающий голову охранителя.

 

Часто «помощники» имеют вид головы, вырезанной из дерева или из кожи (рис. 59). Иногда простая полоска, изображающая рот, грубо пришитая или вырезанная на куске кожи, достаточна для того, чтобы этот кусок кожи считался «защитником». Рот, конечно, самое главное, так как посредством его проглатываются жертвоприношения. Часто встречаются изображения в виде маленького кусочка дерева или кости с двумя головами, по одной на каждом конце (рис. 60). Считается, что две головы защищают одновременно спереди и сзади. Иногда «защитников» с той же целью делают с двумя головами или с двумя парами рук.

 

Рис. 60. Амулет в виде двухголовой собаки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...