Общая характеристика затрудненного общения
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Одной из сложных проблем психологии являются затруднения, с которыми человек сталкивается в деятельности и общении. В широком смысле слова, затрудненное общение - это все виды и формы общения, приводящие к изменениям поведения партнеров и общностей, вплоть до отказа от общения, к снижению уровня осознания причин трудностей в общении, к уменьшению, а в ряде случаев к исчезновению, попыток самостоятельного выхода из возникших затруднений, к формированию тревожного отношения к любой ситуации общения. Этиология нарушений общения у детей разнообразна. Можно назвать, по крайней мере, три ее источника. Первый - внутренние конфликты самого ребенка. Например, ребенок со страхом самостоятельности во внешнем поведении, особенно в психологически дискомфортной ситуации, какой часто является посещение дошкольного учреждения, может проявлять пассивность, двигательную заторможенность, нерешительность, со склонностью к резким колебаниям настроения, плаксивость, мнительность. Для коллектива сверстников такой ребенок не интересен, поэтому дети не ищут контактов с ним; и он оказывается в изоляции. Второй - особенности темперамента ребенка. Точнее, неумение ребенка справляться с особенностями своего темперамента. Ребенок с негативным фоном преобладающего настроения труден для коллектива детей, вызывает много агрессивных реакций и реакций избегания, что, в свою очередь, обижает и злит ребенка. Коллективная жизнь таких детей насыщена повторяющимися конфликтами на всем ее протяжении, обиды у ребенка становятся привычными, возникают отгороженность, чувство невозможности дружбы и понимания. Так же на особенности общения влияет тип нервной системы. И.С. Кон считает, что самая распространенная трудность общения детей - это застенчивость. Те, кто считают себя застенчивыми, более тревожны, склонны к невротизму и переживают больше коммуникативных трудностей.
Третий источник - семейные стереотипы поведения, некритично усвоенные ребенком и воспроизводимые во внесемейных ситуациях общения. Например, демонстративная обидчивость и капризность девочки, скопированные у мамы, вызывают смех и непонимание в кругу сверстников. Такого рода конфликты, вызванные неадекватными кругу сверстников стереотипами поведения, особенно свойственны детям, долго не посещавшим детский сад. Отсюда, к причинам трудностей общения относятся неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Трудности в развитии общения могут быть обусловлены особенностями семейного воспитания, отношения окружающих к ребенку. Знание особенностей семейного воспитания, влияния родителей на сына или дочь дает возможность объяснить специфику эмоциональных нарушений детей. Также причинами затрудненного общения, могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ от контактов с людьми, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Исходя из всего вышесказанного, в работе с детьми нужно учитывать все возможные причины затрудненного общения.
Психолого-педагогическая помощь детям, испытывающим Затруднения в общении
Застенчивый ребёнок. Воспитывайте в ребенке чувство собственной значимости, адекватную Самооценку. 2. Формируйте у ребенка ощущение уверенности в себе.
3. Развивайте в ребенке навыки социального поведения. 4. Нейтрализуйте тревогу и стресс.
Замкнутый ребёнок. 1. Расширяйте круг общения ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми. 2. Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком. 3. Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека. 4. Для занятий с замкнутыми детьми с успехом можно использовать различные настольные игры, которые есть дома (мозаика, домино, лото, шашки и т.д.). Однако есть особенность проведения этих игр - в них обязательно должно играть несколько детей. В настольных играх отрабатываются навыки совместной игры с правилами. Также можно предложить ребенку подвижные игры, разыгрывание ситуаций, рисование и лепка в сотрудничестве с другими детьми.
Капризный ребёнок. 1. Попытайтесь как можно точнее прочитать и проанализировать послание ребенка, которое заложено в его Конфликтный ребёнок. 1.Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребёнка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения. 2.После конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации. 3.Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.
Беспокойный ребенок. 1.Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать; четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи. 2.Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в поведении. 3.Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|