Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Проведение педагогических экспериментов с использованием модульно-рейтинговых систем




 

В качестве подтверждения актуальности применения модульно-рейтинговых систем был проведён педагогический эксперимент. Его заданием было обнаружить преимущества технологии модульно-рейтинговой обучения над существующей традиционной технологией, которая построена на пассивных информационных смысловые и методах обучения и не стимулирует систематическую самостоятельную учебную деятельность учеников.

Поставив целью формирование самостоятельности, как центральной черты личности ученика, в результате экспериментальной работы было установлено, что для достижения этой цели необходимое оптимальное сочетание разных форм самостоятельной работы: индивидуальных, групповых и фронтальных, то есть достижение их гармонизации. Под гармонизацией мы понимаем педагогически целесообразное соотношение разных форм самостоятельной работы: фронтальной, групповой и индивидуальной, что обеспечивают индивидуализацию обучения, которая создает предпосылки для развития интересов и способностей личности, сохранения и последующего воспитания творческой индивидуальности.

Фронтальная деятельность заключается в выполнении всеми учениками под непосредственным руководством учителя общих заданий (контролирующих). Хотя задание ставит для всех учеников, но в условиях модульно-рейтиногового обучения каждый имеет возможность работать за индивидуальным стилем деятельности, собственными темпами.

Групповую учебная деятельность рассматривают как совокупную учебную деятельность небольших за составом групп учеников. Достижение общей цели групповой деятельности происходит благодаря совместным усилиям отдельных членов группы. Общей чертой групповой деятельности является возможность учиться не только с учебником и у преподавателя, но и друг у друга.

Индивидуальная учебная деятельность - это единоличное решение учениками учебных задач, полная самостоятельность в получении знаний. Эта форма учебной деятельности наиболее полно учитывает индивидуальные особенности учеников, дает возможность выбору способов, приемов, темпа обучения, которые учитывают уровень развития, умственных способностей, особенности высшей нервной деятельности отдельной личности, способствует формированию и сохранению неповторимой индивидуальной личности каждого ученика.

Для педагогического эксперимента были взяты два класса: 10-А класс (экспериментальный) и 10-Б класс (контрольный). Перед внедрением модульно-рейтинговой технологии обучения в обоих классах были сделанные срезы знаний.

Результаты статистического анализа даны в таблицах.

Уровень качеств знаний учеников перед экспериментом.

 

Оценка

10-А

10-Б

  Количество учеников % Количество учеников %
5 3 10,7 2 6,9
4 7 25 4 13,8
3 16 57,1 20 6,9
2 2 7,2 3 10,3

 

Уровень качеств знаний учеников после эксперимента.

модульный рейтинговый учебный процесс

Оценка

10-А

10-Б

  Количество учеников % Количество учеников %
5 6 21,4 4 13,8
4 15 53,6 14 48,3
3 7 25 11 37,9
2 - - - -

В экспериментальном классе уроки химии были “спаренными”.

Урок начинался с изложения нового материала, на какой учитель отводил 20-25 минут. Дальше проводится самостоятельная работа учеников с учебником, дополнительной литературой. Ученики несколько конспектируют, дают ответы на вопрос в конце параграфа, изучают рисунки, схемы.

Следующим этапом является выполнение контролирующих заданий (25-30 минут), во время их выполнения ученики могут пользоваться собственным конспектом и учебником. Каждый ученик при этом может выбирать дорогой уровень сложности.

Да, вариант А - высокий уровень сложности. Задания этого варианта оцениваются 3 баллами.

Вариант В - средний уровень сложности. Задания оцениваются 2 баллами.

Вариант С - невысокий уровень сложности. Задания оцениваются 1 баллом.

Следующий этап - выполнение контрольных (обязательных) заданий (20-25 минут.).

В нашем варианте контрольное задание - это задание для самостоятельной работы, которая разделяется на обязательную и творческую (по желанию и наклонами учеников).

Обязательные задания дифференцированы. Они разделяются на варианты А - производительный, В - частично-поисковый, С - репродуктивный уровень, какие ученики выбирают добровольно. Выполняя задание, ученик может получить консультации у учителя, учеников класса, но сдает выполненное задание только индивидуально.

Происходит как бы индивидуальная защита собственной творческой работы. При этом у ученика формируется умение доказательно и обоснованно отстаивать собственное мнение, вести диалог, обстоятельно объяснять целесообразность того или другого действия.

Кроме того, защищая собственную идею, ученик должен хорошо ориентироваться в научной информации, то есть, должен систематически работать с учебником, дополнительной и научной литературой.

Контрольные задания оцениваются: А - 20 баллами, В - 15 баллами, С - 10 баллами, творческое задание - 30 баллами.

Таким образом, выполняя задание из числа контрольных (проверочных), ученик прежде всего формирует такую черту своего характера как самостоятельность.

Контрольные задания тоже имеют разный уровень сложности и соответствующее количество баллов.

Завершается изучение модуля контрольной работой, которая проводится в присутствии учителя по индивидуальным заданиям.

В процессе проведения эксперимента было отмечено, что сначала ученики относятся к выполнению заданий без особенного энтузиазма, формально, то есть лишь как к средству повышения собственной оценки.

Но после первого же индивидуального общения с учителем начинают проявлять любопытство, ведь их собственными суждениями интересуются, выслушивают предложения, критические замечания.

Ученики занимают позицию субъекта, активного участника учебного процесса, чувствуют ответственность за конечный результат - уровень подготовки к вузу, развитие себя как личности.

Описанная технология обучения позволяет индивидуализировать учебно-воспитательный процесс: содержанием обучения; темпом усвоения знаний и формирования умений; стилем деятельности; контролем и самоконтролем; характером педагогической взаимодействует учителя и учеников.

Внедрение описанной методики организации и оценивания самостоятельной работы способствует повышению самостоятельности, ответственности за результаты своего труда, что влияет на выбор будущей профессии, дает возможность создать условия для самореализации учеников, проявления их индивидуальных способностей, стимулирует творческую работу в течение четверти, индивидуализирует процесс обучения во всех формах учебной деятельности.


Заключение

 

Основные выводы по данной работе могут быть сделаны следующие:

Традиционная технология обучения, которая является основой в современной общеобразовательной школе и базируется на информационной модели образования, теряет свою актуальность. Ведь в эпоху научно-технической революции объем учебной информации удваивается каждые 10 лет и ставить целью усвоение всей информации становится нецелесообразным. На первое место выступает задание развития личности ученика, который становится субъектом учебно-воспитательного процесса.

Задание развития особенности ребенка призванные выполнить новые технологии обучения, основным ценностным ориентиром которых является ученик, как уникальная и неповторимая личность.

Основным методом обучения становится не передача готовой информации от учителя к ученику, а самостоятельная учебная деятельность учеников.

Под самостоятельной работой мы понимаем такую форму организации процесса обучения, которая осуществляется с целью приобретения новых знаний и умений в специально отведенное время без непосредственного участия учителя, но под его руководством.

Основными условиями эффективного применения самостоятельных работ являются: а) технологизация учебного процесса; бы) создание базы дидактичного материала для систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников; в) гармонизация индивидуальной, групповой и фронтальной форм самостоятельной работы; г) доминирование творческих учебно-познавательных заданий над репродуктивными в процессе самостоятельной работы учеников.

В процессе экспериментальной работы обнаружено, что эффективной технологией обучения, которая ставит целью развитие личности ученика и формирования самостоятельности, как черты характера, есть технология модульно-рейтинговой обучения.

Под технологией модульно-рейтинговой обучения мы понимаем такую технологию организации учебно-воспитательного процесса, что базируется на индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивает стимулирующую и развивающую функции полученных знаний, их самостоятельность и мобильность в процессе индивидуально-ориентированногообучения.

Использование самостоятельной дифференцированной работы учеников в технологии модульно-рейтинговой обучения дает возможность индивидуального процесса обучения и ставит учеников в условие свободного выбора содержания химического образования, методов и темпов обучения.

Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность применения технологии модульно-рейтинговой обучения, которая берет за основу самостоятельную работу учеников. Ведь 21,4% учеников экспериментального класса обнаружили знание на уровне оценки “5”, 53,6% - “4”, 25% - “3”, тогда как в традиционной технологии эти показатели составляют: 13,8% - “5”, 48,3% - “4”, 37,9 - “3”.


Список использованной литературы

 

1. Безруков Р.А., Тищенко Н.В., Безрукова Н.П. "Oprosnik-2" - программа-оболочка для создания компьютерных тестов по химии и биологии //Тезисы Всероссийской научной конференции "Молодежь и химия", Красноярск, 2002, с.140-147.

2. Безрукова Н.П., Изместьева Н.Д., Реди Е.В. Организация изучения темы "Химическая связь" с использованием компьютерных технологий в 8 и 11 классах // Материалы Менделеевских чтений, Тобольск, 2002, с. 23-24.

.   Безрукова Н.П., Козлова Л.Я., Изместьева Н.Д., Компьютерные технологии в преподавании химии в школе. Красноярск: Сибирь-Пресс, 2003 - 96 с.

.   Безрукова Н.П., Сыромятников А.А., Безруков А.А. и др. Возможности использования современных информационных технологий в преподавании тем "Химическая связь" и "Производство чугуна и стали" школьного курса химии //Материалы VIII Межд. конф.-выставки "Информационные технологии в образовании", Москва, 1998, с. 18-19.

.   Малахоткина И.Е. Информационные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. СПб.: Питер, 2004 - 288 с.

.   Непогодьева А.А. Применение компьютерных моделей и информационных технологий в процессе обучения химии и биологии. М.: ИНФРА-М, 2004 - 320 с.

.   Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования.- М: Школа-Пресс, 2001 -292 с.

.   Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М: Народное образование, 2002 -255 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...