Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие педагогического общения




Опорные конспекты №1

По предмету «Психолого-педагогические основы организации общения

Детей дошкольного возраста»

Тема 1.1. Общая характеристика общения

Понятие и структура общения

Общение — специфическая форма взаимодействия челове­ка с другими людьми как членами общества. В общении реа­лизуются социальные отношения людей. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

- коммуни­кативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

- интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеж­дения собеседника;

- перцептивная сторона общения включает про­цесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

1. Язык — система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения слу­жат для большей выразительности речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от куль­турных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении побуждает человека всту­пить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения — человек пред­ставляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Барьерами в общении могут быть:

а) стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понима­ния людей, ситуаций;

б) «предвзятые представления» — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, все, что ново, необычно;

в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебно, трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

г) отсутствие внимания и интереса собеседника;

д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключе­ния при отсутствии достаточного числа фактов;

е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;

ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения:

1) открытое (желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других) — закрытое общение (нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения свое отношение, имеющуюся информацию);

2) мо­нологическое—диалогическое;

3) ролевое (исходя из социальной роли) — личностное (общение «по душам»).

Тактика общения — реализация в конкретной ситуации комму­никативной стратегии, совокупность конкретных коммуника­тивных умений говорить и умений слушать.

Позиции общения: 1) доброжелательная позиция принятия собеседника; 2) нейтральная позиция; 3) враждеб­ная позиция непринятия собеседника; 4) доминирование, или «обще­ние сверху»; 5) общение «на равных»; 6) подчинение, или позиция «снизу».

Виды общения:

1) «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника, ис­пользуются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, участия и т. п.)

2) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: нужен – вступают в контакт, мешает — оттолкнут.

3) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседни­ка обходятся знанием его социальной роли.

4) Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5) Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов.

6) Манипулятивное общение направлено на извлечение выго­ды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, обман).

7) Светское общение. Когда люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.

Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию.

Коммуникативная компетентность — способность устанав­ливать и поддерживать необходимые контакты с другими людь­ми.

Понятие педагогического общения

Педагогическое общение рассматривается как профессиональное общение педагога и воспитанника, направлен­ное на создание благоприятного психологического климата для решения задач учебно-воспитательного процесса.

Основные структурны­е этапы педагогического общения:

1. моделирование педагогом предстоящего общения;

2. организация непосредственного общения;

3. управление общением;

4. анализ общения.

Коммуникативные умения педагога (А.А.Леонтьев):

- умение управлять своим поведением;

- умение быть внимательным (наблюдательность, гибкость и т.п.);

- умение социальной перцепции («чтение по лицу»);

- умение понимать и по внешним признакам адекватно моде­лировать психическое состояние ребенка и в целом личности;

- умение презентовать себя в общении с детьми;

- умение речевого общения;

- умение вербального и невербального контакта с детьми;

- гностические умения, связанные с осознанием, систематиза­цией и переносом информации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...