Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическое развитие Беларуси на современном этапе




Политика перестройки. С середины 80-х гг. сверхцентрализация управления, сверхмонополизация производства, изолированность от промышленно развитых стран привели к технологической отсталости во многих отраслях. По инициативе нового руководства КПСС во главе с М. С. Горбачевым в СССР начался период радикальных экономических, политических и социальных преобразований, начало которым положили решения апрельского (1985) Пленума ЦК КПСС. В основе экономических преобразований лежал принцип ускорения, который предусматривал повышение темпов экономического развития путем интенсификации производства, структурной перестройки экономики, внедрения достижений научно-технического прогресса, стимулирования труда. Одновременно с курсом на ускорение реализуется принцип самофинансирования. С 1986 г. переведенные предприятия большую часть прибыли оставляли у себя и могли ею распоряжаться (хотя прибыль во многом зависела от назначаемых министерствами цен, планов, сырьевого обеспечения и т. д.). В 1987 г. в БССР на их долю приходится часть выпуска продукции промышленности.

Однако принимаемые меры не дали желаемых результатов по следующим причинам:

· противоречивость принципа ускорения, который реализовывался параллельно с проявлениями дефицита, проведением антиалкогольной кампании, борьбой с нетрудовыми доходами;

· поспешность принимаемых решений;

· курс на ускорение не сломал существующую систему управления хозяйством;

· приоритетное развитие машиностроения, определенное новой стратегией, еще сильнее разбалансировало экономику;

· падение мировых цен на нефть и газ привело к сокращению поступления валюты;

· авария на Чернобыльской АЭС. 70% загрязненных территорий пришлось на Беларусь, более 20% сельскохозяйственных угодий было выведено из оборота. Общие расходы составили 16 национальных годовых бюджетов Беларуси;

· экономика уже не выдерживает огромных затрат на военно-промышленный комплекс (ВПК).

В июне 1987 г. было объявлено о проведении радикальной экономической реформы, которая предполагала замену существующей системы планирования госзаказом, введение договорных цен цены и четыре «С» (самостоятельность предприятий, их перевод на самофинансирование, самоуправление и самоокупаемость).

На самофинансирование переводятся целые отрасли, а с лета 1988 г. республики стали переходить на региональный хозрасчет, что привело к децентрализации и разрушению единого экономического пространства СССР.

Решение новых задач в Беларуси было осложнено, и тем не менее с 1986 по 1990 гг. народное хозяйство Беларуси работало достаточно динамично. Промышленность республики увеличила выпуск продукции на 26%, а производительность труда выросла на 30,1%. Имелись определенные успехи и в сельском хозяйстве, однако это не являлось свидетельством преодоления экономического торможения, так как:

· реформа предполагала не демонтаж существующей хозяйственной системы, а ее усовершенствование;

· многие положения реформы были непоследовательными, половинчатыми;

· само проведение реформы было нерешительным, отягощенным многими идеологическими догмами.

Механизм хозяйствования оставался затратным, экономические преобразования не затронули основ административной системы. Более того, во время перестройки были допущены ошибки, которые способствовали деструктивным процессом. Из-за отсутствия целостной и ясной программы реорганизация велась методом проб и ошибок. Имели место просчеты в инвестиционной и экспортно-импортной политике, в борьбе с нетрудовыми доходами. Был окончательно утрачен контроль над денежным обращением, появились групповые интересы, воровство в крупных масштабах и организованная преступность. Одновременно во многих регионах СССР обозначилась политическая нестабильность. Беларусь на этом фоне оставалась наиболее спокойной.

На рубеже 80—90-х гг. обострился экономический кризис. Падал национальный доход, сокращалось производство продукции, появилась безработица, ухудшилось социальное положение граждан.

В июне 1987 г. был принят Закон «О государственном предприятии», а затем еще 12 постановлений, составивших целый том под названием «О коренной перестройке управления экономикой».

Реформа предусматривала коренную перестройку управления экономикой, переход от административных методов управления к экономическим, интенсификацию и модернизацию экономики на основе научно-технического прогресса.

Однако радикальная экономическая реформа не привела к ожидаемым изменениям в народном хозяйстве, которое продолжало сползать к кризису.

Выход из кризиса тогдашнему руководству виделся в переходе к рыночным отношениям. В октябре 1990 г. Верховный Совет республики одобрил разработанную Советом Министров БССР программу перехода к рыночной экономике. Она предусматривала создание рыночных институтов (рынков товаров, услуг, рынков труда, изменение в бюджетном механизме и банковской системе), приватизацию, демонополизацию, изменение системы государственного регулирования экономики, программу преодоления последствий аварии на ЧАЭС. Программа перехода к рыночной экономике должна была реализовываться во время сложной социально-политической и экономической ситуации в СССР.

В 1990 г. 27 июля начался процесс провозглашения суверенных республик. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете Белорусской ССР. Соответственно ей на территории республики провозглашалось верховенство Конституции Белорусской ССР и ее законов. 17 марта 1991 г. в СССР состоялся референдум по вопросу сохранения Советского Союза. «За» высказались 76,4% голосовавших, в том числе в Беларуси — 82,7%. 8 декабря 1991 г. руководители России, Украины и Беларуси подписали Соглашение об образовании Содружества независимых государств, с этого момента существование СССР прекратилось.

Экономика Республики Беларусь после распада СССР. Республика Беларусь вступила в новый этап своего развития. В конце 1991—1992 г. были созданы Главное управление пограничных войск при Совете Министров Республики Беларусь, Государственный таможенный Комитет, Министерство обороны республики и т. д.В экономическом плане с 1991 г. наша страна, как и другие республики бывшего Советского Союза, оказались в положении экономического кризиса. Самый сложный период приходился на 1990—1995 гг., когда валовый внутренний продукт сократился на 38%, производство промышленной продукция — на 41,0%, производство товаров народного потребления — на 44,6%, продукции сельского хозяйства — на 27%, объем капитальных вложений — на 60%. Большие потери понесла промышленность в связи с резким скачком цен в 1992 г. и особенно в 1993 г. на российские топливно-энергетические ресурсы. Особенно тяжелое положение сложилось в химической, нефтехимической, топливной и некоторых других отраслях промышленности.

В 90-е гг. в тяжелом положении оказалось сельское хозяйство. Происходило сокращение поголовья крупного рогатого скота, ухудшалась материально-техническая база колхозов и совхозов. В тоже время закупочные цены на сельхозпродукцию контролировались, оставались крайне низкими и не покрывали затрат на ее производство. Преобразования коснулись и земельных отношений. В 1991 г. Верховный Совет принял Законы: «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (март 1991 г.), «О праве собственности на землю» (июнь 1993 г.) и т. д. Таким образом, предусматривают возможность частной собственности на участки земли, предназначенные для обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, а также возможность долгосрочной аренды по договорной цене.

С июня 1992 г. в Республике Беларусь были выпущены в обращение в качестве самостоятельного платежного средства расчетные билеты Национального банка. Развитие частного сектора в белорусской экономике происходило очень медленно, формируются в основном банки и коммерческие структуры. В целом, на долю предприятий негосударственной формы собственности в 1995 г. приходилось 27% общего объема производства и 33% численности работников промышленности; в строительстве соответственно — 49 и 55%; в торговле — 51 и 40%; бытовом обслуживании населения — 48 и 45%.

В первой половине 90-х гг. резко снизился жизненный уровень населения республики. На потребительском рынке товары реализовывались по карточкам и талонам, усилилась инфляция, обострились проблемы в денежно-финансовой сфере.

В 1995—1996 гг. правительству удалось частично взять ситуацию под контроль, несколько стабилизировать курс национальной денежной единицы. При росте потребительских цен в 1994 г. (по сравнению с 1993 г.) в 23,3 раза цены в 1995 г. по сравнению с 1994 г. увеличились лишь в 8,1 раза.

Одним из проявлений кризиса является безработица. В 1993 г. было зарегистрировано 54 тыс. безработных, а на конец декабря 1995 г. — уже 131 тыс. Решению проблемы безработицы способствовали появившиеся возможности самозанятости. Однако не все уволенные становятся безработными: в экономике страны появились ниши для самозанятости (самодеятельная розничная торговля, индивидуальные ремесленные и посреднические услуги и т. д.). Все большая часть жителей Республики Беларусь оказывается за чертой бедности. По официальным данным количество бедных, т. е. людей, чьи доходы составили 60% и ниже минимального потребительского бюджета, в 1995 г. составило 63% всего населения страны. Изменилась структура потребительских расходов населения. Основная его масса 62—64% направлялась на питание (1990 г. — 34%).

С 1995 г. реализуется новая программа выхода из кризиса — Программа социально-экономического развития страны до 2000 г. Ее первый этап предусматривал макроэкономическую стабилизацию и создание условий для восстановления экономического роста, а на втором этапе главной задачей становилось восстановление экономического роста. Было принято решение о поступательных преобразованиях, направленных на:

- проведение политики приватизации под государственным контролем;

- социально ориентированную рыночную экономику, социальную политику, обеспечивающую стабильность;

- государственное регулирование экономики в целях повышения эффективности экономики, защиты отечественного производителя, недопущения негативных проявлений рынка;

- куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения, сохранение крупного колхозно-совхозного производства;

- открытость экономики республики для экономического сотрудничества со всеми странами.

Программа по выходу из кризиса реализовывалась в тяжелых экономических условиях, так как:

1. На ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС в 1992 г. было выделено почти 20% государственного бюджета, в 1994 г. — 10% и в 1997 г. — 10%;

2. В республике наблюдался кризис финансовой системы, не было рыночных механизмов кредитования;

3. Промышленность Республики Беларусь, ориентированная на тесные связи с республиками бывшего СССР, переживала разрыв этих связей.

В 1996—1997 гг. удалось снизить инфляцию и темпы экономического спада производства, оживить производство в отдельных отраслях промышленности, сдержать падение жизненного уровня населения, снизить уровень безработицы.

Однако валютный кризис в республике в марте и августовский финансовый кризис 1998 г. в России отрицательно сказались на экономике Республики Беларусь. В целях преодоления кризиса были проведены унификация валютного курса в отношении белорусского рубля и частичная либерализация цен, усилена бюджетная дисциплина, в значительной мере осуществлен перевод расчетов на денежную основу, сокращен бартер. В результате этих мер, инфляция снизилась с 251% в 1999 г. до 108% в 2000 г. Объем валового внутреннего продукта увеличился в 2000 г. на 3,8%, а в 2001 г. — более чем на 4%. Производство промышленной продукции возросло на 5,5% и составило 106% к уровню 1990 г. В 2001 г. реальные денежные доходы населения увеличились на 25%, а заработная плата — более чем на 30%. Вместе с тем, продолжает расти объем нереализованной продукции, остается низким уровень инвестиций, третья часть предприятий является убыточными.

В 2005 г. ВВП составил 65 067 млрд р. (109,4% к предыдущему году), в 2006 г. — 79 231 млрд р. (109,9% к предыдущему году); в 2007 г. — 128 829 млрд р. (132% к предыдущему году), что свидетельствует о стабилизации экономики и устойчивом экономическом росте.

Таким образом, рыночные преобразования в экономике БССР начались с курса на ускорение и перевод предприятий на самофинансирование и самоокупаемость. Однако безуспешность экономического реформирования при сохранении командно-административной системы, политический кризис, сложная социально-экономическая ситуация привели в итоге к распаду СССР. Экономике Республики Беларусь необходимо было строить рыночные отношения в условиях глубокого кризиса и разрыва прежних хозяйственных связей. Кризис усугубила реализация в 1991—1995 гг. Программы перехода республики к рыночным отношениям. Процесс стабилизации экономики Республики Беларусь начался в 1995 г. в связи с реализацией Программы социально-экономического развития страны до 2000 г. Период после 2000 г. продемонстрировала устойчивый экономической рост в республике. Сегодня Республика Беларусь формирует инновационный тип экономики.

Глоссарий

АПК (аграрно-промышленный комплекс) — система отраслей народного хозяйства по производству средств производства для сельского хозяйства, а также тех отраслей, которые перерабатывают сельскохозяйственное сырье. Создание общей системы управления предусматривалось Продовольственной программой СССР (1982). В 1985 г. на основе ряда министерств был создан Госагропром БССР. В условиях кризиса административно-командной системы такая реорганизация результатов для развития сельского хозяйства не принесла.

Интенсификация — комплексная программа, разработанная в Беларуси в 1985 г. Предполагалось сочетание следующих направлений: автоматизация, материалоемкость, энергоемкость и т. д. Однако ее реализация затормозилась в 1986 г. после аварии на Чернобыльской АЭС. Обвальные кризисные процессы в СССР окончательно остановили осуществление этой программы.

Инфляция — чрезмерное увеличение количества обращающихся в стране бумажных денег сверх потребностей хозяйственного оборота и, в связи с этим, быстрое их обесценивание.

Кооперация — Форма добровольного объединения населения для совместного производства и оказания услуг. Основные виды кооперации: потребительская, сельскохозяйственная, промышленная, кредитная, жилищная.

Линия Керзона — условное название восточных границ Польши, которые были определены в 1919 г. комиссией по территориям на Парижской мирной конференции. Это название произошло от фамилии министра иностранных дел Англии Дж. Керзона.

Мелиорация — одно из распространенных средств улучшения сельскохозяйственных угодий. К середине 1960-х гг. в Беларуси ориентировались преимущественно на осушение, результатом чего стали в ряде районов пыльные бури. С конца 1960-х гг. в республике больше внимания уделяли обратному водорегулированию, созданию лесоохранных полос и т. д. Однако ряд экономических проблем остается нерешенным до настоящего времени. Кроме того, за пределы Беларуси через стоковые системы выбрасывается огромное количество питьевой воды.

Перестройка — данный термин начал широко употребляться партийным и советским руководством с 1987—1988 гг. Курс на перестройку рассматривался как логическое продолжение курса на ускорение социально-экономического развития, провозглашенного еще Ю. Андроповым. В отличие от последнего имел целью радикальную экономическую реформу в сочетании с демократизацией общественно-политической жизни. Эта реформа предусматривала реформирование СССР, но с его распадом фактически завершилась провалом.

Семилетка — период в планировании (например, период 1959—1965 гг. длился семь лет, отсюда и название), который возник в результате пересмотра шестого пятилетнего плана.

Совнархоз (Совет Народного хозяйства) — орган, созданный в 1957 г. для руководства предприятиями промышленности и строительства в рамках Белорусского экономического района.

Ускорение (ускорение социально-экономического развития СССР) — повышение темпов экономического развития на основе интенсификации производства, развития научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, новых форм организации, управления и стимулирования труда.

Химизация — одна из долговременных задач, определенных в середине 1960-х гг. Путем ее решения намеревались повысить эффективность сельскохозяйственного производства. За 1965—1985 гг. количество вносимых в почву искусственных удобрений увеличилось почти в 20 раз, в результате — новые экологические проблемы.

Хозрасчет — система экономических отношений между государством и предприятием, основанных на принципах экономической самостоятельности, самоуправления, самофинансирования, самоокупаемости и рентабельности предприятий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...