Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Практика применения модульно-рейтинговых систем в учебном процессе




 

Существующая традиционная технология обучения в школах, которая построена на пассивных информационных смысловые и методах обучения, не стимулирует систематическую самостоятельную учебную деятельность учеников. Потому учебный процесс должен быть организован так, чтобы ученик без принуждения стремился к систематическому активному овладению знаниями. При этом он должен самостоятельно оценивать свой уровень подготовки, выбирать и определять уровень усвоения знаний, чувствовать удовольствие от обучения.

Поиск новых технологий обучения привел к созданию так называемых альтернативных технологий. Одной из таких является технология модульно-рейтингового оценивания обучения. Под технологией модульно-рейтингового оценивания мы понимаем такую технологию организации учебно-воспитательного процесса, что базируется на индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивает стимулирующую и развивающие функции полученных знаний, их самостоятельность и мобильность в процессе индивидуально-ориентированного обучения. Методическую основу технологии модульно-рейтинговой обучения составляет модульное построение курса и рейтинговый контроль знаний, к числу которых можно отнести: системность построения курса и его гибкость; эффективный контроль качеств усвоения знаний. А также, на системный анализ содержания курса влияет методическое и программное обеспечение аудиторной самостоятельной работы учеников.

Основное достоинство новой технологии обучения в том, что в ней главным ценностным ориентиром выступает - личность ученика во всем разнообразии ее духовных, физических, интеллектуальных возможностей и способностей.

Все содержание учебного предмета разделяется на отдельные модули. Модуль - это логично завершенная часть учебного материала из отдельного предмета. Разбивая определенный курс на модуле и оценивая любые действия ученика в познавательном процессе определенным количеством баллов, мы делаем самостоятельную работу ученика более организованной. Виды работ могут быть разными: и традиционные ответы на занятии, семинары, экспресс-контроль, и нетрадиционные элементы деятельности - составление короткого самостоятельного конспекта, обзор литературы, участие в олимпиадах, конференциях и тому подобное. Всю традиционную и нетрадиционную самостоятельную работу стимулируют соответствующим количеством баллов. В конце каждого модуля ученики пишут контрольную работу. В итоге ученик набирает сумму баллов, которая обусловливает его рейтинг.

Рейтинг - это порядковая позиция ученика среди учеников класса из определенной дисциплины. Рейтинг, также, является средством стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учеников.

Такая оценка требует определенного методического обеспечения. Каждый модуль обеспечивается методическими материалами, состав которых определяется особенностями конкретной дисциплины.

Обязательными компонентами методического обеспечения является комментированный перечень литературы, который дает ученику ориентир в имеющейся учебной и научной литературе; комплект методических разработок к самостоятельной работе учеников; банк заданий для индивидуальной работы, итоговые задания проблемного характера, выполнения которых требует комплексного использования теоретических знаний и практических умений и навыков, приобретенных при усвоении материала данного модуля.

То есть в модульно-рейтинговой технологии обучения основное внимание переносится на самостоятельную работу учеников. Ведь рейтинг ученика, который потом будет переведен в оценку, состоит из баллов, полученных преимущественно за самостоятельную работу ученика. Для перевода рейтинга ученика в оценку пользуются такой шкалой.

 

Оценка 2 3 4 5
% набранных баллов <50% 51-69% 70-89% 90-100%

 

Например, модуль “Алканы (предельные углеводороды) ”. Здесь максимальная разбалловка будет такой:

 

 Мини-модуль 1

Мини-модуль 2

Мини-модуль 3

Мини-модуль 4

Всего
Экспресс контроль Самостоятельная работа Контрольная работа Призовой фонд

Дополнительные занятие

Экспресс контроль Самостоятельная работа Контрольная работа Призовой фонд Обязательные (диф.)

Дополнительные занятие

Экспресс контроль Самостоятельная работа Контрольная работа Призовой фонд

Дополнительные занятие

Экспресс контроль Самостоятельная работа Контрольная работа Призовой фонд

Дополнительные занятие

 
        Обязательные (диф.) Самостоятельные         Обязательные (диф.) Самостоятельные         Обязательные (диф.) Самостоятельные         Обязательные (диф.) Самостоятельные  
10 20 30 5 А-20, В-15, С-10 30 10 20 30 5 А-20, В-15, С-10 30 10 20 30 5 А-20, В-15, С-10 30 10 20 30 5 А-20, В-15, С-10 30 460

 

Мини-модуль 1. Метан, его строение.

Вопрос для самоконтроля:

Элементарное строение атома углерода, s и p- электроны, формы электронных облаков. Основной и возбужденный состояния углерода.

Метан - самое простое органическое соединение, его состав.

Тетраэдричное строение молекулы, характер химических связей sp3 - гибридизация.

Физические свойства и распространения в природе.

Мини-модуль 2. Строение и номенклатура углеводородов ряда метана.

Вопрос для самоконтроля:

Гомологический ряд насыщенных углеводородов на примере гомологов метана.

Общая формула парафина.

Молекулярные и структурные формулы гомологов, их физические свойства, распространения в природе.

Пространственное строение насыщенных углеводородов.

Мини-модуль 3. Химические свойства насыщенных углеводородов.

Вопрос для самоконтроля:

Химические свойства насыщенных углеводородов: горение, термическое расписание, хлорирование, изомеризация.

Отношение насыщенных углеводородов к растворам кислот, щелочей, перманганата калия.

Применение метана и его галогенопроизводных.

Добывание метана.

Мини-модуль 4. Циклопарафины.

Вопрос для самоконтроля:

Состав циклопарафинов.

Химическое строение.

Распространение в природе.

Практическое применение.

Задание для контрольной работы.

Вариант А.

Напишите структурную формулу газообразного алкана, если масса 5,6л (н.у.) его составляет 11г.

Закончить уравнение реакций:

 

; ;

;

 

Назвать вещества, которые образовались.

Написать структурные формулы: а) 3-этил-4,4-диметилгептана; бы) 2,4-диетилгексана; в) 2-метил-3-этилгексана; г) 3,3-диметилпентана.


Вариант В.

Вычислите плотность по водороду и по воздуху алкана, который стоит четвертым в гомологическом ряду.

Назвать в соответствии с международной номенклатурой углеводороды, которые имеют следующее строение:

 

 

 

Как осуществить такие превращения:®C®CH4CH3Cl?

Вариант С.

Написать структурные формулы алканов, которые имеют такой элементный состав: C - 82,76%, H - 17,24%.

Написать структурные формулы углеводородов: а) 2-метилбутана; б) 2,2-диметилбутана.

Отметить тип гибридизации орбиталей каждого из атомов углерода в молекуле пентану CH3 - CH2 - CH2 - CH2 - CH3.

Решения заданий для контрольной работы.

 

моль


 

Задана формула алканов CnH2n+2. Составляем уравнение: 12n + 2n +2 = 44; n=3 (C3H8)

 

 а.е.м

.

 

.Общая формула алкана CnH2n+2

 

. Отсюда 5n = 4n + 4n = 4.

Формула алкана C4H10. Структурные формулы:

СН3 - СН2 - СН2 - СН2 - СН3; ;

 

Контрольные задания.

Творческие.

Почему атомы углерода могут соединяться между собой, образовывая цепи? Обосновать ответ.

Из электронного строения атома углерода выходит, что в соединениях он должен быть всегда двухвалентный (наличие двух неспаренных р-электронов). В молекуле же метана углерод четырехвалентный. Как объяснить это противоречие?

Какой объем кислорода нужный для сжигания 40л смеси метана с этаном, густота которой за водородом 13,25?

Определите общую формулу соотношения суммарного объема алкана и кислорода, необходимого для полного сгорания, к суммарному его объему продуктов реакции. Для какого насыщенного углеводороду это соотношение равняется 1?

Обязательные.

Вариант А.

Составьте структурные формулы таких соединений: а) 4-этил-2-метилгексана; бы) 2,2,3-триметилбутана.

Насыщенный углеводород имеет относительную густоту пары за воздухом 4,414. Определите молекулярную формулу углеводороду.

Вариант В.

Назовите за систематической номенклатурой насыщенный углеводород, главную цепь которого имеет четыре атома углерода, а относительная молекулярная масса равняется 114.

Изомерами являются: а) 2-метилгексан и 3-этилгесан; бы) 3-этилгексан и 2,3-диметилгептан; в) 2,3-диметилгептан и 3-этил-3-метилгексан; г) 3-этил-3-метилгексан и 2-метилгексан.

Какую пространственную форму имеют молекулы насыщенных углеводородов: а) зигзаговидную; бы) линейную; в) плоскостную?

Вариант С.

В чем суть sp3-гибридизации?

Какая длина связи С - С; валентный угол в молекулах алканов: а) 0,140нм; бы) 0,154нм, 109є28’; в) 0,120нм, 180є; г) 0,134нм, 120є?

Напишите сокращенную структурную формулу 3-етил-2-метилпентана.


Решения творческих заданий.

Молекулярная масса смеси  если метана в смеси х литров, то его молярная масса , а этана . Тогда: , ; отсюда х = 10.

 

СH4 + 2O2 ® CO2 + 2H2O

C2H6 + 7O2 ® 4CO2 + 6H2O.

 

Для горения метана нужно 20л кислороду, а этана - 105л. общее количество кислорода - 135л.

 

СnH2n+2 + [n + (n + 1) / 2]O2 ® nCO2 + (n + 1)H2O

 

Общее соотношение алканов и кислорода:

 

Общая формула:

- это метан.

Разумеется, что возможны и иные варианты использования модульно-рейтинговых систем.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...