Понятие педагогического общения
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Опорные конспекты №1 По предмету «Психолого-педагогические основы организации общения Детей дошкольного возраста» Тема 1.1. Общая характеристика общения Понятие и структура общения Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: - коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; - интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; - перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. К средствам общения относятся: 1. Язык — система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. 2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе. 3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы. 4. Жесты как средства общения служат для большей выразительности речи. 5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику. В процедуре общения выделяют следующие этапы: 1. Потребность в общении побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. 2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. 3. Ориентировка в личности собеседника. 4. Планирование содержания своего общения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить. 6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи. 7. Корректировка направления, стиля, методов общения. Барьерами в общении могут быть: а) стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций; б) «предвзятые представления» — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, все, что ново, необычно; в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебно, трудно его убедить в справедливости вашего взгляда; г) отсутствие внимания и интереса собеседника; д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов; е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.; ж) неверный выбор стратегии и тактики общения. Стратегии общения: 1) открытое (желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других) — закрытое общение (нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения свое отношение, имеющуюся информацию); 2) монологическое—диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) — личностное (общение «по душам»). Тактика общения — реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии, совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать. Позиции общения: 1) доброжелательная позиция принятия собеседника; 2) нейтральная позиция; 3) враждебная позиция непринятия собеседника; 4) доминирование, или «общение сверху»; 5) общение «на равных»; 6) подчинение, или позиция «снизу».
Виды общения: 1) «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, участия и т. п.) 2) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: нужен – вступают в контакт, мешает — оттолкнут. 3) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. 4) Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. 5) Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов. 6) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, обман). 7) Светское общение. Когда люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Понятие педагогического общения Педагогическое общение рассматривается как профессиональное общение педагога и воспитанника, направленное на создание благоприятного психологического климата для решения задач учебно-воспитательного процесса. Основные структурные этапы педагогического общения: 1. моделирование педагогом предстоящего общения; 2. организация непосредственного общения; 3. управление общением; 4. анализ общения. Коммуникативные умения педагога (А.А.Леонтьев): - умение управлять своим поведением; - умение быть внимательным (наблюдательность, гибкость и т.п.); - умение социальной перцепции («чтение по лицу»); - умение понимать и по внешним признакам адекватно моделировать психическое состояние ребенка и в целом личности; - умение презентовать себя в общении с детьми; - умение речевого общения; - умение вербального и невербального контакта с детьми; - гностические умения, связанные с осознанием, систематизацией и переносом информации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|