Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема №6 : «Гигиеническая оценка климато-погодных условий населенного пункта»




2. Значение изучаемой темы:

Учебное: многолетняя практика здравоохранения в нашей стране, признанная в настоящее время всем международным медицинским сообществом, свидетельствует о целесообразности приоритета профилактической работы в деятельности врача любого профиля.

Приобретение студентами навыков и умений в организации и проведении профилактических и гигиенических мероприятий, ведения и пропаганды здорового образа жизни позволит использовать факторы окружающей среды, в данном случае климато-погодные условия, в оздоровительных целях. Осознанное понимании связи здоровья человека с окружающей средой, факторами и условиями жизни, трудовой деятельностью поможет овладеть информацией по освоению методологии профилактической медицины, приобрести гигиенические знания и умения по оценке влияния климато-погодных факторов на здоровье человека и населения.

Профессиональное: освоение методологии профилактической медицины, полученные гигиенические знания и умения по оценке влияния климато-погодных факторов на здоровье человека и населения, позволят применять эти знания в профессиональной деятельности для сохранения здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни.

Личностное: приобретенные навыки организации и проведения профилактических (гигиенических) мероприятий, ведения и пропаганды здорового образа жизни, умений позволят использовать факторы окружающей среды, в данном случае климато-погодных факторов, в оздоровительных целях.

 

3. Цель занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен:

Знать: влияние факторов среды обитания (климато-погодные условия) на здоровье человека, населения

Уметь:

· осуществлять санитарно-гигиеническую оценку микроклимата жилых, общественных и лечебно - профилактических учреждений

· давать медико-профилактические рекомендации,

· применять знания для пропаганды здорового образа жизни.

· самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой,

· вести поиск информации, превращать полученную информацию в средство для решения профессиональных задач.

4. План изучения темы:

Этапы занятия:
Контроль исходного уровня знаний, умений (тестирование)
Раскрытие учебно-целевых вопросов
Самостоятельная работа обучающихся (текущий контроль): а) решение ситуационных задач под контролем преподавателя; б) оформление решения задач протоколами; в) разбор ситуационных задач; г) выявление типичных ошибок.
Итоговый контроль знаний письменно или устно с оглашением оценки каждого обучающегося за теоретические знания и практические навыки по изученной теме занятия
Задание на дом

Основные понятия и положения темы

Современная концепция здоровья человека, как результат взаимодействия с окружающей средой, включает: факторы окружающей среды, принципы гигиенического нормирования и регламентирования факторов окружающей среды, в том числе оценку риска вредных факторов среды (климато-погодные условия) и их влияние на здоровье человека; уровни профилактики – первичной, вторичной, третичной; мероприятия по управлению факторами окружающей среды; основы законодательного направления в гигиене.

Рассматриваемая тема является основой изучения медицинской кли­матологии и климатотерапии. Значение влияния погодно-климатических условий на больных и здоровых людей позволяет определить комплекс не только лечеб­ных, но и профилактических мероприятий, направленных не только на профи­лактику болезней, но и на предотвращение прогрессирования, обострения, ос­ложнения патологии, сокращение сроков пребывания больных в больницах, и тем самым более раннего возвращения больных к общественно-полезному труду.

Особенно возросло значение изучения данного раздела в связи с уско­рившимися изменениями естественных климато-погодных условий под воздей­ствием растущих антропогенных факторов.

Знание особенностей взаимосвязи климата и погоды со здоровым челове­ком в полной мере позволяет врачу решать такие вопросы как:

- оценивать степень воздействия метеорологических факторов на здо­ровье человека;

- учитывать климатические условия в плане комфортности и здоровья человека при строительстве и благоустройстве;

- учитывать данные метео-прогнозирования для профилактики от­рицательного воздействия метеофакторов на организм здорового и больного че­ловека;

- оценивать климатические условия местности при решении вопросов рационального землепользования, туризма, рационального питания, гигиены одежды и обуви, режима труда и отдыха;

- облегчить адаптацию человека к климатическим условиям раз­личных географических регионов.

Климат- состояние физических свойств воздуха за длительный период времени.

Погода - состояние физических свойств воздуха в краткий период времени.

Микроклимат – климат ограниченного пространства.

Погода характеризуется определенным комплексом метеорологических фак­торов: интенсивностью солнечной радиации, электрическим состоянием ат­мосферы, температурой, влажностью, давлением воздуха, скоростью и направ­лением ветра, атмосферными осадками. Многолетний режим погоды состав­ляет климат данного района.

Климат складывается в результате воздействия различных климатообразующих факторов, к которым относятся географичес­кая широта и долгота, циркуляция атмосферы, рельеф местности и характер подстилающей поверхности почвы, а также ха­рактеристика электромагнитных факторов — напряженность магнитного поля, электропроводность воздуха, интенсивность сол­нечного излучения.

Акклиматизация – приспособление организма к новым, измененным или необычным климато-географическим условиям.

Процесс акклиматизации — это длительная адаптация к новым климатогеографическим условиям, связанная с образованием нового динамического стереотипа, который возникает путем установления временных и постоянных рефлекторных связей с окружающей средой через центральную нервную систему.

Адаптация — это процесс поддержания функционального состояния гомеопатических систем организма, обеспечивающий его сохранение, развитие, работоспособность, максимальную продолжительность жизни в неадекватных условиях природной среды.

Профилактика метеотропных реакций – комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на смягчение изменения погодных, микроклиматических и климатических условий

 

Медицинская классификация погод по И.И. Григорьеву

 

ТИпЫ ПОГОД   ХАРАКТЕРИСТИКА ПОГОДЫ  
1.Весьма благоприятный   Устойчивая, чаще обусловленная антициклоном, отсутствие существенной облачности,осадков. Атмосферное давление выше 760 ммрт. ст., ветер 0-3 м/с, перепад давления не более 5 мм. рт. ст., содержание 02 более 315 мг/л  
2.Благоприятный   Незначительные изменения погоды местного характера, кратковременные необильные осадки и переменная облачность. Атмосферное давление 760-755 мм рт. ст., перепад атмосферного давления 6-8 мм рт. ст., температуры не более 5°С, содержание 02 более 315 мг/л  
З.Требующая усиленного меди цинского контроля.     Пасмурная, неустойчивая, осадки, нередко обусловленная умеренным циклоном, грозы местного происхождения. Атмосферное давление 754-745 мм рт. ст., ветер 8-10 м/с, перепад атмосферного давления 9-14 мм рт. ст.,температуры 6-9°С, содержание кислорода 289-260 мг/л
4.Требующая строгого меди цинского контроля.     Погода обусловлена глубоким циклоном. Грозы, интенсивные осадки. Атмосферное давление ниже 745 мм рт. ст., суточный перепад температуры 10°С и более, содержание кислорода менее 260 мг/л  

 

Ориентировочная схема медицинской оценки погодных условий по И.И.Никберг

 

ПОКАЗАТЕЛИ ПОГОДЫ 1 ТИП-БЛАГО ПРИЯТНЫЙ 2 ТИП УМЕРЕННО БЛАГОПРИЯТНЫЙ 3 ТИП НЕБЛА­ГОПРИЯТНЫЙ
А. Метеорологические
1.Межсуточный перепад атм. Давления (гПа) До 5 гПа 5-10гПа >10гПа
2.Градиент падения атм. давления за 3 часа 0-1 гПа 2-4 гПа >4 гПа
3. Межсуточный пере-пад среднесуточной температуы воздуха до З°С до 5°С >5°С
4.Относительная влажность воздуха 45-70 % 75-85%, <45° >85%, <35°
5. Скорость движения воздуха 5 м/с 5-10 м/с > 10 м/с
б.Облачность безоблачно, мало облачно, 0-4 баллов переменная нижняя облачность, 5-8 баллов сплошная нижняя облачность, 8-10 баллов
7.0садки   нет или кратко-временные, незна-чительные 5-6мм в сутки 8-20 мм в сутки > 20 мм в сутки
8. Снижение средне суточного содержания кислорода /весового/ 5г/м3 5-10 г/м3 >10г/м3
9. Абсолютные значения температуры воздуха, влажности воздуха, атмосферного давления в пределах 0,5 σ от местной климати ческой нормы 0,5-1,4 σ от местной климатической нор мы отклонение > чем на 1,56 σ от мест ной климатиче ской нормы
10.Индекс патогенности метеопогоды по метеоэлементам 0-9 10-24 25 и более
Б.Гелиографические
1.Солнечная ак­тивность /СА/   СА менее 75% от средних значений показателей /по σ и ω-индексам/ за предшествовавшие 30 суток. Отсутствие хромосферных вспышек и др. проявлений активной вспышечной деятельности на видном диске солнца в диапазоне 1-4 (+2) суток   Повышение среднесуточных значений СА за 30 суток до 25%, слабые хромосферные вспышки до 1 балла. Смена полярности сектора межпланетного магнитного поля Повышение среднесуточных значений за 30 предшествующих дней более, чем на 25% хромосферные вспышки 2 и более балла. Смена полярности сектора ММП

 

Определение степени устойчивости погоды по величине ее изменчивости рассчитывается по формуле: К= №/П • 100,

где К - индекс изменчивости погоды, № - число дней с контрастными измнениями погоды, П - число дней в наблюдаемом периоде.

 

СТЕПЕНЬ ИЗМЕНЧИВОСТИ ПОГОДЫ

 

Погодный режим   Индекс изменчивости, %  
Очень устойчивый Устойчивый Изменчивый Очень изменчивый < 25% 26-30% 31-50% > 50%

 

Выработка у студентов навыков организации и проведения профилактических (гигиенических) мероприятий, ведения и пропаганды здорового образа жизни, умений использовать факторы окружающей среды, в данном случае климато-погодные условия в оздоровительных целях, основана на осознанном понимании связи здоровья человека с окружающей средой, факторами и условиями жизни, трудовой деятельностью, поэтому студенты должны владеть информацией по освоению методологии профилактической медицины, приобрести гигиенические знания и умения по оценке влияния факторов среды обитания на здоровье человека и населения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...